СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет раскрыть закономерности действия фвкторов среды на организмы.

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме «Закономерности действия факторов среды на организмы.»

1. Ф.И.О. учителя: Морщинина Марина Владимировна

2. Класс: 9А Дата: 14.04.2017 Предмет биология № урока по расписанию: 2

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема

  Закономерности действия факторов среды на организмы.

Цель

 формирование представления об общих законах действия факторов среды на организмы

Задачи

Образовательные: раскрыть сущность закона оптимума, показать его практическое значение; объяснить закон экологической индивидуальности видов; охарактеризовать закон ограничивающегофактора как фактора, значение которого в конкретный момент времени приближается к критическим точкам; раскрыть содержание законов совместного действия факторов и незаменимости факторов и проиллюстрировать их практическое значение на конкретных примерах;проанализировать механизмы возникновения приспособительных биологических ритмов у организмов и рассмотреть их прикладное значение.
Развивающие: развивать умения правильно обобщать данные, делать выводы,
умения сравнивать, анализировать, выделять главное.
Воспитательные: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру.

4. Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок – второй в теме (ему предшествует урок «Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы»), то основное деление факторов было дано на предыдущем уроке, и его надо лишь актуализировать. Данный урок посвящен особенностям действия именно абиотических факторов среды.

Этап урока


Время, мин


Цель


Содержание учебного материала


Методы и приемы работы


ФОУД

Деятельность учителя


Деятельность учеников


  1. Организационный момент.

1

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Приветствие учителя и учащихся, проверка присутствующих, готовности учащихся к уроку.

Беседа.

Ф

Создает доброжелательную обстановку, проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний. Целеполагание. Мотивация.

7

Организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Формулирование с учащимися  цели и задач урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение материала по основам экологии. Экологический фактор —характеристика среды, определенное явление, процесс или свойство, которые могут влиять на организм.

1.Дифференцированное задание: (Слайд1)1 уровень: Выберите экологические факторы: биотические; абиотические; социальные; антропогенные.

2 уровень: Определите, к каким факторам среды можно отнести: Хищничество. Вырубку лесов. Влажность воздуха. Температура воздуха. Паразитизм. Свет. Строительство зданий. Давление воздуха. Соленость воды. Выбросы газа заводами. Пожар в лесу. Загрязнение водоёмов.

3уровень: Ознакомившись с текстом, ответьте на поставленный вопрос.

Комары распространены повсеместно. Основная среда обитания- городская местность. Особенно распространены в местах с повышенной влажностью. Размножение наступает в конце мая - начале июня. Самка откладывает яйца в теплую стоячую воду. Комары являются пищей для большинства птиц.

Предположите, как должны измениться экологические факторы, чтобы произошло уменьшение численности комаров?

(Абиотические факторы- понижение температуры воздуха, а соответственно и воды, увеличение температуры воздуха, уменьшение влажности

Биотические- увеличение численности птиц, которые питаются комарами

Антропогенные- человек может провести обработку городской местности)

Работа по карточкам.

Постановка проблемы?

Поразмышляем: к примеру, хороша ли температура воздуха +30 для организмов?

Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

Вывод: Организмы по разному реагируют на воздействие различных факторов среды. Но есть такие законы, которым ответные реакции организмов подчиняются одинаково.

Тема нашего урока звучит так: Закономерности действия факторов среды на организмы.

Что нам уже известно, а что мы хотим узнать. По данной теме?

Какова цель нашего урока? Чего мы хотим достигнуть и к что узнать на протяжении урока? 

Цель для учащихся: рассмотреть законы отражающие воздействия факторов среды на деятельность того или иного организма.


Беседа, проблемно-поисковый.

Ф, И.





















Активизирует всех учащихся к беседе, задает вопросы и комментирует.



































Задает проблемный вопрос.

Выделяют существенные признаки, сравнивать, обобщать факты и явления.























































Включаются в беседу. Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока. Записывают тему урока.


  1. Изучение нового материала.

20

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

    1. Организация групповой работы.

Для того, чтобы выявить ряд общих законов действия факторов среды на организм, разделимся на группы.

1 группа будет исследовать закон оптимума.
2 группа-  Закон экологической индивидуальности видов .
3 группа-Закон ограничивающего фактора.

4 руппа-Закон совместного действия фактора. Закон незаменимости факторов.

Алгоритм работы:1. Прочитать текст.2. 3.Выделить формулировку закона.3. Привести пример.


    1. Обсуждение результатов.

Выслушаем представителей каждой группы (что исследовали, результаты, выводы). Демонстрация слайдов с графическим выражением законов и примерами.




















    1. Периодичность.

В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается. Почему?

В действии экологических факторов наблюдается периодичность, связанная со временем суток, сезонами года, морскими приливами, фазами луны. Периодичность обусловлена космическими причинами.

