Планируемые образовательные результаты: Предметные: научатся выполнять деление с остатком и осуществлять его проверку, делить меньшее число на большее, решать задачи на деление с остатком, задачи-расчёты. Личностные: формирование значимости математики в собственной жизни, развитие мотивации к учебной деятельности. Метапредметные УУД: Регулятивные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, осуществлять самооценку своего участия в различных видах учебной деятельности. Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, с таблицами-ответами, составлять математические объяснения и доказательства в устной и письменной форме, самостоятельно строить выводы на основе сравнения. Коммуникативные: научатся принимать участие в работе парами и группами, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнёра в общении, контролировать свои действия в коллективной работе. |
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. -Прозвенел уже звонок – И мы сейчас начнём урок! У каждого ученика на лежат рисунки солнца: -С каким настроением вы начнёте урок, выберите понравившееся солнце и покажите мне. Я тоже к вам пришла с хорошим настроением. Учитель вешает на доску, улыбающиеся солнце. -Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу! Начинаем урок математики. Учитель читает стихи: -Математика сложна, Но скажу с почтением, Математика нужна всем – Без исключения! Математика повсюду! Только глазом поведёшь- И примеров разных уйму Ты вокруг себя найдёшь. | Слушают учителя. Определяют готовность к уроку и настроение: «настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока». Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. | К – планируют учебное сотрудничество. Л – понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету; |
II. Актуализация знаний | 1.Решение задач. 2.Целеполагание | Учитель предлагает решить задачи. - Какой праздник приближается? Какому подарку будут рады ваши мамы? Конечно, тому которые вы сделаете своими руками. А для изготовления поделок нужно произвести некоторые расчёты. Для изготовления рамки для фотографии потребуется 4 планки. Сколько рамок можно сделать из 39 планок? 2-я задача: Для изготовления из бумаги одного цветка потребуется 7 кружков. Сколько цветков можно сделать из 43 кружков? 3-я задача: Для изготовления одной открытки понадобится 3 листа цветной бумаги. Сколько открыток можно сделать из 24 листов бумаги. -Итак, вы теперь согласны со мной, что к уроку математики нужно относится серьёзно. Даже великий русский учёный М.В. Ломоносов сказал: «Математику уже за то учить нужно, что она ум в порядок приводит». Вот и мы сегодня приведём в порядок, обобщим знания, полученные по какой теме, кто догадался? -Да, тема нашего урока «Что узнали. Чему научились. Деление с остатком». -Назовите цель урока. -Наш урок мы сегодня проведём в виде игры «Битва умов». В течение всего урока каждый из вас будет оценивать свои достижения с помощью выбранного вами солнышка. Если вам легко было справиться с выполнением предложенного задания, то лучик солнца раскрасьте зелёным цветом, были небольшие затруднения, но подумав, вы с ним справились-оставьте лучик жёлтым, а если задание оказалось вам не по силам, раскрасьте красным цветом. В течение урока я буду тоже оценивать наши общие достижения по каждому этапу, добавляя лучики: зелёные, жёлтые, красные к моему солнышку. В конце урока мы посмотрим каких лучиков больше. | Организуют группы, читают задания, решают, рассуждают, приходят к выводу. 1-я: 39:4=9(р.)-можно сделать, останется 3 планки. 2-я: 43:7=6(ц.)-можно сделать, останется 1 кружок. 3-я: 24:3=8(от.) Определяют и называют тему урока «Деление с остатком». Называют задачи урока. | П – осуществляют логические действия; осознанно и произвольно строят речевое высказы- вание; Р – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с учебными задачами, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; К – могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса; Л – осознают свои возможности в учении. |
