СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по биологии для 6-го класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка открытого урока содержит презентацию, видеофильмы. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по биологии для 6-го класса»

ТЕМА УРОКА Строение цветка в связи с его функциями. Разнообразие цветков.

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающие: формирование знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений; познакомить со строением цветка; раскрыть биологическое значение частей цветка; дать представление об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях;

Развивающие: способствовать формированию умений сравнивать изучаемые объекты, делать выводы, формировать научное мировоззрение на основе строения и выполняемой функции;

Воспитательные: осуществлять экологическое, эстетическое, природоохранное воспитание.

Задачи урока:

1. Образовательные: научить учащихся выделять основные части цветка;

2. Коррекционные: развивать умения анализировать, разделять объект на части, выделять морфологические особенности каждой части;

3. Воспитательные: формирование у учащихся любовь к природе, учить заботиться о ней.

Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Познавательных:

  • Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.

  • Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.

Коммуникативных:

  • Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.

  • Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.

  • Через организацию работы в микрогруппах;

  • Социально- трудовых, посредством развития умения самоорганизации;

  • Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группах.

Предметных:

  • Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.

  • Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.




Метапредметных:

  • Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;

  • Продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа;

  • Развивать на уроке активную речевую практику;

Личностных:

  • Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;

  • Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;

  • Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- что цветок-это видоизмененный побег;

- строение цветка и его главные части;

- функциональные особенности частей цветка;

- биологическая роль цветка как генеративного органа;

- принципы классификации цветков и их классификация.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать схемы, рисунки, тексты;

- сопоставлять рисунки и схемы;

- сворачивать и разворачивать текст.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: цветок, околоцветник, чашечка, венчик, чашелистики, лепестки, тычинка, пестик, пыльник, рыльце, столбик, завязь, двуполые и однополые цветки, однодомные и двудомные растения, правильные, неправильные, асимметричные цветки.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесные (рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация оборудования); частично-поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемной ситуации); репродуктивные (беседа, тестирование); интерактивные.

ТИП УРОКА - урок усвоения новых знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: таблица «Строение цветка», фото цветов, компьютер, проектор, раздаточный печатный материал для групп, презентация, музыка: вальс цветов из балета «Щелкунчик»,


ХОД УРОКА


    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Настраиваю учащихся на серьезную, вдумчивую работу.





Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас на своем уроке! Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их. Обернемся к гостям и улыбнемся. Присаживайтесь.

Сегодня на уроке мы работаем вместе. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Проверяю наличие и качество знаний учащихся, необходимых для восприятия нового материала по вопросам:

Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать. Но прежде, чем начать изучение нового материала, сейчас мы вспомним, какие органы цветкового растения мы уже с вами изучили?

Беседа

  • Назовите виды органов растения.

  • Какие органы относятся к генеративным?

  • Из каких почек образуются цветки?


      1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Рассказ учителя и видеоролик с распускающимися цветами (Вальс цветов из балета «Щелкунчик»)

Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всём школьном курсе…

Вы сейчас, немного подумав, должны решить проблему нашего урока. Какую тему мы будем изучать? Сегодня я встретила цветочную фею, и она передала мне корзину, которую надо заполнить цветами. Собранная корзина с цветами даст нам допуск в прекрасный мир цветов. Но для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые оставила цветочная фея. Давайте сегодня ответим на них, изучив строение и разнообразие цветков растений.

/ Активизация познавательного интереса учащихся /

- Так какую тему мы будем изучать сегодня?

Сообщение темы и цели урока

(Слайд 1)

- А что вы хотели бы узнать о цветах?

Формулирование задач урока.

(Слайд 2)

Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.







Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов.

- Какие вы знаете песни о цветах?

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2)


IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1) Строение цветка.

Рассказ, создание проблемной ситуации

Цветы всегда привлекали людей своей красотой и ароматом. Человек начал использовать цветы для украшения жилища очень давно – около шести тысяч лет назад.

Интерактивный приём «Удивляй»

Согласно дошедшим до нас историческим данным, первыми декоративными растениями были роза и лотос.

(слайды 3-4)

  • В Древней Греции поэты называли розу царицей цветов. Сказания Древней Индии говорят о том, что богиня красоты и любви Лакшми родилась из бутона роз. Она была провозглашена богиней красоты, а роза – символом божественной тайны, которую она хранит под защитой шипов.