Приведите примеры явлений, обусловленных сезоном года?

(Слайд)

Каков механизм этих явлений?

Приспособленность к периодическим изменениям выражается в реакции на изменение фактора, а также в наследственных внутренних суточных и сезонных ритмах.

Прочтите на с.192, что такое фотопериодизм, приведите примеры из животного мира и растений? Реакция организмов на изменение длины дня. Цветение растений, миграции, переход к зимней спячке у животных.

Что такое сигнальный фактор?

Соотношение светлого и темного периодов суток в разные сезоны года как сигнальный фактор предупреждает о предстоящих изменениях в природе.


Беседа, проблемно поисковый.

















































Проблемно-поисковый. Рассказ.Беседа.

Г, И.





















































Ф, И.

Расходятся по группам 3человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы.












Выслушивает выступления представителей групп. Корректирует ответы, дополняет, задает вопросы. Поясняет, используя графики и иллюстрации на слайдах.













Задает вопросы. Активизирует всех учеников к беседе. Прием постановки вопросов в определенной логической последовательности.








Знакомятся с алгоритмом работы. Задают вопросы, если не понятно.

Читают текст и выделяют формулировку закона и приводят пример. Составляют тезисы выступления. 
Отчет групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся выступают перед аудиторией, демонстрируют таблицы, графики, приводят примеры. Записывают определения законов.



Включаются в беседу. Отвечают на вопросы, используя учебник.



















Сравнивают, обобщают факты и явления. Выявляют причины и следствия явления.


  1. Закрепление знаний

10

 Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

  1. Задание №1  ( 1 уровень)

В каждом из предложенных примеров, выберите фактор, который будет ограничивающим:

  1. Для растений в океане на глубине 6000м: вода, температура, соленость, свет

  2. Для кабана зимой в северной тайге: высота снежного покрова, свет, температура.

  3. Для растений в пустыне летом: вода, температура, свет.

  4. Для скворца зимой в лесу: свет, температура, пища, кислород, влажность.

  1. Задание №2 (2 уровень)

Температурный фактор является одним из наиболее значимых в природе. На рисунке изображен график зависимости численности семиточечной божьей коровки от температуры окружающей среды.

Рис. Зависимость численности семиточечной божьей коровки от температуры окружающей среды

Укажите:

А. Температура, оптимальная для этого насекомого.

Б. Диапазон температур зоны оптимума.

В. Диапазон температур зоны пессимума (угнетения).

Г. Две критические точки.

Д. Пределы выносливости вида.


А.25С, Б.15-35С, В.5-15С,35-45С, Г.5 и45С, Д. 5-45С.

  1. Задание №3 (3 уровень)

Существует русская поговорка «Кашу маслом не испортишь», которую применяют и к сельскохозяйственным делам (удобрения). Противоречит ли это закону оптимума?

Почему чувство меры так ценится у всех народов мира и входит в нормы морали?

Практический

Ф.И.

Задает вопросы, корректирует ответы.

Отвечают, другие дополняют, исправляют допущенные ошибки.

  1. Рефлексия

1

Осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы.

Обратимся к началу урока. Какая была тема урока? Какую цель мы ставили?

Для того чтобы оценить свою работу на уроке и атмосферу всего занятия в целом прошу вас выбрать и отметить те пункты, которые наиболее вам подходят.

  • На уроке были моменты, которые мне показались интересными.

  • Ничего интересного для себя не выявил.

  • Мое настроение на уроке было положительное

  • Никаких положительных эмоций не получил.

  • Материал урока мне был понятен

  • Из материала урока ничего не понял

Оценка работы учащихся.

Беседа

Ф,И.

Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Оценивает работу учащихся, комментируя оценки.

Подводят итог урока. Обобщают, делают вывод.

Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.

Оценивают работу на уроке.

  1. Домашнее задание

1

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф 51. Вопросы 1-3 устно. Подготовить сообщение на тему: «Засухоустойчивые растения»; «Теневыносливые растения».


Задаёт домашнее задание , поясняя








Задаёт домашнее задание


Записываю домашнее задание в дневник



6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): учащиеся активно участвовали на всех этапах урока.

7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока: урок цели достиг.

