Тюрикова О.А. «Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы».
Раздел литературы « Из литературы 19 века» Тургенев И. С. «Муму»
Задание 1. Прослушайте эпизод из рассказа в исполнении артистов. Удалось ли им передать характеры героев?
Предметные умения: умение сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино); развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии
Метапредметные умения: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
Личностные результаты: осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения
Задание 2. Ответьте на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Как Герасим ухаживал за Муму? Как это его характеризует?
Предметные умения: умение воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное
Метапредметные умения: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
Личностные результаты: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений
Задание 3. Самостоятельная работа. Составление плана характеристики главного героя повести.
Предметные умения: составлять план, отбирать материал для характеристики персонажа
Метапредметные умения: формирование умения осознавать значимость чтения, понимания цели чтения, находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности), проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения
Личностные результаты: изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений, ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений
Задание 4. Практическая работа. Заполнение цитатной таблицы «Черты характера Герасима».
Предметные умения: навыки анализа образа литературного героя, оценивать поступки героев, делать выводы
Метапредметные умения: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности),выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
Личностные результаты: развивать самостоятельную и личную ответственность за результаты своей деятельности
Задание 5. Расскажите о характере Герасима, опираясь на записи в таблице
Предметные умения: пересказывать текст, используя выборочный пересказ, развитие устной монологической речи
Метапредметные умения: делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения
Личностные результаты: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
Задание 6. Перескажите выборочно историю Муму (с использованием цитирования).
Предметные умения: пересказывать текст, используя выборочный пересказ, развитие устной монологической речи
Метапредметные умения: формирование умения осознавать значимость чтения, понимания цели чтения, излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
Личностные результаты: изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений
Задание 7.Составьте цитатный план эпизода «Смерть Муму»
Предметные умения: воспитание милосердия, гуманного отношения к человеку и животным
Метапредметные умения: ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
Личностные результаты: развивать самостоятельную и личную ответственность за результаты своей деятельности
Задание 8. Прокомментируйте иллюстрации в учебнике к рассказу
Предметные умения: представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки) развивать устную речь учащихся
Метапредметные умения: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения; признавать свое право на ошибку и такое же право другого
Личностные результаты: формировать уважительное отношение к иному мнению, развивать мышление, внимание, доброжелательности.
Задание 9. презентуйте собственные иллюстрации (индивидуальные задания)
Предметные умения: представлять результаты работы с опорой на текст
Метапредметные умения: самостоятельно выбирать оптимальную форму представле- ния литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
Личностные результаты: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений
Задание 10. Обобщающая беседа: Как в рассказе «Муму» выразился протест Тургенева против крепостного права?
Предметные умения: оценивать поступки героев, анализировать текст художественного произведения
Метапредметные умения: формирование умения аргументировать свой ответ, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
Личностные результаты: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений