СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка комплекса оценочных средств, 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка комплекса оценочных средств по разделу школьного курса:

«Первоначальные сведения о строении вещества»

 

§ 7 Строение вещества

§ 8 Молекулы

§ 9 Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах

§ 10 Взаимное притяжение и отталкивание молекул

§ 11 Агрегатные состояния вещества

§ 12 Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

Просмотр содержимого документа
«Разработка комплекса оценочных средств, 7 класс»

Совместная работа: Е.И. Романова, МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа», Хоринский район

О. И. Добрынина, МОУ «Таловская средняя общеобразовательная школа», Прибайкальский район

Разработка комплекса оценочных средств по разделу школьного курса:

«Первоначальные сведения о строении вещества»


§ 7 Строение вещества

§ 8 Молекулы

§ 9 Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах

§ 10 Взаимное притяжение и отталкивание молекул

§ 11 Агрегатные состояния вещества

§ 12 Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов


Этап I.

В результате изучения главы «Первоначальные сведения о строении вещества» в 7 классе у учащиеся формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуника-тивные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики овладеют типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научаться использо-вать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.    

1.Цели изучения раздела физики «Первоначальные сведения о строении вещества»:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира;

- дать основные понятия: «вещество», «атом», «молекула», «взаимодействие», «диффузия», «агрегатное состояние»;

- объяснить основных положений МКТ, строения вещества, агрегатных состояний вещества, броуновское движение.

Умение определять:

- размеры атомов и молекул способом рядов;

- приводить примеры практического использования взаимодействий;

- уметь описывать и объяснять явление диффузии;

- объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях;

- использовать знания о строении вещества для объяснения различных явлений;

- объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества;

- применять полученные знания при решении задач; уметь объяснять природные явления на основе МКТ.

(Важную роль в этом играет эксперимент, работа с различными источниками информации)

Достижение вышеуказанных целей обеспечивается решением следующих задач:

1. Формировать умения:

- Использовать при решении задач основные положения МКТ;

- Описывать, наблюдать физ. явления, процессы;

- Выдвигать гипотезу;

- Проектировать ход эксперимента;

- Устанавливать последовательность;

- Полное выполнение работы по образцу;

- Объяснять результаты наблюдений чисел и величин;

2. Воспитывать:

- чувство уважения к партнёру;

- позитивное отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.

3. Развивать:

- познавательный интерес, внимание, наблюдательность, логическое мышление, способность анализировать результаты наблюдений, делать выводы.

Контроль:

- выяснить уровень обученности учащихся, через диагностическое тестирование, проведе-ние самостоятельных и контрольных работ, индивидуальную работу учащихся по карточкам.

Форма работы:

- дифференцированный подход при их обучении; работа в группах.



Планируемые результаты обучения

Личностные:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способнос-тей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости  использования дости-жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентирован-ного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобре-тений, результатам обучения.)


Метапредметные:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
-формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Предметные результаты:

а) общие:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
-умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


б) частные:

- понимание и способность объяснять такие физические понятия, как вещество, молекула, атом; физические явления: как взаимодействие молекул, броуновское движение, диффузия, строение веществ и их свойства, смачивание и несмачивание, капиллярность;

- умение измерять размер молекул;

- объяснять с точки зрения МКТ агрегатное строение вещества, свойства, диффузию и быстроту её протекания, сжимаемости вещества;

- владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения строения вещества, диаметра частиц, свойств агрегатных состояний вещества;

- понимание смысла основных физических понятий и умение применять их на практике;

- овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

- умение использовать полученные знания, умение и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья и окружающей среды, техника безопасности и др.).


«Личностные универсальные учебные действия»

У учащегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы на основе личностно - ориентированного подхода;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использова-ния достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

-действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

-формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобре-тений, результатам обучения.
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие этнических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- установка на здоровый образ жизни;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечествен-ной художественной культурой;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. 

Учащийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успеш-ной реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятель-ности;

- морального сознания на конвенциальном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации и исскуство, как значимаемую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия.