Просмотр содержимого презентации
«Основные экологические законы»

Закономерности действия   факторов среды   на организмы

Закономерности действия  факторов среды  на организмы

1 уровень:  Задание Выберите экологические факторы:

1 уровень: Задание

Выберите экологические факторы:

  • биотические;
  • абиотические;
  • социальные;
  • антропогенные.
2 уровень: Распредели факторы в три колонки Абиотические Биотические Антропогенные Свет Паразитизм Загрязнение водоёмов Хищничество Влажность воздуха Вырубка лесов

2 уровень: Распредели факторы в три колонки

Абиотические

Биотические

Антропогенные

Свет

Паразитизм

Загрязнение водоёмов

Хищничество

Влажность воздуха

Вырубка лесов

3уровень:  Ознакомившись с текстом, ответьте на поставленный вопрос Комары распространены повсеместно. Основная среда обитания- городская местность. Особенно распространены в местах с повышенной влажностью. Размножение наступает в конце мая - начале июня. Самка откладывает яйца в теплую стоячую воду. Комары являются пищей для большинства птиц. Предположите, как должны измениться экологические факторы, чтобы произошло уменьшение численности комаров

3уровень: Ознакомившись с текстом, ответьте на поставленный вопрос

Комары распространены повсеместно. Основная среда обитания- городская местность. Особенно распространены в местах с повышенной влажностью. Размножение наступает в конце мая - начале июня. Самка откладывает яйца в теплую стоячую воду. Комары являются пищей для большинства птиц.

Предположите, как должны измениться экологические факторы, чтобы произошло уменьшение численности комаров

Тема урока: Закономерности действия факторов среды  на организмы.

Тема урока:

Закономерности действия факторов среды 

на организмы.

Закон оптимума  Любой экологический фактор имеет определённые пределы положительного влияния на живые организмы. Недостаточное либо избыточное их действие сказывается на организмах отрицательно. Закон оптимума  Графически подобная реакция организма на изменение значений фактора изображается в виде кривой жизнедеятельности (экологической кривой), при анализе которой можно выделить некоторые точки и зоны : Зона оптимума  — это тот диапазон действия фактора, который наиболее благоприятен для жизнедеятельности. Зоны пессимума определяют отклонения от оптимума. В них организмы испытывают угнетение.   Графически подобная реакция организма на изменение значений фактора изображается в виде кривой жизнедеятельности (экологической кривой), при анализе которой можно выделить некоторые точки и зоны : Зона оптимума  — это тот диапазон действия фактора, который наиболее благоприятен для жизнедеятельности. Зоны пессимума определяют отклонения от оптимума В них организмы испытывают угнетение.

Закон оптимума

Любой экологический фактор имеет определённые пределы положительного влияния на живые организмы. Недостаточное либо избыточное их действие сказывается на организмах отрицательно.

Закон оптимума

Графически подобная реакция организма на изменение значений фактора изображается в виде кривой жизнедеятельности (экологической кривой), при анализе которой можно выделить некоторые точки и зоны :

Зона оптимума  — это тот диапазон действия фактора, который наиболее благоприятен для жизнедеятельности.

Зоны пессимума определяют отклонения от оптимума. В них организмы испытывают угнетение.

  • Графически подобная реакция организма на изменение значений фактора изображается в виде кривой жизнедеятельности (экологической кривой), при анализе которой можно выделить некоторые точки и зоны :
  • Зона оптимума  — это тот диапазон действия фактора, который наиболее благоприятен для жизнедеятельности.
  • Зоны пессимума определяют отклонения от оптимума В них организмы испытывают угнетение.

Закон экологической индивидуальности видов  Если виды совпадают по устойчивости к одному фактору, то обязательно разойдутся по устойчивости к другому  Закон  экологической индивидуальности видов  был сформулирован в 1924 г. русским ботаником Л.Г. Раменским: экологические спектры (толерантность) разных видов не совпадает, каждый вид специфичен по своим экологическим возможностям.

Закон экологической индивидуальности видов

  • Если виды совпадают по устойчивости к одному фактору, то обязательно разойдутся по устойчивости к другому

Закон экологической индивидуальности видов

был сформулирован в 1924 г. русским ботаником Л.Г. Раменским:

экологические спектры (толерантность) разных видов не

совпадает, каждый вид специфичен по своим экологическим возможностям.

Закон ограничивающего (лимитирующего) фактора Наиболее значим для организма тот фактор, который более всего отклоняется от оптимального его значения Закон ограничивающего (лимитирующего) фактора гласит, что наиболее значим для организма тот фактор, который более всего отклоняется от оптимального его значения .  Так, фактором (абиотическим), ограничивающим распространение оленей, является глубина снежного покрова.  Распространение бобовых в Арктике ограничивается (биотическим фактором) распределением опыляющих их шмелей. На острове Диксон, где нет шмелей, не встречаются и бобовые, хотя по температурным условиям существование там этих растений еще допустимо.

Закон ограничивающего (лимитирующего) фактора

Наиболее значим для организма тот фактор,

который более всего отклоняется от оптимального его значения

Закон ограничивающего (лимитирующего) фактора

гласит, что наиболее значим для организма тот фактор,

который более всего отклоняется от оптимального его значения .

