СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка родительского лектория

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Родительский лекторий

«Особенности кризиса подросткового возраста

или

субкультуры: кто во что горазд»  (1 слайд)

Цель: профилактика девиантного поведения подростков, гармонизация детско-родительского общения. (2 слайд)

Задачи:  расширить знания родителей о физиологических и психологических  особенностях     возраста, о социальной ситуации развития и стремлении тинейджеров к автономизации, о молодежных субкультурах как способе самовыражения; провести диагностическое исследование «Знаете ли Вы своего ребенка?»; дать  рекомендации, как сохранить контакт с подростком.

      Оборудование: интерактивная доска, слайды, бланки для анкетирования.

 

Психолог:

- Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о физиологических и психологических  особенностях подросткового возраста, о социальной ситуации развития и стремлении тинейджеров к автономизации, о молодежных субкультурах как способе их самовыражения.

1. Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста (3 слайд)      Хронологически подростковый возраст определяется от 10-10 до 14-15 лет. Тинейджер - (10 - 19). Герою романа Достоевского "Подросток" исполнилось 20 лет, а Толстой границей между отрочеством и юностью считал возраст 15 лет. Отрок - "не имеющий права говорить", значение этого слова - раб, слуга. Это понятие подчеркивает социальный статус человека.      Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.      Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).      Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.      В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря, следствием которой является неуравновешенность. Это состояние удачно выразил американский подросток: "В 14 лет мое тело будто взбесилось". Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. 2. Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста (4 слайд)      Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. 3. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте (5 слайд)      Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.      1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;      2) общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права;      3) общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой).      Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. 4. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков      В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план. 5. Особенности личности подростков      1. Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

6. Родителям о молодежных субкультурах (6 слайд)

     Вероятно, каждая мама рано или поздно сталкивается с такой проблемой – еще вчера ребенок послушно надевал вещи из своего гардероба, а сегодня заупрямился и заявил, что эта одежда ему не нравится. Неужели Ваш ребенок повзрослел и заявляет о своих вкусах и предпочтениях? Как правило, девочки чаще, нежели мальчики, оказываются модницами, однако и с маленькими модниками иногда проблем не оберешься. Дети в силу своих привязанностей и фантазий стараются походить, прежде всего, на родителей, а также на своих кумиров. Девочкам страшно нравятся громоздкие и непрактичные платья принцесс, а мальчишки с огромным удовольствием ежедневно одевались бы в костюмы супергероев. Как помочь ребенку сформировать свое собственное видение моды и вкус, не навязывая свои взгляды, а лишь деликатно направляя?..

     Ведь ребенок, прежде всего, должен оставаться ребенком. Однако это лишь начало Вашего фэшн-противостояния – ведь впереди столь сложный подростковый возраст. Именно у подростков одежда является своего рода униформой, отличительной чертой, по которой они идентифицируют друг друга. Проще говоря, по одежке встречают. Поскольку не у всех равные финансовые возможности, ребенку необходимо объяснить, что не стоит так тянуться к компании, входным билетом в которую является «прикид», но совсем отказывать подростку в «статусной» одежде не стоит. Ведь это непременно приведет к конфликту. Постарайтесь понять, что так же, как Вам необходим деловой костюм и дорогие часы, Вашему ребенку нужны рваные джинсы и огромная сумка с Губкой Бобом. Такова подростковая мода, хоть многим взрослым она кажется глупой и нелепой. Если Вы уверены, что бежевый цвет – самый красивый, не стоит убеждать в этом подростка. Если Вас пугает Ваша дочь, носящая черные платья, высокие ботинки и готический макияж – не переживайте, подростковая мода очень переменчива, возможно, спустя какое-то время Ваша дочь увлечется цветастыми нарядами хиппи или станет поклонницей стиля, проповедуемого Пэрис Хилтон.

      Попробуйте понять, почему Ваш ребенок выбрал именно такой стиль одежды. Аргумент «потому что все так одеваются» – не самый весомый. Значит, с ребенком можно и нужно проводить деликатную работу по формированию его собственного способа самовыражения. Однако если Ваш ребенок искренне увлечен, к примеру, хип-хоп- культурой, музыкой в стиле R&B и носит низкие широкие джинсы, кепку поверх косынки и массивные украшения и Вы понимаете, что это не просто дань моде, а гармоничное состояние подростка – не нужно лезть к нему со своими советами, Вы его все равно не переубедите.

7. Подростковые и молодежные субкультуры

     Самая главная проблема подростка – самовыражение. Конечно же, нам, родителям, хотелось бы, чтобы ребенок самовыражался успехами в учебе, достижениями в спорте, развитием творческих способностей и т.д. Однако даже самый способный и покладистый ребенок может увлечься одной из молодежных субкультур. А может увлекаться ими всеми по очереди. Как понять, что происходит в голове у подростка, чем он увлечен, к чему стремится, кто его кумиры?.. Давайте попробуем разобраться в основных подростковых и молодежных течениях.

Эмо.