(слайды 5,6,7,8)

  • Изображения лотоса украшали колонны храмов и дворцов, были выбиты на египетских монетах. Цветок лотоса раскрывается 4 дня, постепенно изменяя свою форму и окраску лепестков. В течение нескольких тысячелетий его разводят в водоемах и даже на рисовых полях в Индии, Китае и Японии. И в настоящее время лотос ценится как съедобное и пищевое растение.

? Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, что же такое цветок и зачем он нужен растению

Цветки разных растений могут сильно отличаться. Одни из них крупные, другие мелкие. Одни из них собраны в соцветия, другие расположены одиночно. Но не смотря на огромное разнообразие, все цветки имеют ряд общих черт. Давайте более подробно рассмотрим строение цветка. А вам я предлагаю вести запись в опорный конспект.

Так что же такое цветок?

Работа с текстом учебника

  • Найти определение термина «цветок»

(слайд 9)

Цветокэто видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.




  • Из каких частей состоит цветок?

Цветок имеет главные и второстепенные органы.

Работа с текстом учебника

(Слайд 10)

Главные органы цветка пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение.

(Слайд 11)

В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружен многочисленными тычинками. Пестик (гинецей)– это женский половой орган цветка,

(Слайд 12)

Он имеет рыльце /на которое должна попасть пыльца/. Обычно оно клейкое и шероховатое. Оно служит для восприятия пыльцы.

(Слайд 13)

Столбик /опорные функции: поднимает рыльце, иногда высоко над цветком/

(Слайд 14)

И завязь – самая расширенная часть пестика, содержит один или несколько семязачатков. В гнёздах семязачатков развиваются зародышевые мешки, в которых формируются женские половые клетки – яйцеклетки. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена.

(Слайд 15,16)

Мужской половой орган цветка – андроцей – состоит из тычинок. Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Пыльник расположен на тычиночной нити. 

(Слайд 17)

Каждая тычинка состоит из заключённых в  пыльник  4-х  пыльцевых мешков /в которых образуется пыльца/. При созревании пыльцы пыльники лопаются и с помощью ветра или насекомых переносятся на пестики.

(Слайд 18)

Тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями.

(Слайд 19)

Второстепенные органы цветкацветоножка, цветоложе, чашечка и венчик.

Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях – цветоножках, которые прикрепляются к стеблю.

(Слайд 20)

Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе, на котором размещаются все части цветка. Цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка.





Далее расположены чашелистики, которые вместе составляют чашечку. Чашечка как правило, окрашена в зеленый цвет и в ней происходит фотосинтез. Основной ее функцией является защита внутренних частей цветка до распускания бутона. Чашечка бывает сростнолистная и раздельнолистная.

(Слайд 21)

Цветок также обычно состоит из венчика, образованного из лепестков. Часто он является самой яркой /окрашен в различные цвета/ и заметной /крупные размеры/ частью цветка.

(Слайд 22)

Если лепестки срастаются между собой, такой венчик называют сростнолепестным. Лепестки могут срастаться по всей длине или только у основания.

Если лепестки не срастаются, то венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным.

Основной функцией венчика чаще всего является привлечение насекомых.

(Слайд 23)

Чашечка и венчик вместе образуют околоцветник /защищает главные части цветка/.

ОКОЛОЦВЕТНИК = ВЕНЧИК + ЧАШЕЧКА

Околоцветник, у которого нельзя выделить чашечку или венчик, то есть состоит только из чашелистиков или лепестков, то он называется простым. Простой венчиковидный околоцветник имеет яркую окраску /тюльпан, ландыш/.

(Слайд 24)

Простой чашечковидный околоцветник имеет зелёную окраску /свекла, крапива/.

(Слайд 25)

Околоцветник, в котором есть чашечка и венчик называется двойным. У некоторых растений чашелистики и лепестки могут частично срастаться в трубочку /душистый табак/.

(Слайд 26)

Иногда цветки совсем не имеют околоцветника и их называют голыми /ясень, ива/.

(Слайд 27)

Кроме того, в состав цветков, опыляемых насекомыми, входят нектарники, которые выделяют сахаристый нектар.

Проблемный вопрос

? Какую функцию выполняет цветок

(Слайд 9)

- образование половых клеток; - опыление;

- оплодотворение; - формирование семян и плодов.




(Слайд 28)

А теперь пришла пора передохнуть у нас ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


Вот у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись. 
(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. 
(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

Продолжим работу.

