СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Деньги, их функции"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представление учащихся о причинах возникновения денег. Раскрыть основыне функции денег.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Деньги, их функции"»

Разработка урока «Деньги, их функции»

Этапы урока


Формы и методы организации работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

(Мотивационно – целевая установка)

Цель: создание положительного настроя на работу; формирование оптимально – психологического микроклимата

Прием «Настрой на урок»

Добрый день!

-Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните все обиды и огорчения


II этап – Актуализация знаний.

Цель: вызов у учащихся уже имеющихся знаний, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работы, определение темы и проблемы урока


Коллективная работа

Прием «Черный ящик»











Определение проблемы урока

- Как вы думаете, что находится на черном ящике?

- На дне ящика загадки, которые помогут нам определить тему урока.

1. Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, а у других нас нет?

2. Её дают и предлагают,
Точней всего на рынке знают.

3. Мала, кругла, покатна,

Как убежит, не догонишь.


4. Книга-раздвига,
Два листа, а середка пуста.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

- О чем мы будем говорить сегодня?

- С помощью высказывания писателя Бертольд Ауэрбаха определяем проблему урока?

«Нажить много денег- храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их-искусство».

- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?


Ответы учащихся






Деньги



Цена



Монета


Бумажник



О деньгах



«Как правильно управлять деньгами?





Ответы учащихся

III. Изучение
нового материала

Цель: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знаний старых к новому. Систематизация, отслеживание собственного понимания

Прием кластер «Деньги»

Парная работа

Игра «Давай обменяемся»













Фронтальная работа




















Коллективная работа





Прием «Корзина идей»


Прием «Собери слова»





Прием «Погружение в прошлое»















Коллективная раб Составление таблицы


Групповая работа








Практическая работа






- Прочитайте исторический источник и определите: «Что было деньгами?» и составьте кластер. Приложение 1

- Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. Приложение 2

- Понравилась ли Вам на ярмарке?

- Как называется такой обмен?




- Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? Почему?

- Таким образом товар-посредник выполняет роль эквивалента. В роли эквивалента выступали меха, кожи, редкие раковины и т.д. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно их стали заменят металлы: сначала медь, затем серебро и золото.

- Что такое эквивалент?





- Какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово «деньги»?



- Что такое деньги?


- На доске вы видите карточки со словами. (Роль, обмен, всеобщего, эквивалент, при, выполняющий)

Составьте из них предложение.


На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившийся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги». Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать». Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Название связывают с изображением всадника с копьем. Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.

 - Какие функции выполняют деньги?

- Начинаем составлять две колонки таблицы «Функция денег» используя источник на стр 105-106. Приложение 3


- У вас на столе лежат монеты.  Рассмотрите их. У монет есть специальный язык – язык монеты. С помощью слайда презентации определите, как называются части монеты.








- Кроме монет у вас на столе лежат российские бумажные деньги.

Давайте рассмотрим их.

1.Определите какие купюры являются фальшивыми, а какие нет?

2. Как вы их определили?


Ребята, хочу обратить ваше внимание, что статья 186 Уголовного Кодекса РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных

Центрального банка РФ. Поэтому купюры делают из покрывают специальной краской, наносят водяные знаки, чтобы купюры были отличимы, то есть их трудно подделать и легко узнать.

Не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Деньги - очень дурной господин, ,но хороший слуга.


Составляют кластер




Обменяют собственный товар на необходимый и выясняют, трудно ли было найти нужную вам вещь.
















Ответы учащихся

Бартер- это обмен товарами без участия денежных средств

Ответы учащихся
















Эквивалент- товар, к которому нужно приравнивать все другие товары.


- Богатство, эгоизм, магазин, банк рынок и т.д.


Деньги - особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров

























Составляют таблицу используя источник и схему на стр 105-106



Аверс - лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал

Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства

Легенда – надпись на монете.

Номинал – нарицательная стоимость монеты

Гурт - боковая поверхность монеты


Рассматривают

настоящие деньги и

купюры,не

являющиеся

платежными

средствами,

отвечают на

вопросы.












IV.

Первичное осмысление и закрепление

знаний.

Цель: творческая переработка, анализ интерпретаця информации, подведение итогов, самооценка


- Ребята вернемся к проблеме урока «Как правильно использовать деньги?»

- Как Буратино определяет роль денег, через их функции? Ответы запишите третью колонку таблицы «Функция денег»


Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае

IV.

Первичное осмысление и закрепление

знаний.

Цель: творческая переработка, анализ интерпретаця информации, подведение итогов, самооценка


- Ребята вернемся к проблеме урока «Как правильно использовать деньги?»

- Как Буратино определяет роль денег, через их функции? Ответы запишите третью колонку таблицы «Функция денег». Приложение 3


Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае

V.Рефлексия


Ребята, я предлагаю вам, ответьте на вопросы:

Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что…

Сегодня на уроке

Меня удивило…

Больше всего на уроке мне понравилось…

Я узнал……

Я выполнял задания…

Самая ценная информация для меня…

Хотелось бы еще узнать…

Было трудно…


Ответы учащихся

VI. Выставление оценок

Индивидуальная работа

Ребята, ответы кого из своих одноклассников вы оценили на «отлично». Почему?

Ответы учащихся

VII. Домашнее задание.



Прочитать отрывок из сказки «Муха-Цохотуха» и ответить на вопросы

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла муха на базар

И купила самовар

И ещё купила дом

И кафе открыла в нём Чашек, плошек накупила, После вывеску прибила, Что клиентов, мол, зовут Посетить кафе “Уют” .. Тут клиенты приходили, Ели торты, кофе пили. Удивлялися цене: Мол, приемлема вполне. За еду, за угощенье, За конфеты, за печенья Муха денежки берёт- Так идёт за годом год.

А ещё продлятся годы- Возрастут её доходы.

Ты запомни, наш читатель, Муха та -???

Кем стала муха?

Почему в её кафе много клиентов?

Как узнали клиенты об открытии кафе?

С какой целью муха открыла кафе?



























Приложение 1

Исторический источник «Что было деньгами»

Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы”.  У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.


Колеса


Мех


Скот



Зерна

Ракушки

Деньги




Железные прутья


Кофе


Соль

Чай












Приложение 2

Купец : ткань , пряности

Надо: зерно, мех

Ремесленник: горшок, кувшин, наконечники для стрел, нож, топор

Надо: зерно, ткань, продукты, соль

Охотник: меха, шерсть, кожа

Надо: соль, оружие, зерно, растительное масло

Крестьянин: зерно, растительное масло, молоко, яйца

Надо: соль, серп, плуг, ткань


У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани

































Приложение 3

Таблица Функция денег

Функция денег

Характеристика

Примеры из карточек

Функция стоимости

Деньги выражают стоимость товаров

Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку

Средство обращения

Деньги выполняют роль посредника в процессе товарного обмена

Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление.

Средство накопления(сбережения)

Изъятие из обращения реальные деньги превращаются в различные ценности: золото, в ценные бумаги, недвижимость, валюту. Можно вложить деньги в банк.

В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные

Средство платежа

Деньги принимаются для выплаты без прямого обмена на товары: уплата налогов, внесение арендной платы и т.д

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу

Мировые деньги

Деньги используется для расчетов на мировом рынке

Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль





Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае.


Карточка №1

Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. ( средство обращения)


Карточка №2

Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку ( мера стоимости)


Карточка №3

Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль .(мировые деньги)


Карточка №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (средство платежа).


Карточка № 5

Оставалось еще целое богатство – четыре гроша.  Один грош завалился за подкладку.

 «Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево

(средство накопления)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!