Так, фактором (абиотическим), ограничивающим распространение оленей, является глубина снежного покрова.

Распространение бобовых в Арктике ограничивается (биотическим фактором) распределением опыляющих их шмелей. На острове Диксон, где нет шмелей, не встречаются и бобовые, хотя по температурным условиям существование там этих растений еще допустимо.

Закон совместного действия факторов Результат влияния любого экологического фактора зависит, в первую очередь, от того, в какой комбинации и с какой силой действуют другие факторы Так, жару легче переносить в сухом, а не во влажном воздухе; мороз хуже переносится в сочетании с ветреной погодой и т. п. Данную закономерность учитывают в сельскохозяйственной практике для поддержания оптимальных условий жизнедеятельности культурных растений. Например, при угрозе заморозков на почве, которые случаются в средней полосе даже в мае, растения на ночь обильно поливают. температура в сухой сауне до 110°- 125 0 С при низкой влажности – всего 5-15 %, Закон взаимодействия экологических факторов оптимальная зона и пределы выносливости организмов по отношению к какому-либо фактору могут смещаться в зависимости от того, в сочетании с какими другими факторами осуществляется воздействие .  На самой верхней ступеньке парной температура 45-65 °С, но влажность увеличивается до 40-65 %

Закон совместного действия факторов

Результат влияния любого экологического фактора зависит, в первую очередь, от того, в какой комбинации и с какой силой действуют другие факторы

Так, жару легче переносить в сухом, а не во влажном воздухе; мороз хуже переносится в сочетании с ветреной погодой и т. п.

Данную закономерность учитывают в сельскохозяйственной практике для поддержания оптимальных условий жизнедеятельности культурных растений. Например, при угрозе заморозков на почве, которые случаются в средней полосе даже в мае, растения на ночь обильно поливают.

температура в сухой сауне до 110°- 125 0 С

при низкой влажности – всего 5-15 %,

Закон взаимодействия экологических факторов

оптимальная зона и пределы выносливости организмов по

отношению к какому-либо фактору могут смещаться в зависимости от того, в сочетании с какими другими факторами осуществляется воздействие .

На самой верхней ступеньке парной температура 45-65 °С, но влажность увеличивается до 40-65 %

ЗАКОН НЕЗАМЕНИМОСТИ ФАКТОРОВ Нельзя полностью заменить один фактор другим   ЗАКОН НЕЗАМЕНИМОСТИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ закон Вильямса(1949), согласно которому полное отсутствие в окружающей среде фундаментальных экологических (физиологических) факторов (света, воды, CO 2 , питательных веществ) не может быть заменено (компенсировано) др. факторами. В теплицах для большей продуктивности растений повышают содержание углекислого газа в воздухе, используя подогрев.  Это отчасти компенсирует нехватку света в осеннее и зимнее время.

ЗАКОН НЕЗАМЕНИМОСТИ ФАКТОРОВ

Нельзя полностью заменить один фактор другим

 

ЗАКОН НЕЗАМЕНИМОСТИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

закон Вильямса(1949), согласно которому полное отсутствие в окружающей среде фундаментальных экологических (физиологических) факторов (света, воды, CO 2 , питательных веществ) не может быть заменено (компенсировано) др. факторами.

В теплицах для большей продуктивности растений повышают содержание углекислого газа в воздухе, используя подогрев.  Это отчасти компенсирует нехватку света в осеннее и зимнее время.

Периодичность в жизни организмов . Космические причины

Периодичность в жизни организмов .

Космические причины

Сигнальный фактор Суточные ритмы Объясните данные явления

Сигнальный фактор

Суточные ритмы

Объясните данные явления

Фотопериодизм Реакция организмов на продолжительность дня

Фотопериодизм

Реакция организмов на продолжительность дня

      ( 1 уровень)  В каждом из предложенных примеров, выберите фактор, который будет ограничивающим:

  ( 1 уровень) В каждом из предложенных примеров, выберите фактор, который будет ограничивающим:

  • Для растений в океане на глубине 6000м : вода, температура, соленость, свет
  • Для кабана зимой в северной тайге: высота снежного покрова, свет, температура.
  • Для растений в пустыне летом: вода, температура, свет.
  • Для скворца зимой в лесу: свет, температура, пища, кислород, влажность.
Задание №2 (2 уровень)   Рис. Зависимость численности семиточечной божьей коровки от температуры окружающей среды

Задание №2 (2 уровень)

Рис. Зависимость численности семиточечной божьей коровки от температуры окружающей среды

Рефлексия

Рефлексия

  • На уроке были моменты, которые мне показались интересными.
  • Ничего интересного для себя не выявил.
  • Мое настроение на уроке было положительное
  • Никаких положительных эмоций не получил.
  • Материал урока мне был понятен
  • Из материала урока ничего не понял


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!