«Регулятивные универсальные учебные действия»

Учащийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей определение последова-тельности промежуточных целей, последовательности действий с учетом конечного результата и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать правильность выполнения действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Учащийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце дейст-вия.  

-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

 

«Познавательные универсальные учебные действия»   

Учащийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового чтения научных, художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждение в форме связи простых суждение об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии;

- владеть общим приёмом решения задач.

Учащийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных, логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач.

Логические УУД предполагают:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем входят следующие:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


«Коммуникативные универсальные учебные действия»

Учащийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Этап II.

Подбор заданий для диагностических работ и составление диагностической таблицы.

Инструментом детального и качественного определения степени сформированности предметных навыков и умений являются диагностические задания.

Составляемые диагностические задания рассчитываются по степени сложности и времени их выполнения. Время выполнения 10 – 15 мин либо 45 мин. Важнейшим принципом диагностической работы являются: гласность, объективность, систематичность.

Перечень основных умений можно оформить в виде плаката, поместить его на видном месте и сообщить учащимся, что степень сформированности этих умений будет определена после проведения диагностической работы.

В конце изучения темы предложить учащимся диагностическую работу. Чтобы дети проявляли интерес к диагностическим работам и не испытывали чувства страха, как перед контрольной работой, необходимо им объяснить, что за работу отметки не ставятся, в итоге её выполнения каждый узнает результаты своего «продвижения» по овладению основными умениями. Для объективной оценки деятельности каждого работу надо выполнить самостоятельно, не бояться допустить ошибки.

О дате выполнения работы не сообщается, цель её проведения обязательно известна всем. Тон учителя должен быть доброжелателен, располагать к ответственной работе. Всё это способствует успешности обучения. Исчезают проблемы с психологией: нет обид за «двойку», нет страха перед родителями за отметку, внимание на уроке становится стабильным, а не вызывается единовременным желанием получить хорошую отметку, работа учащихся на уроке становится целенаправленной и мотивированной.

Для контроля над процессом формирования поставленных умений по результатам работы составляется диагностическая карта (таблица).















Диагностическая карта.


Фамилия, имя учащегося

Тип ошибки

Основные умения

Итоговая

Оценка деятель-ности учащихся

Определения «вещество», «молекула», «атом», диффузия, «агрегатное состояние»

В применении основных положений МКТ для объяснения:


баллы

Диффузии и быстроты её протекания

Сжимаемости веществ

Различных агрегатных состояний вещества

6.1

Использовать при решении задач основные положения МКТ

6.2

Описывать, наблюдать физ. явления, процессы

6.3

Выдвигать гипотезу

6.4

Проектировать ход

эксперимента

6.5


Устанавливать

последовательность

чисел и величин

6.6


Полное выполнение

работы по образцу

6.7


Объяснять результаты наблюдений


1

2

3

4

5

6

7

Иванов Петя













Петров Саша

























Анализ выполнения работы учащимися класса № _______

Количество учащихся: выполнявших задание





6.1 Использовать при решении задач основные положения МКТ


Справившихся успешно





6.2 Описывать, наблюдать физ. явления, процессы


Допустивших ошибки





6.3 Выдвигать гипотезу


Обученность класса





6.4 Проектировать ход

эксперимента


Количество учащихся: у которых умение сформировано





6.5 Устанавливать последовательность

чисел и величин


В стадии формирования





6.6 Полное выполнение работы по образцу


Не сформировано





6.7 Объяснять результаты наблюдений



1 – в определениях: «вещество», «молекула», «атом», диффузия, «агрегатное состояние»;

В применении основных положений МКТ для объяснения:

2 - Диффузии и быстроты её протекания;

3 - Сжимаемости веществ;

4 - Различных агрегатных состояний вещества;

5 - Использование при решении задач основных положений МКТ;

6 - Основные умения:

6.1 - Использовать при решении задач основные положения МКТ

6.2 - Описывать, наблюдать физ. явления, процессы

6.3 - Выдвигать гипотезу

6.4 - Проектировать ход эксперимента

6.5 - Устанавливать последовательность чисел и величин

6.6 - Объяснять результаты наблюдений

7 – дата оценивания основных умений по баллам

При проверке работ используется знаковая система, отмечается количество ошибок, допущенных при выполнении всей работы и уровень сформированности умений:

| — отмечается количество ошибок при выполнении всей работы;

 — умение сформированности;

 — умение не сформировано;

 — умение в стадии формирования


Под таблицей подсчитывается обученность класса в процентах и делаются статистические выводы.

