ТЕМА УРОКА Строение цветка в связи с его функциями. Разнообразие цветков.
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающие: формирование знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений; познакомить со строением цветка; раскрыть биологическое значение частей цветка; дать представление об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях;
Развивающие: способствовать формированию умений сравнивать изучаемые объекты, делать выводы, формировать научное мировоззрение на основе строения и выполняемой функции;
Воспитательные: осуществлять экологическое, эстетическое, природоохранное воспитание.
Задачи урока:
1. Образовательные: научить учащихся выделять основные части цветка;
2. Коррекционные: развивать умения анализировать, разделять объект на части, выделять морфологические особенности каждой части;
3. Воспитательные: формирование у учащихся любовь к природе, учить заботиться о ней.
Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Познавательных:
Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.
Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.
Коммуникативных:
Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.
Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.
Через организацию работы в микрогруппах;
Социально- трудовых, посредством развития умения самоорганизации;
Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группах.
Предметных:
Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.
Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.
Метапредметных:
Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;
Продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа;
Развивать на уроке активную речевую практику;
Личностных:
Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;
Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- что цветок-это видоизмененный побег;
- строение цветка и его главные части;
- функциональные особенности частей цветка;
- биологическая роль цветка как генеративного органа;
- принципы классификации цветков и их классификация.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать схемы, рисунки, тексты;
- сопоставлять рисунки и схемы;
- сворачивать и разворачивать текст.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: цветок, околоцветник, чашечка, венчик, чашелистики, лепестки, тычинка, пестик, пыльник, рыльце, столбик, завязь, двуполые и однополые цветки, однодомные и двудомные растения, правильные, неправильные, асимметричные цветки.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесные (рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация оборудования); частично-поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемной ситуации); репродуктивные (беседа, тестирование); интерактивные.
ТИП УРОКА - урок усвоения новых знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: таблица «Строение цветка», фото цветов, компьютер, проектор, раздаточный печатный материал для групп, презентация, музыка: вальс цветов из балета «Щелкунчик»,
ХОД УРОКА
Настраиваю учащихся на серьезную, вдумчивую работу.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас на своем уроке! Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их. Обернемся к гостям и улыбнемся. Присаживайтесь.
Сегодня на уроке мы работаем вместе. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Проверяю наличие и качество знаний учащихся, необходимых для восприятия нового материала по вопросам:
Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать. Но прежде, чем начать изучение нового материала, сейчас мы вспомним, какие органы цветкового растения мы уже с вами изучили?
Беседа
Назовите виды органов растения.
Какие органы относятся к генеративным?
Из каких почек образуются цветки?
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассказ учителя и видеоролик с распускающимися цветами (Вальс цветов из балета «Щелкунчик»)
Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всём школьном курсе…
Вы сейчас, немного подумав, должны решить проблему нашего урока. Какую тему мы будем изучать? Сегодня я встретила цветочную фею, и она передала мне корзину, которую надо заполнить цветами. Собранная корзина с цветами даст нам допуск в прекрасный мир цветов. Но для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые оставила цветочная фея. Давайте сегодня ответим на них, изучив строение и разнообразие цветков растений.
/ Активизация познавательного интереса учащихся /
- Так какую тему мы будем изучать сегодня?
Сообщение темы и цели урока
(Слайд 1)
- А что вы хотели бы узнать о цветах?
Формулирование задач урока.
(Слайд 2)
Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.
Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов.
- Какие вы знаете песни о цветах?
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2)
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1) Строение цветка.
Рассказ, создание проблемной ситуации
Цветы всегда привлекали людей своей красотой и ароматом. Человек начал использовать цветы для украшения жилища очень давно – около шести тысяч лет назад.
Интерактивный приём «Удивляй»
Согласно дошедшим до нас историческим данным, первыми декоративными растениями были роза и лотос.
(слайды 3-4)
В Древней Греции поэты называли розу царицей цветов. Сказания Древней Индии говорят о том, что богиня красоты и любви Лакшми родилась из бутона роз. Она была провозглашена богиней красоты, а роза – символом божественной тайны, которую она хранит под защитой шипов.
