СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка по ботанике

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – конференция по биологии в 6 классе.

«Класс Двудольные. Подкласс Сложноцветные»

Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека. Именно этот урок преследует третью версию воплощения в жизнь – воспитание человека, через изучения биологии. Этот урок представлен в виде конференции. Присутствует опережающее задание для учащихся. Выступления учащихся помогают формировать коммуникативные качества обучающих. Изучение одного подкласса подводит к мысли об охране всего Царства Растения.

Цель: выяснить основные особенности строения и жизнедеятельности подкласса сложноцветные их значением для человека.

Тип урока: конференция

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование:  картинки представителей подкласса сложноцветные.

Ход урока:

1.     Организационный момент.

2.     Вступление учителя:

Цветы, о как они красивы!

Нежны, горды и терпеливы.

Они нам дарят чудо цвета,

Они цветут нам всё лето.

При этом, не прося взамен

Любви, добра и перемен.

                       Кузнецова Е.С.

Добрый день ребята! Сегодня у нас конференция, посвящённая красивому подклассу сложноцветные. Нам предстоит выяснить следующие вопросы:

1.     Какие особенности в строении и жизнедеятельности подкласса сложноцветные имеются.

2.     Основные семейства подкласса сложноцветные:

- семейство колокольчиковые

- семейство лобелиевые

- семейство сложноцветные.

3. Литературная страничка посвящённая подсемейству сложноцветные.

4. Значение охраны подсемейства сложноцветные и Царства Растения.

Вот такие большие четыре вопроса нам предстоит обсудить. Итак, переходим к первому вопросу: Какие особенности в строении и жизнедеятельности подкласса сложноцветные имеются.

(выступление 1 ученика)

Подкласс сложноцветных составляет не самую большую, но в целом наиболее высоко специализированную группу двудольных. Венчик у его представителей сростнолепестной. Часто наблюдается функциональная или морфологическая дифференциация цветков в соцветиях, что особенно характерно для представителей семейства сложноцветных. Завязь в основном нижняя  и составлена 2 плодолистиками. Подкласс объединяет 5 порядков, 13 семейств, около 1400 родов и примерно 30000 видов. При этом семейство сложноцветные составляет 90% родов и видов подкласса. В порядке преобладают однолетние и многолетние травы, кустарники, деревья и древесные лианы.

Мы ознакомились с характерными общими особенностями подкласса сложноцветные. Переходим к ознакомлению с основными семействами подкласса сложноцветные и первое

семейство  - семейство колокольчиковые.

(выступление 2 ученика)

Семейство колокольчиковые включает около 50 родов и почти 1000 видов, встречающихся на всех материках, но с преобладанием в Северном полушарии. В большинстве это многолетние корневищные травы, растущие на открытых местностях. Очень любят светлые леса, луга, скалы. Особенно много колокольчиков в горах Кавказа и Сибири. На Курильских островах обитают лиановидные колокольчики.

Цветки – голубые, синие, лиловые или белые. Собраны в кисть или головчатые соцветия. В пазухах могут находиться одиночные цветки. Почти всегда они обоеполые, лепестки, сросшиеся с пятью тычинками. Пестик состоит из 3 реже из 2 или 5  плодолистиков, образующих нижнею завязь.  Плоды обычно коробочки. Цветы опыляются насекомыми. Значение семейства колокольчиковые – декоративное, медицине, молодые побега некоторых съедобны.

(выступление 3 ученика)

Семейство лобелиевые.

Данное семейство включает в себя 30 родов с 1300 видами. Большинство произрастают в тропической Америки. Можно встретить  в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на болотах, сырых лугах.

Цветки похожи на цветки семейства колокольчиковые, но имеют отличие – двугубый венчик. Завязь 1 – 2 гнездная с длинными нитевидными столбиком. Плод коробочка или ягода. Жизненные формы-болотные и погружённоводные травы, кустарники, крупные пальмовидные деревья, гигантские травы до 10 метров высотой. Цветки в основном яркоокрашенные, поэтому их выращивают как декоративные растения. Некоторые используются в медицине для производства препаратов стимулирующие процесс дыхания.