Эмо являет собой альтернативное направление в музыке, в которой поется о чувствах, любви на фоне тяжелого сопровождения гитары. Перечислим некоторые атрибуты внешнего вида эмо-кида (emo kids). Доминирует розово-черный цвет. Одежда с рукавами в полоску. Распространен орнамент в шашечку. Майки с детскими рисунками либо черные с названием эмо-группы. Узкие штаны, часто черные джинсы, могут быть порванными и зауженными книзу, иногда облегающие. Двойной ремень. Один обыкновенный, а второй –

с заклепками и тремя железными полосками, отсюда название – трехполосник. На ногтях у эмо – черный лак. Пиджаки с кучей значков. Браслеты на руках (якобы прикрывающие порезы вен). Черные кроссовки с розовыми шнурками, розовые кеды, узор в шашечку. Очки в черной оправе. Крупные бусы на шее. Эмо-киды ходят с сумками через плечо или рюкзаками, на которые вешают много значков, мягкие игрушки (иногда очень устрашающего вида), заплатки.

Мрачная эстетика готов

     Готы. Готы – это люди, черпающие вдохновение и смысл жизни из депрессивных эмоций. Общественное мнение считает готов отрешенными от общества злобными пессимистами. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж, а также интерес к готической музыке, хоррор-литературе, фильмам ужасов и мистике.

       Основные элементы готического имиджа – преобладание черного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры и характерный макияж. Типичная атрибутика, используемая готами – анкх (древнеегипетский символ бессмертия), черепа, кресты, прямые и перевернутые пентаграммы, летучие мыши. Некоторые представители готической субкультуры предпочитают одежду в стиле XVIII-XIX века – длинные платья, перчатки выше локтя, кружева, фраки и цилиндры. Чаще можно встретить гота в длинном кожаном (или не кожаном) плаще и высоких ботинках.

       Мы перечислили только некоторые модные веяния. Среди представителей подростковых и молодежных модных течений существуют истинные последователи философии субкультуры и так называемые «позеры» – предпочитающие следовать только внешним проявлениям течения (одежда, обувь, стиль общения). Если Ваш ребенок увлекся одной из субкультур, постарайтесь понять, насколько серьезно это увлечение. Если это просто «позерство» – можете не переживать, в скором времени Ваше чадо прекратит нервировать Вас своим внешним видом.

       Однако если ребенок всерьез проникся идеями того или иного течения, будьте бдительны – идеология некоторых субкультур достаточно негативна. Например, среди эмо-кидов и готов часто случаются попытки суицидов. Дети замыкаются в себе, полностью погружаясь в нереальный мир субкультуры. Если Вы не в силах справиться самостоятельно – призовите на помощь специалиста. Детский психолог поможет Вам подобрать ключик к Вашему ребенку и вернуть его в реальный мир.

8. Комментарий психолога:

     Субкультура помогает подростку победить тревожность, разобраться в себе и в своих проблемах, найти свой круг общения. У подростков появляется желание изучать собственное «Я», чтобы понять, на что они способны. В этот период они стремятся самоутвердиться, особенно среди сверстников. Они все меньше ориентируются на семью, у них появляются новые примеры для подражания. Если подросток находит себя в субкультуре – это симптом, которым проявляется болезнь семьи или болезнь возраста. Цель подростка: отдалиться от семьи и почувствовать себя самостоятельным.

Как вести себя родителям:

  1. Не паникуйте и не бойтесь.
  2. Воспринимайте это как этап развития ребенка.
  3. Избегайте противостояния, не запрещайте.

Давление на ребенка фразами «Это плохо» провоцирует еще большее желание этим увлекаться.

  1. Интересуйтесь увлечениями ребенка, не проявляя негативных эмоций. Если ему нечего скрывать – подросток сам все расскажет.

Обсуждайте все свои волнения и сомнения с ребенком. Например: «Для меня важно знать, что с тобой происходит. Меня интересует твой мир. Когда я рос (росла), такой субкультуры не было». Не обесценивайте важность подростковых увлечений.

  1. Будьте внимательными и чуткими.

Главное – общайтесь со своими детьми, будьте в курсе их интересов и чаще говорите, как Вы их любите.

Самодиагностика для родителей «Какие вы родители?»

  • Давайте ответим на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.

1.     Рождение вашего ребёнка было желанным? 2.     Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним? 3.     Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

4.     Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)? 5.     Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы? 6.     Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться? 7.     Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)? 8.     Вы в курсе его время провождении, хобби, занятиях? 9.     Вы в курсе его влюблённости, симпатиях? 10.   Вы знаете о его недугах, недоброжелателях, врагах? 11.   Вы знаете, какой его любимый предмет в школе? 12.   Вы знаете, кто у него самый любимый учитель в школе? 13.   Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе? 14.   Вы первым идёте на примирение, разговор? 15.   Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?         Если на все вопросы вы ответили «Да», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку.         А если у вас большинство «Нет», то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

Психолог:

     Только тот по-настоящему поймет своего сына или дочь, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком. Принимайте ребенка, словом, жестом, взглядом покажите свою любовь, и он ответит Вам тем же.