После анализа работы, учащихся ознакамливают с результатами диагностики, показав каждому, какие умения у него сформированы, а над формированием каких умений надо ещё работать.

Для наглядности и гласности результатов учебной деятельности изготавливается стенд, состоящий из постоянной части – фамилия, имя учащегося и сменной.










№ класса __________


Фамилия, имя учащегося

Степень сформированности умения


Оценка деятельности учащегося

Общих max балл = 34 баллов

6. основные умения

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

6.7


Использовать при решении задач основные положения МКТ


1балл за один пункт выполненного задания


(7вопросов - max = 7б)


Описывать, наблюдать физ. явления, процессы


2балл за один пункт выполненного задания


(1качест задача с тремя условиями: описание свойств – 2б, схема расположения частиц – 2б, схема движения частиц – 2б; - max= 6б)



Выдвигать гипотезу


3 балла за один пункт выполненного задания

(max = 3б)


Проектировать ход

эксперимента



3 балла за один пункт выполненного задания

(max = 3б)


Устанавливать последователь-ность

чисел и величин


5баллов за один пункт выполненного задания

(max = 3б)


Полное выполнение

работы по образцу

5 баллов за один пункт выполненного задания

(max = 3б)


Объяснять результаты наблюдений

5 баллов за один пункт выполненного задания

(max = 3б)

само-ценка

Оценка учителя

само-ценка

Оценка учителя

само-ценка

Оценка учителя

само-ценка

Оценка учителя

само-ценка

Оценка учителя

само-ценка

Оценка учителя

само-ценка

Оценка учителя

само-ценка

Оценка учителя

Иванов Петя

















Петров Саша






































































































Последняя колонка показывает динамику формирования умений у каждого учащегося, которая будет видна при сравнении нескольких диагностических карт в течении года.

После заполнения диагностической карты мы увидим полную картину реальных достижений всех учащихся.

Отражение динамики формирования умений у учащихся – это безотметочная оценка деятельности школьника.

Вывод: системная диагностика предметной обученности даёт возможность сравнивать умения учащегося на начальном этапе и в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений, организовать целенаправленную развивающе-коррекционную работу с учащимися и проследить продвижение каждого к поставленной цели.


Формула для определения личного рейтинга учащегося

Коэффициент успешности — Х успешности определяется отношением числа набранных баллов N к максимальному их числу N max

N max = 34 балла

Перевод оценки в баллах в уровень учебных достижений


баллы

уровень достижения планируемых результатов

отметка

34 - 31 балл (100% - 90%)

высокий

5

30 - 26 баллов (89 % - 60 %)

выше среднего

4

25 - 20 баллов (59 % - 50 %)

средний

3

19 и ниже баллов (менее 50 %)

низкий

2


Диагностический тест.


Вариант I.

Задание №1 Вопросы

1 Дать определение, что такое молекула.

2 Отличается ли при одинаковой температуре промежутки между молекулами какого – либо вещества, находящегося в твёрдом, жидком и газообразном состояниях?

3 Чем объяснить, что в газах может протекать явление диффузии?

4Чем отличается движение молекул холодной воды от движения молекул горячей воды?

5 Молекулы воды и льда одинаковые или нет? Почему? Чем отличаются между собой вода и лёд при одинаковой температуре?

6Газы легко сжимаются. Можно ли сжать газ до сколь угодно малого объёма? Почему?

7 Почему на классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора?

Задание №2

Описать свойства жидкого вещества, создать схему расположения и движения молекул этого агрегатного вещества

Задание №3 Эксперимент

Определить размер горошины, используя метод рядов

Вариант II


Задание №1 Вопросы

1 Дать определение, что такое атом.

2 Чем объясняется увеличение длины проволоки при её нагревании?

3 Чем объяснить, что в газах может протекать явление диффузии?

