МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №1 г. СОВЕТСКА
Методическая разработка внеклассного
мероприятия: заседание клуба «Знаешь – говори, не знаешь - слушай».
Тема: Проект «Моя малая Родина»
Разработала учитель
начальных классов
М АОУ гимназии №1
Бобылева Ирина Викторовна
I квалификационная категория
Советск
2014г.
Класс:1 «А» класс
Тип:Проект «Моя малая родина».
Примечание :
Организационный этап:
-Обсуждение целей и задач проекта.
-Составление плана работы под руководством учителя, устанавливаются сроки выполнения проекта.
Подготовительный этап:
-Осуществлялась поисковая работа учащихся совместно с родителями, посещение библиотеки с целью ознакомления с литературой по данной теме, поиск информации в сети Интернет, посещение всем классом городского музея, выполнение зарисовок интересующего их материала, подбор фотографий, чтобы оформить этот материал.
Этап реализации:
-Промежуточное обсуждение по собранному материалу. Обработка данных.
-Обмен идеями (в устной и письменной форме в классе). Предварительный просмотр и обсуждение рабочих проектов, их оформление, распределение ролей.
Заключительный этап:
-Подготовка и оформление результатов в виде буклета или стенгазеты.
-Защита проекта в классе
-Рефлексия.
- На данном уроке проводится отчёт о проделанной работе.
Тема проекта: Моя малая Родина – город Советск.
(Проект осуществляется в рамках внеурочной деятельности по предметам:русский язык, ИЗО, технология, литературное чтение)
Актуальность проекта:
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Малая Родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Работа над проектом будет способствовать развитию у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитию самоуправления.
Цели проекта:
Образовательные:
- Познакомить с новым видом работы — проектом; расширять знания о своем родном городе;
- Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
- Способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую родину.
Формировать УУД:
- Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знания:расширят знания о малой родине.
Умения: научатся составлять проект на тему.
Навыки: составлять устный рассказ.
Метапредметные:
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные:
Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества
(при входе в класс, каждый получает по 3 шарика: красный, зеленый, желтый)
Ход работы:
Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Девиз: “Авось” да “как-нибудь” до добра не доведут.
2. Формулирование темы проекта, постановка цели
Цели:
-организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися.
(Звучит песня «С чего начинается Родина»)
- Какое главное слово звучало в песне? (Родина)
- Как называется наша Родина?
-Наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живем и учимся.
-Покажите нам всем на физической карте Россию!
( дети показывают на физической карте РОССИЮ)
-Послушайте следующее стихотворение и попробуйте сформулировать тему нашего заседания.
Родина моя малая,
Я влюблена в твои радуги,
В лес твой, поля и реки
Я влюблена навеки.
Люди твои мне дороги,
Звуки твои и шорохи,
Тропки, что мною пройдены –
Это моя родина.
-Итак, какая тема нашего заседания? (малая родина)
- У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться…
-Но сегодня нам представилась возможность взглянуть на родные, до боли знакомые места. И поможет нам в этом фотоэкскурсия, рассказы, рисунки, которые подготовили вы и ваши родители
3. Закрепление нового
Цель:
- организовать работу над проектом.
-Но сначала, Мудрая Сова хочет проверить, как вы запомнили материал про самый главный город страны. Она приготовила для вас вопросы.
— Попробуйте на них ответить!
(Ответы учитель вывешивает на доске.)
• Самый главный, высший орган государственной власти. (Правительство.)
• Москва — это столица. А еще что есть в Москве с таким же названием: Москва-...(река).
• Самая высокая телевизионная башня.(Останкинская.)
• Какого обитателя московского зоопарка называют «полоскун»? (Енота.)
• Главная достопримечательность Москвы.(Кремль.)
• О каком городском московском транспорте говорится в загадке?
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы – в воздухе, а он
Держит их руками. (Трамвай, троллейбус.)
— А теперь по первым буквам ответов прочитайте слово. (Проект.)