(Слайд 29)


!!! ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Учащиеся получают цветки с вопросами и отвечают на них:

  • Что такое пестик?

  • Что такое тычинка?

  • Из каких частей состоит пестик?

  • Из каких частей состоит тычинка?

  • Что образуется из завязи пестика?

  • Что созревает внутри пыльника?

  • Каковы функции цветка

2) Многообразие цветков.

Рассказ, демонстрация

Пришла пора познакомиться с многообразием цветков.

Цветок, у которого есть и тычинки и пестик, называется обоеполыми (картофель), если цветок имеет только тычинки или только пестик, то такой цветок называется однополым - раздельнополые (береза).

  • (Слайд 23)

Если в цветке находятся только тычинки, такой цветок называют тычиночным, или мужским.

Если в цветке имеется только пестик, такие цветки называются пестичными, или женскими.

  • (Слайд 24)

Существуют также и бесполые цветки. У них не развиваются органы полового размножения (тычинки и пестик).



К таким относятся: подсолнечник и василёк.

  • (Слайд 25)

Форма цветков. Если листочки околоцветника расположены таким образом, что через цветки можно провести несколько осей симметрии, их называют правильными / вишня, яблоня, лютик, шиповник, лён, лилия/.

  • (Слайд 28)

Если через цветки можно провести только одну ось симметрии, которая делит цветок на две равные части, то такие цветки называют неправильными /горох, люпин, фасоль, соя, белая акация, шалфей/.

  • (Слайд 29)

Существует асимметрические формы цветков, у которых невозможно провести ни одной оси симметрии /гладиолус, канна, конский каштан/.

  • (Слайд 30)

Если мужские и женские цветки на одном растении, то такие растения называются однодомными /кукуруза, огурец/.

Если мужские и женские цветки на разных растениях, то это двудомные растения /облепиха, тополь, ива/.

  • (Слайд 26-27)

/Слушают и записывают определения в тетрадь/


V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

  • (Слайд 32)

    1. Проведение тестирования по вариантам. (Выполнение работы под тихую музыку)

    2. Контроль выполнения. (Проверяют свою работу)

    3. Оценивание своей работы на уроке. (Оценивают свою работу)

  • Поставьте себе оценку за тестовую работу.


VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


/Записывают домашнее задание в дневники/

1) Выучить соответствующий § учебника и термины.

2) Творческие индивидуальные задания:

  • Составить кроссворд по теме «Цветок»

  • Подготовить презентацию «Интересные факты о цветах».

  • Презентация «Легенды о цветах»


VI. РЕФЛЕКСИЯ.


Ребята, перед вами большой цветочек - «Цветок настроения». Оцените ваше отношение к уроку.



  • Возьмите лепесток и прикрепите на смайлик, который вам по душе.

/Оценивают свое отношение к уроку/.


VIII. ИТОГИ УРОКА


Красота цветков вызывает только восхищение. Но мы должны помнить, что цветок - это не только красивый дар природы - это еще и орган размножения растений и необходимо бережно к нему относиться. Привычка людей собирать букеты приводит к бессмысленной гибели цветов и нужно знать меру.

  • Чему вы сегодня научились?

  • Что было интересным?

  • Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

/Отвечают на вопросы/


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА к теме «Цветок»

Вариант 1

  1. Как называются цветки с тычинками:

а) тычиночные;

б) пестичные

2. Верхняя расширенная часть цветка:

а) цветоложе;

б) чашечка

3. Главная часть цветка, содержащая мужские половые клетки:

а) пестик;

б) тычинка

4. Цветки с тычинками и пестиками:

а) двуполые;

б) однополые

5. Что образуется из цветка:

а) лист;

б) плод

6. Часть чашечки:

а) венчик;

б) чашелистики

7. Что привлекает насекомых в цветке:

а) нектар;

б) пестик

















Вариант 2

  1. Как называются цветки с пестиками:

а) тычиночные;

б) пестичные

2. Чашечка и венчик вместе образуют:

а) околоцветник;

б) пестик

3. Главная часть цветка, содержащая женские половые клетки:

а) пестик;

б) тычинка

4. Цветки только с тычинками или пестиками:

а) двуполые;

б) однополые

5. Ярко окрашенные видоизменённые листья:

а) чашелистики;

б) лепестки

6. Часть пестика:

а) пыльник;

б) завязь

7. Совокупность пыльцевых зёрен:

а) пыльца;

б) семязачаток









СМАЙЛИКИ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!