СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока Февральская революция

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Февральская революция»

Разработка урока. Автор: Васюкова Т.А.

Тема: «Февральская революция – «локомотив истории», или…»

Цели: 

Образовательные:

  • Создать условия для осознания учащимися эпохальности данного события, приведшего к свержению самодержавия и открывшего путь альтернативам общественно-политического развития страны.

  • сформировать у учащихся представление о том, что февральская революция была обусловлена неразрешенностью основных социально-экономических и политических противоречий;

  • сформировать у учащихся знания по проблемам Февральской революции на основе современных версий и трактовок общественного процесса;

  • раскрыть характер и итоги революции, а также определить ее значение для дальнейшего развития стран;

Развивающие:

  • способствовать формированию умений и навыков учащихся:

- самостоятельной работы с материалами учебника, документами и дополнительной литературой;

- по выявлению причинно-следственных связей и делать самостоятельные логические выводы;

- преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации и творческие задания

  • продолжить развитие умений учащихся критически анализировать и извлекать историческую информацию, представленную в различных источниках.

  • Развивать умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.



Воспитательные:

  • патриотическое воспитание на материале урока;

  • научное понимание исторического процесса.


 Тип урока:

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы.


Оборудование:

Документы:

  • Из постановления Временного правительства о создании земельных комитетов;

  • Из проекта правительственной декларации по вопросам экономической политики;

  • Приказ №1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов по гарнизону Петроградского военного округа;

  • Из соглашения между Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков- «О введении восьмичасового рабочего дня, организации фабрично-заводских комитетов и примирительных камер.»


Ход урока:

Просмотр кинофрагмента из программы Ф.Разумовского «Кто мы?».

Сообщение темы урока. Тема нашего сегодняшнего урока: «Февральская революция- «локомотив истории», или…? »


Вступительное слово учителя:

Эпиграфом нашего урока станут слова из стихотворения В.Брюсова «Освобождённая Россия»:

                Освобождённая Россия –

                Какие дивные слова!

                В них пробуждённая стихия

                Народной гордости - жива!

                Как много раз в былые годы

                Мы различали властный зов:

                Зов обновленья и свободы,

                Стон – вызов будущих веков!


Революция – это слово прочно вошло в жизнь общества. Из курса обществознания мы знаем два основных пути развития общества : эволюционный и революционный.


?Вспомните пожалуйста чем они отличаются. Что такое революция и эволюция?

Примерные ответы учащихся:

  • Революция- это коренной переворот в жизни общества

  • Эволюция- это процесс постепенного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения.

Обобщающее слово учителя. Эволюция предполагает плавные изменения в обществе, которые постепенным и естественным образом вырастают из существующих в нём исторических условий. Эволюционный путь – это путь реформаторский, то есть осуществляющийся с помощью реформ. Революция отличается резкими и глубокими изменениями во всей общественной жизни, в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое. Так, представители марксизма говорят о том, что революции – это полезные ускорители общественного прогресса. Они представляют собой «движущую силу», «локомотив истории».


Постановка проблемы. Учебная задача урока. В конце урока Вам предстоит ответить на вопрос, что дала России Февральская революция, обновление и свободу движение вперёд или стон будущих веков?

Цель урока:   Доказать, что Февраль 1917 года это:

  • Свержение самодержавия

  • II русская       революция

  •  Эпохальное       событие 


Фронтальный опрос:

?Что за события предшествовали Февральской революции?

?Как отразилось на внутренней обстановке участие России в Первой мировой

войне?

Примерные ответы учащихся:

1.Ухудшилась жизнь людей,

2.Повысились цен,- взлёт российской промышленности, работавшей

на оборону произошел за счет снижения выпуска товаров

народного потребления, это и стало причиной повышения цен.

3.Крупные города испытывали перебои в снабжении причина

перегрузка железных дорог…

Обобщающее слово учителя: Как видим I Мировая война способствовала углублению кризиса во всех сферах жизни российского общества. В стране сложилась революционная ситуация. Удивительным был в нашей истории 1917 год, наполненный бурными политическими событиями. Россия оказалась на перекрёстке исторических дорог, и надо было выбрать ту, которая вела не в исторический тупик, а в «лучшее завтра». Серьёзным испытанием для российского общества стала Февральская революция. Как и любой революции ей предшествовала революционная ситуация.


?Назовите три признака революционной ситуации.

(Ответы учащихся)

?Докажите, что в стране, в очередной раз складывается революционная ситуация.

Примерные ответы учащихся:

  1. Аграрный вопрос не был решён. Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья.

  2. Отсутствие рабочего законодательства обостряло отношения между рабочими и владельцами предприятий.

  3. Кризис самодержавия.

  4. Ожидание народом прекращения Iмировой войны.

  5. Экономическая разруха, вызванная войной, привела население к обнищанию и голоду.

  6. Русификаторская политика правительства порождала у национальных меньшинств стремление к независимости.

? Когда она уже складывалась в России? (Ответы учащихся)

? Вспомните, какие задачи должна была решить I русская революция?

Примерные ответы учпащихся:

  • Ликвидация самодержавия.