- Познакомимся с новым видом работы – проектом.
— Что такое проект? Как вы понимаете это слово? (Ответы детей.)
-В Толковом словаре СИ. Ожегова дается такое определение: проект:
1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма или устройства;
2) предварительный текст какого-либо документа;
3) замысел, план.
-Какая тема у нас сегодня? (Проект «Моя малая родина»)
4. Изучение нового
Цели:
- организовать обсуждение главных достопримечательностей своего города;
(Фотография: вид города сверху.)
- Да ребята Россию мы называем Родиной - это наша большая Родина. Кроме большой Родины у каждого человека есть и малая Родина.
- А как вы думаете, что такое малая Родина?
(высказывания ребят)
-Малая Родина - это место где находится ваш дом, ваши родители, где вы растёте, учитесь, играете с друзьями.
- И сегодня на уроке мы поговорим о нашей малой Родине.
-Послушайте стихотворение и скажите : о чем идет речь?
«В моем сердце уголок найдётся
Для тебя, любимый край родной,
Ведь не зря ты малой родиной зовёшься,
Ты в душе всегда, всегда со мной!»
- Догадались, о чем речь? (о нашей малой родине, о нашем городе)
- Как называется область, в которой мы живём?
(герб Калининградской области).
- А как называется город, в котором мы живём?
- Составьте из букв название нашей малой родины.( С О В Е Т С К)
( герб нашего города.)
- Найдите и отметь его в карте-схеме, раскрасьте кружком красного цвета.
( в группах лежат карты- схемы)
-до 1946 г. Тильзит, Tilsit), второй по величине (после Калининграда) город Калининградской области. Под прежним названием "Тильзит" широко известен благодаря заключению в нем в 1807 г. императорами Александром I и Наполеоном I Тильзитского мира.)
- А что вы знаете о своем родном городе? (Ответы детей.)
-Как вы думаете, все ли вы рассказали о своем родном городе?
-Знать свою родину, историю родного края должен каждый образованный человек.
- А вы хотите больше знать о своем городе? (Ответы детей.)
-Какие цели и задачи мы ставим при реализации проекта «Моя малая родина»? (Расширять знания о родном городе).
- Я рада, что вы такие любознательные. Но все сразу узнать невозможно. Поэтому мы с вами разделились на 3 группы. Каждая группа объединилась по общим темам, выбрала для себя свой проект и обдумала, как его будет выполнять. Распределить обязанности в группе нужно таким образом, чтобы каждому нашлось дело, чтобы никто не остался в стороне.
-Сейчас мы с вами выслушаем выступления одноклассников, их рассказы о том, как они распределяли обязанности между собой и выразим свои мнения об их рассказах.
(Учитель называет темы проектов.)
1 группа: Достопримечательности моего города.
2 группа: Природа моего города
3 группа: Исторический памятник моего города.
5. Контролирующее задание
Цель:
- проверить умение работать с информацией;
- организовать выполнение самопроверки, самооценки.
( Далее учитель вызывает одну группу, которая у доски защищает проект). Остальные ученики наблюдают. Затем учитель предлагает остальным группам выступить со своим проектом)
(Проекты оформляются в виде газет, буклетов)
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание заседания;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Оцените свои достижения на уроке, используя один из шариков: зелёный, - понравилось,красный, - не очень понравилось,жёлтый–не знаю. .
(Учащиеся достают один из шариков и объясняют свой выбор, гости тоже голосуют)
7. Итог:-Ребята, наше с вами заседание клуба подошло к концу, но работа над проектом « Моя малая родина» продолжается, так как о нашем городе мы не все еще рассказали. Посмотрите на выставки!(в классе выставки : -почетных граждан Советска
- книги поэтов города Советска
- книги « Из Тильзита в Советск».)
( кратко рассказать о почетных гражданах Советска, познакомить с авторами книг нашего города, показать книги «Из Тильзита в Советск)
-Может быть следующими темами ваших проектов будут именно эти!