№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Приготовьтесь к уроку. Проверьте, чтобы все лежало на ваших столах. Тихонечко присядьте. Природа. Нет на Земле человека, который бы не любил природу, не любовался ею. Где бы ни жил человек: в лесу, горах, степи, песках, снегах, он всегда найдет красоту в природе. Это пейзажи разных художников. Но возникает вопрос: у кого учились художники? - А кто же в древности учил самого первого художника? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте заглянем с вами в мастерскую первобытного художника. Посмотрите на слайды. Человек еще не умел строить себе жилище, ел полусырое мясо диких животных, но уже рисовал. И как рисовал! В пещерах первобытного человека, а он жил именно там, были обнаружены уникальные рисунки. - Мы с вами помним, что в первобытные времена люди еще не умели делать бумагу. Посмотрев на эти слайды, скажите, на чём рисовали древние люди? - А кого первобытные художники изображали на своих картинах? - Это фигуры животных, изображаемых на стенах пещер. Посмотрите, разве не прекрасны его рисунки бизонов? Нас поражает точность линии, грациозность движения животных. Животные изображались в натуральную величину и очень правдоподобно, т.е. реалистично. - В древности, человек был един с природой. От куда первобытные художники брали вдохновение и у кого учились рисовать? | Дети проверяют готовность к уроку. Самостоятельно организуют своё рабочее место. Принимают и сохраняют учебную задачу. - У своих учителей - На камнях, стенах пещер - Животных - У природы, животных |
| Актуализация знаний | Но мы с вами живем в современном мире, а не в первобытном обществе. И мы знаем о животных немного больше, чем первобытный человек. Скажите, а в чем схожи человек и животные? - Откройте ваши учебники на с. 96-99. Кто изображен на рисунках? - Вы видите на изображениях величественного и гордого тигра. Скажите, а как художник изобразил пантеру, бегемота, обезьяну, кошку? | - У человека и животного есть свой характер. - Тигр, пантера, бегемот. Отвечают на вопросы учителя. |
| Постановка цели урока | - Ребята, мы с вами уже сказали, что у всех животных есть собственный, неповторимый характер. Скажите, а у ваших домашних животных какой характер? - Я думаю, вы уже догадались, что мы будем сегодня рисовать. Сформулируйте цель урока | - Изображать характер животных. |
| Изучение нового материала. | - Но прежде, чем приступать к рисованию, нам необходимо узнать новую информацию. Кто-нибудь из вас знает, как называются художники, которые рисуют только животных? | - Анималист |
Физкультминутка (Мистер Крабс) |
| | Посмотрите на слайд. Эту лису изобразил художник – Е. Чарушин. А какая у него лиса? - Как художник показал это на картине? - Этот же художник нарисовал медвежат. Какие по характеру они? Как художник это показал? - На с. 89 обезьянку изобразил художник – Василий Ватагин. А какая у него обезьянка? Как художник это показал? - Так как же художники показывают характер животного в своих работах? Верно. Характер зверя выражается через движение и форму тела - стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего, изящного или могучего; через величину частей тела-большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина, большие или маленькие глаза; через выразительные детали- лохматую или гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. - Вы мне уже рассказали о характере ваших любимцев. А давайте, каждый из вас попробует нарисовать своего питомца, но так, чтобы по вашим рисунком было понятно: спокойный ваш любимец или игривый, своенравный он, а может быть ласковый, нежный, задумчивый. Скажите еще раз, как на своём рисунке вы покажите характер своего питомца? На что вы особенно будете обращать внимание, на чём будете делать акцент? | - Злая, испуганная. - Она выгнула спинку, оскалилась, ушки пригнула. - Трусливые, испуганные, убегающие, они несутся со всех ног, ротики приоткрыты, как колобки. - Грустная, ручки сложены. - Через повадки, форму тела. |
Пальчиковая гимнастика |
| Практическая работа учащихся | Сегодня ваша задача по памяти и представлению изобразить характер своего домашнего любимца, или если его нет, то нарисуйте характер любого другого животного. Давайте наметим план наших действий. Фронтальная работа с детьми. | План: 1. Определим, как нужно расположить альбом для нашего рисунка. 2. Определим место рисунка. Каким должен быть рисунок? 3. Наметить карандашом рисунок. 4. Работа в цвете красками. Изображают животного с ярко выраженным характером и настроением. |
| Итог урока. Рефлексия. | - Оцените свои действия: зелёная точка вве1рху листа альбома – отметка «5», жёлтая – «4», красная – «3». - Вам понравилось на сегодняшнем уроке? - Чья работа на уроке вам понравилась больше всего? Почему? - Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? - Кто такой анималист? - Как художники изображают характер животных? | Дети оценивают свою работу на уроке, отвечают на вопросы. |
| Домашнее задание | Понаблюдать за поведением домашних животных, полюбоваться пластикой их тела и движений. | |