Практическая работа №7 |
|
Тема: | «Разработка содержания Пояснительной записки рабочей программы одного из учебных предметов: «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Технология» с учетом национально-регионального компонента на основе примерной программы» |
Фамилия, имя студента: | |
Группа (номер): | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Пояснительная записка
I. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности, обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
II. Рабочая программа по «Русскому языку» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 31.05.2021г.).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"
3. Русский язык. Рабочие программы 1-4 классы. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М.В. Бойкина
III. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса «Школа России» под редакцией В. П. Канакиной. УМК «Школа России» позволяет осуществлять самостоятельную деятельность учащихся по открытию и освоению новых знаний.
1) учебник: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. Азбука (в 2частях) 1 класс. – М: Просвещение, 2020
1) учебник: В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык 1 класс. – М.: Просвещение, 2020.
2) учебник: В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык 2 класс. – М.: Просвещение, 2020. В 2 частях.
3) учебник: В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык 3 класс. – М.: Просвещение, 2020. В 2 частях.
4) учебник: В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык 4 класс. – М.: Просвещение, 2020. В 2 частях.
5) Диски: Канакина В.П. и др. Русский язык. 1-4 класс. Электронное пособие.
IV. Цели:
1. ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
2. формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
3. приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Республики Коми, о языке как одной из главных духов нонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения.
V. Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Коми, о языке как основе национального самосознания;
2. развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
3. развитие коммуникативных умений;
4. развитие нравственных и эстетических чувств;
5. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
6. формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе.
VI. Место предмета в базисном учебном плане и учебном процессе
На изучение курса «Русский язык» в каждом классе начальной школы отводится 5 часов в неделю. Программа рассчитана на 675 ч: в 1 классе — 165 ч (33 учебные недели) , во 2—4 классах — по 170 ч (34 учебные недели в каждом классе)
VII. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и второй язык Республики Коми, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи. Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.
VIII. Результаты освоения учебного предмета
В процессе изучения курса «Русский язык» обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
- становление ценностного отношения к своей Родине - Республике Коми, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру;
- осознание своей этнокультурной и коми гражданской идентичности, понимание роли русского языка как второго государственного языка Республики Коми и языка межнационального общения народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им.
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык»:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- использование знаково-символических средств представления информации.
- установление причинноследственных связей в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
Предметные результаты освоения курса «Русский язык»:
- различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
- различать понятия «звук» и «буква»
- правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
- писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
- применять изученные правила правописания:
- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты
- писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения
- находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
- использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
- находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
- пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
- строить устное диалогическое и монологическое высказывание и составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
- определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
- составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
- писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы;
- объяснять значение русского языка как второго государственного языка Республики Коми;
- распознавать части речи по грамматическим признакам
- осознавать многообразие языков и культур на территории Республики Коми, осознавать язык как одну из главных духовно нравственных ценностей народа;
- осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, по иск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
- объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия и уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа
IX. Формы, методы и технологии обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы: словесные методы: (беседа, объяснение, рассказ учителя), наглядные методы: (демонстрация, наблюдение), работа с учебником и словарями, наблюдение
Технологии: игровая технология, исследовательская технология, проектная технология, проблемное обучение
X. Региональный компонент (содержание этнокультурного компонента с указанием классов, количества часов и содержания отдельных уроков)
1 КЛАСС (165 ЧАСОВ)
- «Устное творчество коми народа Загадки». (1 ч)
- «Пословицы и поговорки». (1ч)
- «Коми народные сказки. Лиса и заяц» (1ч)
2 КЛАСС (170 ЧАСОВ)
- «Произведения коми писателей и поэтов о природе» (1ч.)
- «Волшебные коми сказки» (2ч.)
3 КЛАСС (170 ЧАСОВ)
- Государственные символы РК. Города и районы Республики Коми (1ч.) (восстановление деформированных текстов) (1ч.)
- «Произведения великих коми поэтов В. И. Лыткин, И.А. Куратов, Г. Юшков» (выразительное чтение) (2ч.)
4 КЛАСС (170 ЧАСОВ)
- «Моя семья» (сочинение на коми языке) (1ч.)
- «Дары природы коми» (составление небольших текстов) (2ч.)
Анализ содержания Пояснительной записки рабочей программы предмета «Русский язык»
№ п/п | Критерий анализа | Содержание критерия в Пояснительной записке примерной программы | Содержание критерия в Пояснительной записке рабочей программы (дополнения, изменения) |
| Цель | - приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; - овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом; - овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; - развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию | - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; - приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Республики Коми, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения. |
| Задачи | Задачи в примерной программе не указаны | - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Коми, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - развитие коммуникативных умений; - развитие нравственных и эстетических чувств; - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе. |
| Назначение | Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности | Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. |
| Предметные результаты | Предметные результаты представлены отдельно по каждому классу | - различать слово и предложение; вычленять слова из предложений; - различать понятия «звук» и «буква» - правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов; - писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова; - применять изученные правила правописания: - правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты - писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения - находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; - использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач - находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; - пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника; - строить устное диалогическое и монологическое высказывание и составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; - определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; - составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; - писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы; - объяснять значение русского языка как второго государственного языка Республики Коми; - распознавать части речи по грамматическим признакам - осознавать многообразие языков и культур на территории Республики Коми, осознавать язык как одну из главных духовно нравственных ценностей народа; - осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, по иск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; - объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия и уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа |
| Личностные результаты | —становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; — уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; — бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: — бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; — неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании | - становление ценностного отношения к своей Родине - Республике Коми, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру; - осознание своей этнокультурной и коми гражданской идентичности, понимание роли русского языка как второго государственного языка Республики Коми и языка межнационального общения народов; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им. - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; - бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; - первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
| Метапредметные результаты | Базовые логические действия: — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др ); устанавливать аналогии языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; — устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы Базовые исследовательские действия: — с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; — сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; — формулировать выводы и подкреплять их доказательства ми на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях Работа с информацией: — выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; — согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова рях, справочниках; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); и др Самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий Самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учеб ной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; — находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; | - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. - использование знаково-символических средств представления информации. - установление причинноследственных связей в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы - распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); - использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. - прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях - проявлять уважительное отношение к собеседнику, со блюдать правила ведения диалоги и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - создавать устные и письменные тексты (описание, рас суждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; |