  • Введение демократических свобод.

  • Решение аграрного вопроса.

  • Введение 8-часового рабочего дня.

? Были ли они решены? (Ответы учащихся)

На основании выше сказанного, сформулируйте задачи революции и определите её характер.

Учащиеся формулируют задачи революции:

    1.Свержение самодержавия,

    2.Выход из экономического кризиса,

    3.Решение аграрного вопроса,

    4.Решение национального вопроса,

    5.Решения вопроса о войне и мире.

Определяют характер революции: буржуазно-демократическая.)


Изучение нового материала:

Итак, обратимся к событиям в России в феврале 1917 г.

Работа со слайдами презентации.

  1. В чём суть двоевластия?

  2. Что ждали от революции крестьяне, рабочие, солдаты?

  3. Кому передал власть Николай II?

  4. Кто возглавил Петроградский Совет?

  5. Кто возглавил Временное правительство?)

Просмотр слайдов о событиях на Ставрополье.


Обобщающее слово учителя.

Итак, мы с вами видим, что и на Ставрополье сложилось двоевластие. Так, что же из себя представляли эти органы власти. Чтобы узнать их поближе, мы проведём следующую работу.


Групповая работа. Предварительно сформированы две группы: одна – «Сторонники Временного правительства», другая «Сторонники Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов».

Учащиеся обращаются к «Рабочим листам урока» и за определенный период времени должны дать ответы на вопросы находящиеся в листах и заполнить импровизированную таблицу на доске о мероприятиях Временного правительства и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. (учащиеся выполняют задание в течении 10-15 минут)


?Что общего было в первых шагах Временного правительства и

Петроградского Совета?

?По каким вопросам мнения Временного правительства и Петроградского

Совета расходились?


Решение учебной задачи урока

Предлагаю вам, вернуться к учебной задаче урока и ответить на вопросы:

? Февральская революция, обновление и свободу, это «локомотив истории», движение вперёд или «стон будущих веков»?

Приведите 2 аргумента в защиту данной точки зрения и два аргумента, которые бы её опровергали. (Ответы учащихся)

? Какой из путей общественного развития эволюционный или революционный предпочтительнее? (Отработка задания ЕГЭ.)


Закрепление:


1. В чём суть двоевластия?

2.Что ждали от революции крестьяне, рабочие, солдаты?

3. Кто возглавил Петроградский Совет?

4. Кто возглавил Временное правительство?

5.Является ли Февральская революция эпохальным событием российской истории? Своё мнение обоснуйте.

ИЛИ

Выполнить творческое задание. Написать синквэйн /стихотворение , пять строк/.

Тема: «Февральская революция». Напоминаю правила написания синквэйна.

1 строчка: существительное

                    2.строчка: два прилагательных

                    3.строчка: три глагола

                    4.строчка: фраза из четырёх слов, выражающая отношение

                      автора к теме        

                    5.строчка: существительное, синоним первого.


Просмотр видео о современных революциях (Сирия, Египет, Ливия)

Обобщающее слово учителя: Прошло более 90 лет после революционных событий, которые проходили в России в феврале 1917 года. Мы с вами являемся непосредственными свидетелями революционных событий в Египте, Сирии, Ливии и других странах. И сегодня, остается открытым вопрос: какой же путь предпочтительнее для развития общества: эволюционный или революционный.

?Какой бы путь выбрали вы? (Ответы учащихся)

Как бы сложилась судьба нашего государства, если бы не данные события. Каким бы путём пошла Россия, кто бы стоял у власти? История не знает сослагательного наклонения. На эти вопросы уже не найти ответа.


Домашнее задание:

Сделать характеристику Февральской революции по памятке:

  1. Причины революции

  2. Задачи революции

  3. Движущие силы (классы)

  4. Характер революции (определяется по задачам)

  5. Ход революции (краткая характеристика)

  6. Итоги революции.

  7. Значение революции: а)внутреннее, б)международное.






Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист урока»




Рабочий лист урока №1



Приказ № 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов по гарнизону Петроградского военного округа

1 марта 1917 г.

По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артил­лерии и флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.

Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:

  1. Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдель­ных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немед­ленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов выше­указанных воинских частей.

  2. Во всех воинских частях, которые еще не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю от рот, которым и явиться с письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 сего марта.

  3. Во всех своих политических выступления воинская часть подчиняется со­вету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам...

  1. В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны со-блюдать строжайшую воинскую дисципл и ну...

  2. ...Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на «ты» воспрещается...

(Хрестоматия по истории СССР, 1900—конец 1930-х гг.: Пособие для учителя Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.И. Кораблева.

М.: Просвещение, 1988. С. 128-129.)



Из соглашения между Петроградским Советом рабочих и солдатс­ких депутатов и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков

О введении восьмичасового рабочего дня, организации фабрично-заводских комитетов и примирительных камер10 марта 1917 г.

Между Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов и Петрог­радским обществом фабрикантов и заводчиков состоялось соглашение о введе­нии на фабриках и заводах восьмичасового рабочего дня, фабрично-заводских комитетов и примирительных камер.

