Урок географии в 8-м классе по теме :

Подготовила:
учитель географии I квалификационной категории МБОУ «Рыбинобудская СОШ» Иванова Л. А.
Цель урока:
Cформировать представление о рельефе России.
Задачи урока:
Обеспечить условия для усвоения учащимися знаний об основных формах рельефа России.
Продолжить формирование умения работать с географической картой и атласом.
Прививать интерес к своей малой родине, через изучения рельефа местности.
Продолжить формировать умения работать с тестами.
Развивать умения работы с компьютером.
Оборудование: физическая карта России, медиаизображения гор и равнин, компьютер, медиаресурсы, атлас.
Ход урока 1. Организационная часть урока.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Постановка темы, цели и задач урока.
2. Изучение нового материала.
Рельеф – это важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительный и животный мир, на жизнь человека.
?-Вспомните, что такое рельеф?
Какие формы рельефа суши мы знаем? (горы и равнины).
?- Как различаются горы по высоте?
Выбери правильный ответ:
1. высокие
2.небольшие;
3. средние;
4. очень большие;
5. низкие;
6. очень низкие;
7. маленькие.
(высокие, средние, низкие)
? А еще на какие виды делятся горы?
(по возрасту)
? Какие горы встречаются по возрасту?
( старые и молодые)
? Как определить какие горы старые, а какие молодые?
( чем моложе горы, тем они выше, чем старее- тем ниже)
? Почему?
Работа с картой и атласами
Заполните таблицу
? Как различаются равнины по высоте?
Выбери правильный ответ: 1. низкая равнина;
2. низменность;
3. высокая равнина;
4. возвышенность;
5. плоская равнина;
6. плоскогорье.
( возвышенности, плоскогорья, низменности)
Если равнины, как и горы отличаются по высоте, то
Найдите соответствие равнин и высот:
1. плоскогорье а) 0 – 100 метров;
2. низменность б) 200 – 500 метров;
3. возвышенность в) более 500 метров.
(1 –в ; 2 – а; 3 – б )
Работа с картой и атласами
Покажите основные равнины России на карте. ( ученик у карты )
Заполните таблицу
равнины | высота | название по высоте |
| | |
| | |
| | |
| | |
? В чем различия гор и равнин?
(Горы выше, сильнее расчленены, большие перепады высот -располагаются на подвижных участках суши),
а равнины – слабо расчлененные участки, в основании лежит платформа).
- Посмотрите на карту и скажите:
? Какая форма рельефа преобладает в нашей стране? Равнины или горы?
(Равнины занимают более половины площади России).
? Где в России расположены равнины? (На западе и на севере).
? А где расположены горы? (На юге и востоке).
? Назовите самую высокую точку России.
- Вершина Кавказских гор – самая высокая в России, а как она называется?
(Гора Эльбрус) (Рисунок 1).
Следовательно, Кавказские горы – самые высокие в стране (Рисунок 2).
? Самая низкая отметка России?
(-28 м, Прикаспийская низменность) (Рисунок 3).
? А какая самая длинная горная цепь?
Урал (Рисунок 4).
(Показ изображений гор и равнин).
- Ребята! Давайте определим общий уклон территории нашей страны! Как определяют?
( По направлению течения рек.)
(Общий уклон на север, т.к. крупнейшие реки текут на север).
Предварительная подготовка сообщения ученицей.
-А каков рельеф нашей местности т. е. Питерского района
Доклад учащихся
? Ребята! Как вы думаете, влияет ли рельеф на другие компоненты природы? Приведите пример.
Вопросы на закрепление (Класс работает с физической картой России).
-Ребята, давайте с вами отправимся в “путешествие” по просторам нашей необъятной Родины. Мы увидим всю красоту нашей страны, познакомимся с характерными чертами рельефа. Итак, “путешествие” начинается!!!
вопрос | ответ |
Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень” |
Уральские |
Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены.. |
Верхоянский |
Самое восточное нагорье России |
Чукотское |
Самые высокие горы Юга Сибири. |
Алтай. |
Самые высокие горы России |
Кавказ |
Самая большая равнина России |
Восточно-Европейская |
Горы на полуострове Таймыр. |
Бырранга. |
Крупнейший горный хребет Камчатки. |
Срединный |
Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. |
Хребет Черского |
Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов | Саяны |
Нагорье к северо-востоку от озера Байкал |
Становое. |
4. Домашнее задание.
1. Составить кроссворд по теме: “Рельеф”.
2. Обозначить на контурной карте основные формы рельефа России.
5. Итог урока. Итак, мы с вами рассмотрели тему «Рельеф».
И сейчас выводы по рельефу страны мы сделаем с помощью теста. Тест: 1. В рельефе России преобладают:
а) горы
б) равнины. 2. Самая большая равнина России – это:
а) Среднесибирское плоскогорье б) Восточно-Европейская равнина
в) Средне-Сибирская низменность г) Западно-Сибирская равнина. 3. Высшая точка России – это гора:
а) Ключевская Сопка б) Казбек
в) Белуха г) Эльбрус 4. Самые высокие горы России – это:
а) Алтай б) Кавказ
в) Саяны г) Урал. 5. Общий уклон территории России:
а) к югу б) к центру
в) к северу г) к востоку
Выставление оценок за работу в классе.