Мездрина Ольга Павловна учитель изобразительного искусства
«Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы».
Изобразительное искусство 5 класс. УМК. Под редакцией Б.М.Неменского. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Формирование личностных универсальных учебных действий
1.Тема урока: Народный праздничный костюм
Тип урока: комбинированный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Систематизация знаний | Учитель просит учащихся разделить лист на две половины и, читая текст, в левую половину заносить все фразы, слова, высказывания, факты, идеи, цитаты, которые они считают наиболее важными и значимыми, а в правую – свои комментарии | Работа с текстом учебника. Учащиеся составляют сравнительную таблицу, учащиеся выражают свои эмоции, мысли, суждения, вопросы, возможности применения знаний в повседневной жизни, на других предметах | Смыслообразование, нравственно-этическое оценивание |
2.Тема урока: Убранство русской избы
Тип урока: изучение нового
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Первичное ознакомление | Учитель раскрывает в презентации красоту русской резьбы фронтонов, наличников, лобовой доски в исконно русской избе | Учащиеся рассматривают, анализируют, восхищаться красотой резьбы созданную русским народом | формирование у обучающихся основ российской идентичности; духовно-нравственное развитие к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию |
Формирование познавательных универсальных учебных действий
3.Тема урока: Народные праздничные обряды
Тип урока: обобщение знаний
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Проблематизация, актуализация знаний | Учитель просит учащихся составить 5 креативных вопросов по итогам изучения целого раздела «Народные праздничные обряды». | Креативные вопросы На доске помещена таблица с креативными вопросам. Креативные вопросы по Э. Ландау: Куда дальше? (вопрос, ориентированный на будущее). Что правильно, а что нет? (оценочный вопрос). Что было бы, если бы (воображаемый вопрос). Что я чувствую, что я знаю (субъективный вопрос). Почему, что, как, что делает? (Казуальный вопрос). Кто, как, что, где, когда? Описательный вопрос. | Умение видеть и выделять проблему, поиск и выделение информации, выведение понятий и следствий, построение логических цепей рассуждения, доказательство |
4.Тема урока: Народные промыслы родного края
Тип урока: комбинированный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Отработка и закрепление знаний | Учитель просит учащихся написать по 3 тонких и 3 толстых вопроса по изученной теме, например в конце урока «Народные промыслы родного края» | На доске помещена таблица с тонкими и толстыми вопросами Тонкие вопросы: Кто ? Что ? Когда ? Может ..? Будет ...? Мог ли ... ? Как звать ...? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...? Толстые вопросы: Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ? | Умение видеть и выделять проблему, поиск и выделение информации, выведение понятий и следствий, построение логических цепей рассуждения, доказательство |
5.Тема урока: Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций
Тип урока: обобщающий
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Работа над проектом и его защита | Разделить учащихся на группы, раздать материал, раскрывающий роль декоративно-прикладного искусства в древних цивилизаций Египта, Китая, Средневековой Западной Европы. Таблицу с вопросами. Помогают в ходе работы групп | Учащиеся изучают, анализируют, систематизируют материал, записывают в таблицу, создают презентацию, используют плакат с рисунками. Защищают свой проект | вести исследовательскую работу по сбору информационного материала, самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам исследования, аргументированно защищать свои позиции, готовить информацию различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях |
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
6.Тема урока: Символический знак в современной жизни
Тип урока: комбинированный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Применение знаний | Учитель просит учащихся нарисовать схему «О чем рассказывают гербы» | Задание проводится в группе из 4-5 человек. Учитель просит учащихся совместно сделать рисунок герба по определенной теме | Согласование усилий, умение вырабатывать общую стратегию, делиться мнением, договариваться, определение функций, распределение ролей |
7.Тема урока: Внутренний мир русской избы
Тип урока: комбинированный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Применение знаний Рефлексия | Учитель просит учащихся разработать план – схему внутреннего устройства крестьянской избы | Задание проводится в парах или группах из 3-4 человек. Учащиеся за 10-15 минут должны разработать план - схему, оформить её и презентовать классу | Согласование усилий, умение вырабатывать общую стратегию, делиться мнением, договариваться, определение функций, распределение ролей, умение выступать на публике, аргументировать свою точку зрения |
8.Тема урока: Народные праздничные обряды
Тип урока: комбинированный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Применение знаний Рефлексия | Распределяет учащихся на группы по созданию коллективного панно Масленица | Создание коллективного панно на тему традиций народных праздников; Создают на плакате русский пейзаж, вырезают в технике аппликация русские избы, изображают жителей в праздничных русских костюмах | взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата. |
Формирование регулятивных универсальных учебных действий
9.Тема урока: Искусство народной вышивки
Тип урока: изучение нового
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Мотивационный | На столе предметы народного быта: ковш, хлебница, солонка, прялка, рушник. | Дети определяют что общего у этих предметов, для чего они, какой предмет выделяется из общей группы, по каким отличительным признакам. Определяют тему урока, цель и задачи урока | Самоорганизация: самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности; |
10.Тема урока: Народный праздничный костюм
Тип урока: комбинированный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Актуализация знаний | При устном опросе учитель просит учащихся оценить устный ответ ученика. Например при ответе на вопрос «Элементы русского народного костюма». | На доску вывешены критерии оценивания устного ответа учащегося (правильность названия элементов костюма, правильность отличия костюмов северных народов и южных, умение отличить русский орнамент от орнаментов других народов, показывать элементы костюма на таблице и т.д.). Учащийся анализирует ответ, указывая на сильные стороны, недочеты, выносит рекомендации своему однокласснику. | Выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит коррекции, осознание качества своего знания, осознание качества знания другого человека |