(выступление 4 ученика)

Семейство сложноцветные. Второе название семейство сложноцветные – семейство астровые, включает в себя 1250 – 1300 родов с 25000 видов, встречающихся по всему миру. Это многолетние или однолетние травы, но в тропиках встречаются травянистые и древесные лианы, стеблевые и листовые суккуленты и даже деревья. Соцветие корзинка. Основа корзинки – расширенная верхушка соцветия. Размер корзинок разный, от нескольких миллиметров до 10 и более сантиметров. Число цветков колеблется от 1 до 1000 и более.  Представители: лопух бодяк, чертополох, осот, одуванчик, череда, мать – и – мачеха, полынь обыкновенная. Многие из представителей злостные сорняки: дурнишник, амброзия тысячелистник. Листья простые, цельные или рассечённые. Опыление насекомыми. Часто плоды созревают без оплодотворения. Значение: лекарственное, медицина, сорняки, техническое, пищевое, декоративное, кормовое.

Мы ознакомились с основными семействами подсемейства сложноцветные. Интересно как данное подсемейство воспевают, описывать в литературе поэты. Давайте послушаем ребят ответственных за литературную страничку.

(выступление  5 ученика) – чтение наизусть стихотворения Драго О. «Белые рубашки…»

Белые рубашки

В жёлтенький горошек

Вышили ромашки

Вдоль лесных дорожек,

Нет, глазунью это

Из яичек мелких

Разложило лето

На полях – тарелках!

Вы не так смотрели:

На полях - салфетках

Отдохнуть присели

Солнышкины детки!

Желтые конфеты

Белые бумажки -

Знают все ответы

Хитрые ромашки!

Обойду сторонкой,

Пусть растут привольно.

Лепестки не трону…

Вдруг им будет больно...

(выступление 6 ученика) - чтение наизусть стихотворения Степанов  Владимир  « Одуванчик придорожный…»

Одуванчик придорожный

Был, как солнце золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым.

Ты лети над тёплым лугом

И над тихою рекой.

Буду я тебе, как другу,

Долго вслед махать рукой.

Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

(выступление 7 ученика) загадки

Стоит солнышко на ножке,

А внутри горошки.

(подсолнух)

На тебя он глядит свысока —

Не найдешь горделивей цветка.

Он в осеннем саду властелин,

Это яркий цветной...

(георгин)

Длинноногие

Сестрицы

Вышли стайкой

На лужок.

Словно снег,

У них ресницы

И, как солнышко,

Глазок.

(ромашки)

Стоит разбойник у дороги,

Под одеждой прячет ноги.

И кто ни появляется,

За каждой цепляется.

(репейник)

На верхушке стебелька солнышко и облака.

(ромашка)

Кто ни прикасается, —

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(репейник)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

(колокольчик)

Переходим на последнюю страницу нашей конференции: Значение охраны подсемейства сложноцветные и Царства Растения.

(выступление8 ученика)

Подкласс сложноцветные входит в совокупность всех  растений, которые составляют природные ресурсы. Используя природные ресурсы, человечество загрязняет природу. Основным источником  загрязнения являются автомобили и промышленные предприятия. Они очень сильно влияют на жизнедеятельность растений, включая и подкласс сложноцветные. Пыль, выделяемая промышленными центрами и автомобилями оседает на растения и меняет их жизнь, а иногда и убивает растение. Все разрушающие вещества действующие на растения, действуют и на плодородие почвы. Все перечисленные загрязнители влияют на здоровье человека, т.к. жизнь человека непосредственно связана с жизнью растений. Мир растений очень разнообразный своими красками и формами. Без растительных сообществ человечество не сможет прожить долгое время. Наша задача беречь мир растений. Помнить простые истины сосуществования с растениями, помнить правила поведения в природе. Обязательно необходимо проводить уборки загрязнённых территорий и уже облагороженных территорий. Мы должны понять, что наша жизнь в наших руках и напрямую зависит от сохранения природы.

Пришло время подвести итоги нашей конференции.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Зачем необходимо охранять растения?

 Ваше настроение на конец урока?

Завершить нашу конференцию  я хочу стихотворением Е. Шкловского “Ты береги нас”:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой.

И шепчут мне материки:

“Ты береги нас, береги!”

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

“Ты береги нас, береги!”

Остановил олень свой бег:

“Будь человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги,

Ты береги нас, береги!”

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: “Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу”.