(слайды 5,6,7,8)
Изображения лотоса украшали колонны храмов и дворцов, были выбиты на египетских монетах. Цветок лотоса раскрывается 4 дня, постепенно изменяя свою форму и окраску лепестков. В течение нескольких тысячелетий его разводят в водоемах и даже на рисовых полях в Индии, Китае и Японии. И в настоящее время лотос ценится как съедобное и пищевое растение.
? Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что же такое цветок и зачем он нужен растению
Цветки разных растений могут сильно отличаться. Одни из них крупные, другие мелкие. Одни из них собраны в соцветия, другие расположены одиночно. Но не смотря на огромное разнообразие, все цветки имеют ряд общих черт. Давайте более подробно рассмотрим строение цветка. А вам я предлагаю вести запись в опорный конспект.
Так что же такое цветок?
Работа с текстом учебника
(слайд 9)
Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.
Цветок имеет главные и второстепенные органы.
Работа с текстом учебника
(Слайд 10)
Главные органы цветка – пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение.
(Слайд 11)
В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружен многочисленными тычинками. Пестик (гинецей)– это женский половой орган цветка,
(Слайд 12)
Он имеет рыльце /на которое должна попасть пыльца/. Обычно оно клейкое и шероховатое. Оно служит для восприятия пыльцы.
(Слайд 13)
Столбик /опорные функции: поднимает рыльце, иногда высоко над цветком/
(Слайд 14)
И завязь – самая расширенная часть пестика, содержит один или несколько семязачатков. В гнёздах семязачатков развиваются зародышевые мешки, в которых формируются женские половые клетки – яйцеклетки. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена.
(Слайд 15,16)
Мужской половой орган цветка – андроцей – состоит из тычинок. Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Пыльник расположен на тычиночной нити.
(Слайд 17)
Каждая тычинка состоит из заключённых в пыльник 4-х пыльцевых мешков /в которых образуется пыльца/. При созревании пыльцы пыльники лопаются и с помощью ветра или насекомых переносятся на пестики.
(Слайд 18)
Тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями.
(Слайд 19)
Второстепенные органы цветка – цветоножка, цветоложе, чашечка и венчик.
Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях – цветоножках, которые прикрепляются к стеблю.
(Слайд 20)
Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе, на котором размещаются все части цветка. Цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка.
Далее расположены чашелистики, которые вместе составляют чашечку. Чашечка как правило, окрашена в зеленый цвет и в ней происходит фотосинтез. Основной ее функцией является защита внутренних частей цветка до распускания бутона. Чашечка бывает сростнолистная и раздельнолистная.
(Слайд 21)
Цветок также обычно состоит из венчика, образованного из лепестков. Часто он является самой яркой /окрашен в различные цвета/ и заметной /крупные размеры/ частью цветка.
(Слайд 22)
Если лепестки срастаются между собой, такой венчик называют сростнолепестным. Лепестки могут срастаться по всей длине или только у основания.
Если лепестки не срастаются, то венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным.
Основной функцией венчика чаще всего является привлечение насекомых.
(Слайд 23)
Чашечка и венчик вместе образуют околоцветник /защищает главные части цветка/.
ОКОЛОЦВЕТНИК = ВЕНЧИК + ЧАШЕЧКА
Околоцветник, у которого нельзя выделить чашечку или венчик, то есть состоит только из чашелистиков или лепестков, то он называется простым. Простой венчиковидный околоцветник имеет яркую окраску /тюльпан, ландыш/.
(Слайд 24)
Простой чашечковидный околоцветник имеет зелёную окраску /свекла, крапива/.
(Слайд 25)
Околоцветник, в котором есть чашечка и венчик называется двойным. У некоторых растений чашелистики и лепестки могут частично срастаться в трубочку /душистый табак/.
(Слайд 26)
Иногда цветки совсем не имеют околоцветника и их называют голыми /ясень, ива/.
(Слайд 27)
Кроме того, в состав цветков, опыляемых насекомыми, входят нектарники, которые выделяют сахаристый нектар.
Проблемный вопрос
? Какую функцию выполняет цветок
(Слайд 9)
- образование половых клеток; - опыление;
- оплодотворение; - формирование семян и плодов.
