СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка "Коррекционно – развивающие занятия с детьми"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно – развивающие занятия с детьми

Просмотр содержимого документа
«Разработка "Коррекционно – развивающие занятия с детьми"»

Коррекционно – развивающие занятия с детьми.


Развитие внимания.


Задание №1. «Найди различия». Ученику предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребёнка количество отличий может увеличиваться (от 2-3 до 5-6). В случае возникновения трудностей при рассматривании объектов ребёнку может быть оказана помощь.

Выполнение этого задания требует максимальной концентрации внимания для того, чтобы увидеть различия, которые присутствуют в изображённых объектах.


Задание №2. «Найди сходства». Ученику поочерёдно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа – четыре таких же объекта, но каждый из них отличается деталями. Один из четырёх точно такой же, как и предлагаемый на образце слева, его необходимо найти.

Задание направленно на формирование у ребёнка умения находить сходные признаки в изображённых объектах. При его выполнении формируются не только основные качества внимания, но и наблюдательность, усилие воли. Наряду с этим развиваются мыслительные операции, и в первую очередь – анализ, синтез и сравнение.


Задание №3. «Дорисуй». Ученику предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать.

Это задание направленно на формирования внимания, воображения, изобразительной деятельности.


Развитие восприятия.


Задание №1. «Составь фигуры». Ученику предлагаются поочерёдно усложняющие таблицы с изображением знакомых объектов. Сначала предъявляется готовый образец, а затем все составляющие его части. Методика работы представляет следующие этапы:

- наложение соответствующих частей на готовый объект;

- составление объекта по образцу, который лежит перед ребёнком;

- самостоятельное составление объекта из частей без заданного образца.

В задании идёт формирование восприятия целого по его частям. В процессе работы развивается также наблюдательность, умение анализировать и сравнивать объекты, формируются такие качества деятельности, как целенаправленность, планирование, самоконтроль, волевые качества. Выполнение этого задания позволяет формировать и конструктивную деятельность.


Задание №2 «Найди похожие». Ученику поочередно предлагаются две таблицы с изображением знакомых предметов. На первой таблице требуется соотнести предметы только по одному признаку-по форме. На другой таблице предметы различаются на только форме, но и цветом. Предметы, изображенные на второй таблице, могут быть вырезаны и затем предложены для классификации.
В этом задании формируется восприятие признаков формы, цвета, процесс сериации предметов.


Задание №3. «Определи правую и левую стороны». Ученику предлагается сначала определить правую и левую стороны на себе (например, показать правую руку, левый глаз, левую руку, правую ногу, взять карандаш правой рукой). Затем определение правой и левой стороны проводится на таблицах.
В данном задании формируется и закрепляется восприятие правой и левой сторон.


Развитие памяти.


Задание №1. «Запомни слова по рисункам». На таблице слева написаны слова, справа дано изображение предметов, связанных с данными словами по смыслу. Ученику предлагают установить связи между словом и рисунком, после чего левый столбик со словами закрывают и просят вспомнить слова по рисункам.

При выполнении данного задания формируется способность ребёнка к установлению логических связей в процессе запоминания.


Задание №2. «Опосредованное запоминание». В зависимости от возраста детям предлагают разные по количеству наборы слов для запоминания и соответствующие по смыслу карточки.

Ученик должен при назывании слова выбрать подходящую по смыслу карточку, которая позволит ему вспомнить слово.

Данное задание формирует способность ребёнка к установлению логических связей в процессе запоминания, проводит обучение использованию приёмов запоминания, развивает способность использовать эти приёмы при воспроизведении.


Задание №3. «Цепочка действий». Ученику предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми папку, отнеси её учителю в соседний класс и попроси, чтобы через урок её нам вернули».

Эти и аналогичные задания направлены, прежде всего на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Также они формируют сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.


Развитие воображения.


Задание №1. «Узнай, что это, и дорисуй». Ученику поочерёдно предлагают картинки с точечным, схематическим, частичным изображением объектов. Просят назвать их и дорисовать.


Задание №2. «Дорисуй картину». Ученику предлагают недорисованную сюжетную картину, которую необходимо сначала внимательно изучить и описать, а затем дорисовать.

При выполнении этих заданий актуализируются образы памяти, совершенствуется умение выделять образ предмета и воссоздавать его в рисунке, развивается зрительное восприятие, активизируется аналитико- синтетическая деятельность, богаче становится воображение.


Развитие мышления.


Задание №1 «Выдели неподходящий предмет». В зависимости от возраста перед учеником раскладывают от 4до 8-10 картинок, относящихся к одной родовой категории. Одна картинка не входит в эту группу. Ребёнок должен её найти.

В этом задании формируются операции анализа, синтеза, обобщения.


Задание №2 «Установи последовательность событий». Перед учеником в произвольном порядке раскладываются 4-6 карточек с выполнением каких-либо операций, связанных единым сюжетом. Ученик должен сначала разложить эти карточки по порядку, а затем воспроизвести это вслух. В тех случаях, когда ребёнок не справляется с заданием, можно положить первую карточку и спросить, что было потом. Или положить вторую картинку и спросить, что было перед этим.

Вариант 2. Ученику предлагают текст с нарушенной последовательностью выполнения операции. Прочитав текст, он должен воспроизвести текст в нужном порядке.

В этом задании ребёнка учат понимать логические связи, устанавливать причинные зависимости, делать обобщения; в процессе составления рассказа развивается речь ребёнка (словарный запас, грамматический строй речи.


Развитие речи.


Задание №1. «Назови и покажи». Перед учеником раскладываются карточки с изображением предметов, относящихся к разным родовым категориям, и предлагают рассмотреть эти карточки. Затем учитель называет изображённые объекты и просит ученика найти и показать их.

В данном задании расширяется пассивный словарь ребёнка.


Задание №2. «Вставь пропущенное слово». Предлагаются незаконченные фразы. Ученику необходимо подобрать пропущенное слово.

Вариант №2. Ученику предлагают фразы, объединённые по смыслу в короткие тексты. Во фразах пропущены отдельные слова, ученику по контексту должен вставить нужное слово.

Вариант №3. Ученику предлагают дополнить имеющийся текст.

Использование денного задания способствует расширению словарного запаса, формированию у детей понимания причинно-следственных зависимостей.


Задание №3. «Выбери подходящее слово». Ученику предлагают построить фразу, добавив пропущенное слово, которое необходимо выбрать из предложенных.

Подобная работа активизирует познавательную деятельность ученика и расширяет его словарный запас.


Развитие моторики.


Работая над развитием моторики можно предлагать ученику:

- вставить нитку в иголку;

- завязать на конце нитки узелок;

- одновременно правой и левой рукой складывать в коробку пуговицы;

- произвести раскрой изделия (работа с ножницами);

- проложить строчку на швейной машине (работа руками и ногой);

- намотать нитку на шпульку;

- заправить верхнюю и нижнюю нить на швейной машине;

- выполнить ручные стежки и т.д.

Все эти задания развивают движение пальцев рук. Важно использовать специальную пальчиковую гимнастику, массажные упражнения для кистей рук и т.д. Большие возможности для развития мелких движений кистей рук имеет работа по изобразительной деятельности, конструированию.