СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка содержания Пояснительной записки рабочей программы одного из учебных предметов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка содержания Пояснительной записки рабочей программы одного из учебных предметов»

Практическая работа №7



Тема:

«Разработка содержания Пояснительной записки рабочей программы одного из учебных предметов: «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Технология» с учетом национально-регионального компонента на основе примерной программы»

Фамилия, имя студента:



Группа (номер):




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ


Пояснительная записка


  1. Общая характеристика учебного предмета

«Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Основными задачами курса являются:

l. развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

2. учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

3. формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

4. развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

5. формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

6. обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

7. формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

8. формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

9. создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

10. расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

11. обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

12. работать с различными типами текстов, в том числе научнопознавательным.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. 6 Изучая материал раздела, учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, который формирует у школьников читательскую самостоятельность. Программа курса предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков. Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения, увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию навыка осознанного чтения, умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется 7 активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринимать героя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизнен- 8 ный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.




II. Рабочая программа по «Литературному чтению» составлена на основе следующих нормативных документов:

1. 1. Федеральный закон от 29.12.2022 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500).

4. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799)

5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (разделы: «Планируемые результаты освоения обучающимися основной  образовательной программы», «Программы отдельных учебных предметов, курсов»; одобрена решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15)


III. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса «Школа России» под редакцией В.Г. Горецкого.

IV. Цель: становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение


V. Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  1. формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

  2. достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

  3. осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

  4. первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

  5. овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

  6. овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).



VI. Место предмета в базисном учебном плане и учебном

Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» (180 ч: 100 ч предмета «Русский язык» и 80 ч предмета «Литературное чтение»). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель, во 2—4 классах — по 136 ч (4 ч в неделю в каждом классе).

VII. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.


VIII. Результаты освоения учебного предмета

В процессе изучения «Литературного чтения.» обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации в школе;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты освоения «Литературного чтения.»:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определять общую цель и пути её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты освоения «Литературного чтения.»:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными 13 приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.


IX. Формы: практическая работа, проектная деятельность, исследование, наблюдение, творческие задания.

Методы: проектный, исследовательский, проблемный, частично-поисковый.

  1. Технология личностно – ориентированного образования.

  2. Технология использования игровых методов.

  3. Метод проектов.

  4. Технология обучения в сотрудничестве.

  5. Технология разноуровневого обучения.

  6. Информационно – коммуникационные технологии.





X. Региональный компонент


Класс

Раздел

Тема

2 (34 ч)




















Устное творчество коми народа (3 часов)

Коми народные загадки. Пословицы и поговорки Сказки коми народа. Три брата и сестра. Охотник и Чукля. Ёма и две сестры

Сказки финно-угорских народов (4 часа)

Как у бурундука спина полосатой стала (хантыйская сказка) Хочу, не хочу (хантыйская сказка) Огонь и человек (марийская сказка) Пекка-храбрец (финская сказка) Медвежья нянюшка (коми –пермяцкая сказка) Куйгорож (мордовская сказка) Работай, кошка, работай (венгерская сказка)

Мой край родной (7 часов)

Пантелеймон Образцов.Север мой. Лес. Александр Журавлев.Северный лужок. Ветер. Снежная баба. Песцы. О, Великая Тишина. Комары. Я спросил у дяди Коли. Я спросил у дяди Лари. Праздник. Нефтяной фонтан. Иван Коданев (Перевод В. Журавлева-Печерского). На лугах. Утки-зимовщицы. Виктор Демидов. Две песни Егорки Терентьев. В тундре весенней.

О родной природе (11 часов )

Пантелеймон Образцов. Береза. Затейница зима. К весне. Серафим Попов (Перевод Ю. Ионова). Цикл стихотворений «Двенадцать месяцев»: В новогоднюю ночь. Февраль. Мамин праздник. В апреле. Первомай. Июнь. На июльских лугах. В ягодном августе. Снова в школу. В октябре. День седьмого ноября. В декабрьском лесу. Виктор Демидов. Год начинается с весны. Весна света. Весна воды. Весна птиц. Весна травы. Воробьишкина весна. Иван Коданев (Перевод В. Журавлева-Печерского). Сорока-воровка. Белкипутешественницы. Степан Раевский (Перевод Е. Габовой). Неряхи. Бурундук. Геннадий Юшков(Перевод Е. Габовой). Волчий шалаш. Плот бобра. Александр Кокачев. Ухрюмон (Главы из сказки).

О жизни детей (9 ч)

Пантелеймон Образцов. Ремонт идет. В школе. Александр Журавлев. Бурки. Малица. Лайка. Снежок. Рыбак. Серафим Попов (Перевод Ю. Ионова). Стихи из цикла «Сверстникам-школьникам»: Золотые руки. Вася-наизнанку. Когда болезнь –лень. Школьный парк. Я в тайге не заблужусь. Праздник после рыбалки. Мы на сенокосе. Лесной пожар. Елена Козлова (Перевод Е. Габовой). Страшилище. Лыжи-неумехи. Синее стеклышко. Виктор Демидов. Игра в испорченный телефон. Семейная трагедия.

3 (34 ч)

Устное творчество коми народа (5 часов)

Загадки. Пословицы и поговорки. Коми старинные игры. Жмурки. Воробей. В медведя. Ема. Городки в лесу. Коми народные сказки (Пересказал Ф Плесовский). Марпида-царевна. Медвежьи няньки. Как Иван нужду закопал.


Сказки финно-угорских народов (7 часов)

Длинный день (Коми-пермяйкая сказка). Как купец хотел солнце остановить (удмурсткая сказка). Белый мышонок (венгерская сказка). Богатырь (хантыйская сказка). Золотой конь (хантыйская сказка). Голубая важенка (карельская сказка). Где богатство зарыто (финская сказка). Ученый медведь (марийская сказка).