(Слайд 28)
А теперь пришла пора передохнуть у нас ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Вот у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Продолжим работу.
(Слайд 29)
!!! ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Учащиеся получают цветки с вопросами и отвечают на них:
Что такое пестик?
Что такое тычинка?
Из каких частей состоит пестик?
Из каких частей состоит тычинка?
Что образуется из завязи пестика?
Что созревает внутри пыльника?
Каковы функции цветка
2) Многообразие цветков.
Рассказ, демонстрация
Пришла пора познакомиться с многообразием цветков.
Цветок, у которого есть и тычинки и пестик, называется обоеполыми (картофель), если цветок имеет только тычинки или только пестик, то такой цветок называется однополым - раздельнополые (береза).
Если в цветке находятся только тычинки, такой цветок называют тычиночным, или мужским.
Если в цветке имеется только пестик, такие цветки называются пестичными, или женскими.
Существуют также и бесполые цветки. У них не развиваются органы полового размножения (тычинки и пестик).
К таким относятся: подсолнечник и василёк.
Форма цветков. Если листочки околоцветника расположены таким образом, что через цветки можно провести несколько осей симметрии, их называют правильными / вишня, яблоня, лютик, шиповник, лён, лилия/.
Если через цветки можно провести только одну ось симметрии, которая делит цветок на две равные части, то такие цветки называют неправильными /горох, люпин, фасоль, соя, белая акация, шалфей/.
Существует асимметрические формы цветков, у которых невозможно провести ни одной оси симметрии /гладиолус, канна, конский каштан/.
Если мужские и женские цветки на одном растении, то такие растения называются однодомными /кукуруза, огурец/.
Если мужские и женские цветки на разных растениях, то это двудомные растения /облепиха, тополь, ива/.
/Слушают и записывают определения в тетрадь/
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Проведение тестирования по вариантам. (Выполнение работы под тихую музыку)
Контроль выполнения. (Проверяют свою работу)
Оценивание своей работы на уроке. (Оценивают свою работу)
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
/Записывают домашнее задание в дневники/
1) Выучить соответствующий § учебника и термины.
2) Творческие индивидуальные задания:
Составить кроссворд по теме «Цветок»
Подготовить презентацию «Интересные факты о цветах».
Презентация «Легенды о цветах»
VI. РЕФЛЕКСИЯ.
Ребята, перед вами большой цветочек - «Цветок настроения». Оцените ваше отношение к уроку.
Возьмите лепесток и прикрепите на смайлик, который вам по душе.
/Оценивают свое отношение к уроку/.
VIII. ИТОГИ УРОКА
Красота цветков вызывает только восхищение. Но мы должны помнить, что цветок - это не только красивый дар природы - это еще и орган размножения растений и необходимо бережно к нему относиться. Привычка людей собирать букеты приводит к бессмысленной гибели цветов и нужно знать меру.
Чему вы сегодня научились?
Что было интересным?
Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
/Отвечают на вопросы/
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА к теме «Цветок»
Вариант 1
Как называются цветки с тычинками:
а) тычиночные;
б) пестичные
2. Верхняя расширенная часть цветка:
а) цветоложе;
б) чашечка
3. Главная часть цветка, содержащая мужские половые клетки:
а) пестик;
б) тычинка
4. Цветки с тычинками и пестиками:
а) двуполые;
б) однополые
5. Что образуется из цветка:
а) лист;
б) плод
6. Часть чашечки:
а) венчик;
б) чашелистики
7. Что привлекает насекомых в цветке:
а) нектар;
б) пестик
Вариант 2
Как называются цветки с пестиками:
а) тычиночные;
б) пестичные
2. Чашечка и венчик вместе образуют:
а) околоцветник;
б) пестик
3. Главная часть цветка, содержащая женские половые клетки:
а) пестик;
б) тычинка
4. Цветки только с тычинками или пестиками:
а) двуполые;
б) однополые
5. Ярко окрашенные видоизменённые листья:
а) чашелистики;
б) лепестки
6. Часть пестика:
а) пыльник;
б) завязь
7. Совокупность пыльцевых зёрен:
а) пыльца;
б) семязачаток
СМАЙЛИКИ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