4 Почему диффузия протекает быстрее при более высокой температуре?

5 Из одинаковых ли молекул состоят вода и водяной пар? Почему? Чем отличаются между собой вода и водяной пар при одинаковой температуре?

6 Почему твёрдые тела не распадаются сами собой на отдельные молекулы?

7 Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 50 % его вместимости?

Задание №2

Описать свойства твердого вещества, создать схему расположения и движения молекул этого агрегатного вещества

Задание №3 Эксперимент

Определить по фотографии истинный размер молекулы если размер молекулы увеличен в 70000 раз







Второй вид работы: итоговый контрольный тест по изученной главе, например


Контрольный тест.

«Первоначальные сведения о строении вещества»


Вариант – I.

При выполнении заданий части 1 выполняемого задания (А1 – А3) правильный ответ обведите кружочком.

Часть 1.

А1. При нагревании тела расширяются. Чем является процесс нагревания по отношению к процессу расширения тела?

А. Причиной.

Б. Следствием.

В. Физическим явление.

Г. Опытным фактом.


А2. В каком состоянии вещество занимает весь предоставленный объём и не имеет собственной формы?

А. Только в жидком.

Б. Только в газообразном.

В. В жидком и газообразном.

Г. Ни в одном состоянии.


А3. В веществе молекулы непрерывно движутся и сталкиваются друг с другом. Как вы думаете, «изнашиваются» ли молекулы от этих ударов, изменяются ли со временем размеры и форма молекул, уменьшается ли со временем их масса?


А. Молекулы со временем не изменяются.

Б. Со временем масса молекулы уменьшается, но очень мало.

В. Размеры молекул практически не изменяются.

Г. Изменяется и форма и масса молекул.

Часть 2.

Ответом к каждому заданию части 2 будет некоторое число. Это число надо записать рядом с номером каждого выполняемого задания (В1 – В2).


В1. На фотоснимке видимый диаметр молекулы некоторого вещества равен 0,5 мм. Чему равен действительный диаметр молекулы данного вещества, если фотоснимок получен с помощью электронного микроскопа с увеличением в 200000 раз?


В2. Один кубический сантиметр воды содержит такое число молекул воды, которое может быть записано так: цифра 3 и 22 нуля после неё. В 1 см3 газа при нормальных условиях число молекул приблизительно в 1100 раз меньше. Напишите это число с точностью до двух значащих цифр.


Часть 3.

К заданиям части 3 (С1 – С2) запишите полное решение. Задания представляют собой задачи, при оформления решения которых нужно внести названия законов или ссылок на определение физических величин, соответствующих формулам, которыми пользуетесь. Если требуется, то нужно рассчитать числовое значение искомой величины, если нет – оставить решение в буквенном виде.


С1. Площадь боковой поверхности куба, сделанного из некоторого сплава металлов, равна 150 см2. После нагревания куба каждое его ребро стало длиннее на 1 мм. На сколько изменился объём куба?


С2. Капля масла объёмом 0,003 мм2. Растеклась по поверхности воды тонким слоем и заняла площадь 300 см2. Принимая толщину слоя равной диаметру молекулы масла, определите этот диаметр.


Контрольный тест.

«Первоначальные сведения о строении вещества»


Вариант – II.

При выполнении заданий части 1 выполняемого задания (А1 – А3) правильный ответ обведите кружочком.

Часть 1.

А1. Какой научный вывод сделан учёными из наблюдений явлений расширения тел при нагревании, испарения жидкостей, распространения запахов?

А. Свойства тел необъяснимы.

Б. Все тела состоят из очень маленьких частиц – атомов. В. Каждое тело обладает своими особыми свойствами.

Г. Вещества обладают способностью возникать и исчезать.


А2. Каким способом можно увеличить скорость беспорядочного движения молекул воздуха, находящегося внутри мяча? 1. Бросить мяч с большой скоростью. 2. Нагреть мяч.


А. Только 1.

Б. Только 2.

В. 1 или 2.

Г. Скорость беспорядочного движения молекул нельзя изменить ни каким способом.