1.8-часовой рабочий день

1) Впредь до издания закона о нормировке рабочего дня на всех фабриках и заводах вводится восьмичасовой рабочий день (8 часов действительного труда) во всех сменах.

2) Накануне воскресных дней работа производится в течение 7 часов.

3) Сокращение часов работы не должно влиять на размер заработка рабочих.

4)Сверхурочные работы допускаются с согласия фабрично-заводских комитетов.

II. Фабрично-заводские комитеты

1) На всех заводах и фабриках учреждаются фабрично-заводские комитеты (советы старост), избранные из числа рабочих данного предприятия на основе всеобщего, равного и т.д. избирательного права.

2) Задачей этих комитетов является:... б) формулировка мнений по вопросам общественно-экономической жизни рабочих данного предприятия; в) разрешение вопросов, касающихся внутренних взаимоотношений между самими рабочими предприятия...

(Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945: Учебное пособие для пед. интов по спец. «История» / Сост. С.И. Дегтевидр.; под ред. Э.М. Щагина. М.: Просвещение, 1991. С. 9-10.)


-Какое значение имел Приказ № 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских

депутатов?

—Какие выводы можно сделать на основе этого документа?


Прочесть стр. 79-80 учебника, документы в «Рабочих листах к уроку» и выделите мероприятия Петроградского Совета . Прикрепите их к доске.











Рабочий лист урока №2

Из постановления Временного правительства о создании земельных комитетов

21 апреля 1917 г.

Важнейший очередной вопрос для нашей страны — вопрос земельный — может решить окончательно и правильно только Учредительное собрание, избранное всеобщим, равным, прямым и тайным народным голосованием.

Но для такого решения необходимо предварительно собрать повсеместно сведения о земельных нуждах населения и подготовить к Учредительному собранию новый закон о земельном устройстве. С этой целью Временное правительство образовывает Главный земельный комитет, который исполнит эту работу при содействии местных губернских, уездных и волостных земельных комитетов...

(Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945: Учебное пособие для пед. ин-moe по спец. «История» Сост. С.И.Дегтевидр.;подред. Э.М. Щагина. М.:Просвещение, 1991. С. 12.)

— Решение какого вопроса Временное правительство считало самым главным?

— Когда Временное правительство собиралось решить аграрный вопрос?

— Для чего временное правительство создает Главный земельный комитет?


Из проекта правительственной декларации по вопросам экономической политики

8 июня 1917 г.

Народное хозяйство России, во всех его главнейших отраслях, переживает глубокий кризис. Производительные силы страны, истощенные долгою войной и пагубной политикой дореволюционного правительства, находятся в состоянии полного упадка... в особенно тяжелом состоянии находится промышленность: производство самых необходимых предметов сокращается, интенсивность и про¬изводительность труда неуклонно падают, товарный рынок все более суживается; непрерывные столкновения труда и капитала принимают все более острые формы...

Перед лицом происходящего развала Временное правительство считает своим долгом указать народу, каких основ социальной экономической политики оно намерено придерживаться.

...Вместе с тем Временное правительство определенно заявляет о невозможности изменения существующего хозяйственного строя на социалистический ни сейчас, ни в ближайшее за войной время. Социализм должен покоиться на мощном фундаменте всеобщей организованности, чего в России нет; на полном развитии производительных сил, к надлежащему использованию которых Россия, в сущности, еще не приступала; наконец, переход к социалистическому строю в рамках одного государства даже и невозможен.

Но для настоящего момента и ближайшего будущего настойчиво требуется устранение всякой неопределенности по вопросу о хозяйственном строе России. Помимо других мотивов, этого требует еще и то обстоятельство, что мощное развитие наших производительных сил немыслимо без привлечения иностранных капиталов и создания выгодных условий для их приложения... Необходимо планомерное вмешательство государства в экономическую жизнь, регулирование главнейших отраслей народного хозяйства. Личная инициатива и частная соб¬ственность остаются непоколебимыми, но должны стать в подчиненное положе¬ние к общему интересу.

Далекое от мысли охватить регулированием все народное хозяйство целиком, правительство определит главные отрасли производства, которые должны подчиниться его общему руководству и надзору. Таковы, прежде всего, промышленное сырье, топливо, металлы и вообще главнейшие предметы первой необходимости и жизненного обихода. Где окажется возможным по условиям хозяйственной жизни, будут введены торговые правительственные монополии...

(Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945: Учебное пособие для пед. ин-тов по спец. «История» Сост. С.И. Дегтев и др.; под ред. Э.М. Щагина. М.: Просвещение, 1991. С. 13

— Собирается ли временное правительство менять хозяйственный строй?

— Каково отношение правительства к продолжающейся войне?


Прочесть стр. 79-80 учебника, документы в «Рабочих листах к уроку» и выделите мероприятия Временного правительства. Прикрепите их к доске.












Правила написания синквэйна.



1 строчка: существительное

                    2.строчка: два прилагательных

                    3.строчка: три глагола

                    4.строчка: фраза из четырёх слов, выражающая отношение

                      автора к теме        

                    5.строчка: существительное, синоним первого.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!