Мой край родной (5 часов)

Серафим Попов (Перевод И. Михайлова). Дедушкины медали (Поэма). Иван Коданев (Перевод В. Журавлева-Печорского). Пойте, птицы, пойте! Ирина Запорожцева. Слово пилота. Степан Раевский (Перевод Д. Стахорского). Из цикла «Красота земли».После дождя белые ночи. Красота земли. Ключ. Альберт Ванеев (Перевод В. Кузнецова). Времена года.

О родной природе (6 часов)

Иван Коданев (Перевод В. Журавлева-Печорского). В дальнем лесу. Заботливая мать. Первый снег. Ирина Запорожцева. Белая земля. Олененок. Владимир Ануфриев. Сорочья весна.Вот так встреча!Про плавунчика. Степан Раевский (Перевод Д. Стахорского). Лесной доктор. Воробей.

О жизни детей (11 часов)

Егор Рочев (Перевод Ю. Качаева). Маленький Митрук и большая тундра (главы из повести) Владимир Попов. Как терялась Марина. Елена Габова. Повесть о настоящем коте (в сокращении).Вареная сосулька.Чем вредны овраги. Из рассказов про Аринку. Царевна-лягушка заснула. Мосток. Обжорка-ложка (сказка). Нина Куратова (перевод В. Путилиной). Нинка-крючинка. Полутонная артистка. Гостинец от зайца. Умный баран.

4 (34ч)

Устное творчество коми народа(4 часов)

Пословицы и поговорки. Коми народные сказки (пересказал Плесовский). Пера-богатырь. Гундыр. Федот-стрелец. Седун. Два брата

Сказки финно-угорских народов(6 часов)

Пера и Зарань (коми-пермяцкая сказка) Богатырь Кудым-Ош (коми-пермяцкая сказка) Аннушка (удмуртская сказка) Сереброзубая Пампалче (марийская сказка) Дверь на лугу (коми пермяцкая сказка) Мужик и черт (марийская сказка) Черная уточка (карельская сказка) Невеста –мышь (карельская сказка) Король Ледяного королевства (венгерская сказка) Находчивый слуга царя (хантыйская сказка) Старик и мошенники (финская сказка) Проделки рыжего лиса (финская сказка).

Мой край родной (6 часов)

Иван Куратов. Коми язык (перевод Ф. Честного) Владимир Тимин. Родной язык (перевод Г. Морозова) Серафим Попов. Север (перевод И. Вараввы) Иван Коданев (перевод В. Журавлева-Печорского)Белые ночи. Друзья детства. Вставай, друг, солнце всходит! Геннадий Юшков. Родина (перевод Н. Старшинова) Владимир Попов. Медаль (перевод Н. Емельяновой) Ирина Запорожцева. Как искали усинскую нефть Альберт Ванеев (перевод Ю. Полякова). Это север, край неповторимый. Иван Коданев (перевод В. Журавлева-Печорского) Здравствуй, Парма! Александр Журавлев. Где живу я, отгадай? Наш поселок на колесах.

О родной природе (8 часов)

Иван Коданев (перевод В. Журавлева - Печорского)За рябчиками. Кто сильнее испугался? Егор Рочев (перевод О. Тихомирова)Бегут, бегут олени (главы из повести) Василий Журавлев – Печорский. Пробуждение земли. Ветер- парикмахер. Стриж-птица залетная. Дикие куры. Исчез песец. Грибная пора. Степан Раевский (перевод Д. Стахорского). Лесная кошка-вэркань. Разбойник Владимир Ануфриев. Отчаянные отцы. Глупые воробьи. Соседи. Все ли прячутся? Хозяйственный поползень. Прыгни выше, Юхнань! Или приключения в волшебном лесу.

О жизни детей (10 часов)

Нина Куратова (перевод В. Путилиной). Давайте знакомиться и дружить (главы из повести) Ирина Запорожцева. Маленький оленевод. Девушка на льдине. Егор Рочев (перевод О. Тихомирова). Бегут, бегут олени (главы из повести). Владимир Ширяев. Олени выходят к морю (главы из повести). Елена Габова. Жизнь и фантазии Сени Елкина, или воспитанная муха (главы из повести). Чей ты, Барсик? Никто не видел Рыжего (главы из повести). Степан Раевский (перевод Д. Стахорского). ПыстаУстя. Виктор Демидов. Росица едет на север (отрывки из повести)



Анализ содержания Пояснительной записка рабочей программы предмета «…»


п/п

Критерий анализа

Содержание критерия в Пояснительной записке примерной программы

Содержание критерия в Пояснительной записке

рабочей программы (дополнения, изменения)

Цель

Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) направлен на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; l развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран

Задачи

  • развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус; l формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

  • обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов, в том числе научнопознавательным.

1) формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

2) достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

3) осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

4) первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

5) овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

6) овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

Назначение


Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.


Предметные результаты

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными 13 приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.

1)понимание ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных коми произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;

2) читать наизусть коми произведения с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Коми республике.

3) различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь коми;

4) различать и называть отдельные жанры коми фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);

5) пересказывать (устно) содержание коми произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;

6) составлять высказывания по содержанию коми произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму.


Личностные результаты

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального

российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений

целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной

литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения

терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации в школе;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося,

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности

за свои поступки на основе представлений о нравственных

нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать

конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений

со своими собственными поступками, осмысливать поступки

героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному

отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

  1. становление ценностного отношения к своей Родине — Коми республике, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Коми, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

  2. осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов Коми;

  3. первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.



Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определять общую цель и пути её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  1. Сравнение коми произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

  2. Объединение коми произведения по жанру, авторской принадлежности;

  3. Выявление недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  4. устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного коми текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;



3-4 часа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!