А3. В стакан с водой упала капля краски. Через некоторое время вся вода оказалась окрашенной. Какое явление было причиной распространения молекул краски по всему объёму воды? Температура воды в стакане всюду была одинаковой.


А. Испарение. Б. Конденсация. В. Диффузия. Г. Конвекция.


Часть 2.

Ответом к каждому заданию части 2 будет некоторое число. Это число надо записать рядом с номером каждого выполняемого задания (В1 – В2).


В1. Капля масла объёмом 0,003 мм2. Растеклась по поверхности воды тонким слоем и заняла площадь 300 см2. Принимая толщину слоя равной диаметру молекулы масла, определите этот диаметр.


В2. Один кубический сантиметр воды содержит такое число молекул воды, которое может быть записано так: цифра 3 и 22 нуля после неё. В 1 см3 газа при нормальных условиях число молекул приблизительно в 1100 раз меньше. Напишите это число с точностью до двух значащих цифр.


Часть 3.

К заданиям части 3 (С1 – С2) запишите полное решение. Задания представляют собой задачи, при оформления решения которых нужно внести названия законов или ссылок на определение физических величин, соответствующих формулам, которыми пользуетесь. Если требуется, то нужно рассчитать числовое значение искомой величины, если нет – оставить решение в буквенном виде.


С1. Размеры молекул сложных веществ достигают 0,005 мкм. Сколько таких молекул поместилось бы на длине 1 см, если бы размеры промежутков между молекулами были равны размерам самих молекул?

С2. На фотоснимке видимый диаметр молекулы некоторого вещества равен 0,5 мм. Чему равен действительный диаметр молекулы данного вещества, если фотоснимок получен с помощью электронного микроскопа с увеличением в 200000 раз?



Глава I «Первоначальные сведения о строении вещества»


Самостоятельная работа 1. Самостоятельная работа 2.


Задание

Ответ


Задание

Ответ

А1

Г

А1

В

А2

А

А2

Г

А3

В

А3

Г



Контрольный тест

Вариант – I.

Часть1.


Задание

Ответ

А1

А

А2

В

А3

А


Часть 2.

Указания к решению.

В1. Составить пропорцию.

В2. Перевести все величины в систему СИ и составить пропорцию.


Задание

Ответ

В1

0,0000025 мм

В2

27 000 000 000 000 000 000


Часть 3.


С1. Объём увеличился на 7,65 см3.

С2. 0,0000001 мм.


Вариант – II.

Часть1.


Задание

Ответ

А1

Б

А2

Б

А3

В


Часть 2.

В1. Перевести все величины в систему СИ и составить пропорцию.


В2. Перевести все величины в систему СИ и составить пропорцию.


Задание

Ответ

В1

0,0000001 мм.

В2

27 000 000 000 000 000 000


Часть 3.


С1. 1 000 000 молекул

С2. 0,0000025 мм


Инструкция

по выполнению Контрольного теста.


Контрольный тест состоит из трёх частей:, различающихся формой и уровнем сложности – базовым, повышенным и высоким.

Часть 1. Задания типа А – тестовые задания с четырьмя вариантами ответа. Из предложенных вариантов необходимо выбрать один правильный. В данной части проверяются усвоения базовых понятий и овладение умением проводить несложные преобразования с физическими величинами, а также анализировать физические явления.

Часть 2. Задания типа В – тестовые задания, предназначенные для проверки умения использовать формулы, определения по данной теме. Для выполнения этих заданий требуется повышенный уровень подготовки учащихся. На задания этой части необходим краткий ответ в виде цифр и единиц измерения.

Часть 3. Задания типа С – тестовые задания, требующие полного и обоснованного ответа в виде решения.


За выполнение задания учащиеся получают баллы: за каждое задание части 1 – 1 балл, части 2 – 2 балла, части 3 – 3 балла.


Систематическое использование тренировочных заданий в качестве текущего тематического контроля знаний даёт возможность:

Учителю:

- оценить уровень подготовки учащихся по каждой теме;

- выявить пробелы в знаниях и умениях.

Учащимся:

- составить представление о новой тестовой форме, её структуре;

- приобрести опыт выполнения заданий разного уровня сложности.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!