III. Работа над темой урока. Обобщение изученного по теме «Деление с остатком» | 1.Устный счёт «Разминка для ума». 2.Систематизация знаний по теме «Деление с остатком» 3. Работа с учебником. №10 стр. 34 «Ум-хорошо, а два-лучше». Работа в парах. 4.Физкультминутка 5. Самостоятельная работа. Решение разноуровневых карточек. «Каждый сам за себя». 6.Коллективное решение задачи № 13 стр. 34 «Один –за всех, и все –за одного» | -Чтобы уметь решать выражения на деление с остатком, нужно хорошо знать таблицу умножения. Проверим, как вы это умеете делать. 1. Игра «Молчанка». Учитель показывает карточку с выражением. Затем, когда все дети показали свой ответ, учитель переворачивает карточку и показывает правильный ответ. 6∙7=42; 9∙4=36; 45:15=3; 96:3=32; 64:8=8; 56:7=8. -Посчитайте плюсы и минусы и оцените свои успехи в устном счёте. -Прежде чем начать «Битву умов», давайте, как говорил В.М. Ломоносов «приведём ум в порядок» в вопросе «Деление с остатком». Для этого мы вспомним алгоритм деления с остатком. 1.Определить компоненты деления 2.В делимом определить какое самое большое число можно разделить без остатка на делитель 3. Выполнить деление,результат записать в частном 4.Вычислить остаток. Для этого из делимого вычти то число, которое разделили без остатка на делитель. - Какое основное правило нужно знать при нахождении остатка. -«Ум-хорошо, а два-лучше». Поработаем в парах. Решим № 1 стр. 33. 1-й вариант решает 1-ю строчку: 7:6=1 (ост.1) 30:8=3 (ост.6) 41:7=5 (ост.6) 46:9=5 (ост.1) 39:10=3 (ост.9) 2-й вариант решает 2-ю строчку: 7:8=0 (ост.7) 40:7=5 (ост.5) 65:9=7 (ост.2) 46:8=5 (ост.6) 48:10=4 (ост.8) - Оцените свои достижения при выполнении задания, работая в парах. - А сейчас вместе с солнышком отдохнём. Выполним физкультминутку. Очень тихо встаем с места. Я называю выражения, если ответ получается без остатка – то тянемся вверх, если с остатком –приседаем. 25:5=5 (вверх) 37:6=6 (ост.1)- приседаем 48:8= 6 –вверх 83:9=9 (ост.2)- приседаем -Пришло время доказать, что вы в математике сильнейший. Для этого нужно решить индивидуальную карточку. У вас на парте лежат карточки, выберите себе самостоятельно, какую вы считаете по вашим силам. 1-й уровень (зелёная карточка): 2:3=0 (ост. 2) 26:5=5 (ост.1) 50:9=5 (ост. 5) 27:20=1 (ост.7) 33:15=2(ост. 3) 2-уровень (жёлтый цвет) 7:8=0(ост. 7) 40:7=5 (ост. 5) 65:9=7(ост. 2) 48:10=4(ост. 8) 56:21=2(ост.14) 88:39=2(ост. 10) 3-й уровень (красная карточка): 8:9=0 (ост. 8) 30:8=3 (ост. 6) 41:7=5 (ост. 6) 39:9=4 (ост. 3) 93:34=2 (ост.25) : 8 = 4 (ост. 4) 7 : 5 = 9 (ост. ) -Проверьте правильность решения по таблице ответов, поставьте себе оценку, в соответствие с таблицей. Оцените свои достижения на солнышке. Таблица –ответы | № зад. | 1-й Уровень | 2-й уровень | 3-й уровень | 1. | 0(ост.2) | 0(ост.7) | 0(ост.8) | 2. | 5(ост.1) | 5(ост.5) | 3(ост.6) | 3. | 5(ост.5) | 7(ост.2) | 5(ост. 6) | 4. | 1(ост.7) | 4(ост.8) | 4(ост. 3) | 5. | 2(ост.3) | 2(ост.14) | 2(ост. 25) | 6. | | 2(ост.10) | 36 | 7. | | | 47:5=9(ост.2) | Оценки: «5»-без ошибок «4»-1 ошибка «3»- 2 или 3 ошибки «2» -4 и более ошибок | -А сейчас решим задачу №13 на стр. 34. Прочитайте её. Что в задаче известно? Что нужно найти? -Кому понятна задача, может решать самостоятельно, у кого возникли проблемы решаем вместе. «Для закладки сада заготовили яблонь. Сколько яблонь осталось посадить, если уже посажено 5 рядов, по 16 яблонь в каждом ряду? Дополни условие и реши задачу.» -Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Что для этого надо знать? Каким может быть количество заготовленных яблонь? Почему? Например: Заготовили-87 яблонь Посадили – 5 р. по 16 яб. Осталось-? 16∙5=80 (яб.) –посадили. 87-80=7 (яб) – осталось посадить. Ответ: 7 яблонь. Доп. задание «Утка на 2 кг легче, чем гусь, но на 4 кг тяжелее, чем курица. На сколько кг курица легче, чем гусь?» (4+2= на 6 кг) -Оцените свои успехи в решении задач. | Каждый ребёнок устно считает пример, фломастером пишет ответ на чистой карточке и показывает учителю. После просмотра правильного ответа, ученик на карточке ставит +, если ответ верно посчитан, -, если решён неверно. Затем оценивают свои успехи, на выбранном вначале урока солнышке. Выходят к доске решают, объясняют, доказывают, рассказывают правила. Работают в парах на местах. От каждого ряда пара работает у доски. Затем коллективно проверяется, работавшая пара у доски объясняет, доказывает правильность решения. Быстро справившиеся с задание пары решают доп. задание. Оценивают свои достижения, работая в парах. Дети повторяют упражнения в соответствии с ответами Выбирают карточку, решают, проверяют ответы по таблице-ответов, взяв её со стола учителя. Ставят в карточке оценку согласно таблице и делают самооценку своей работе, используя модель «солнышко». Самостоятельно читают условие задачи, анализируют, выбирают форму работы: фронтальную или индивидуальную Оценивают свои достижения в решении задач. Те, кто решил дополнительную задачу, оценивают свои достижения в «солнышках». | П – формулируют ответы на поставленные учителем вопросы; осуществляют логические действия; адекватно воспринимают информацию, полученную из объяснения учителя, ответов учащихся; самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации при работе с учебником, с таблицей-ответами; Р – принимают и сохраняют учебные задачи; самостоятельно находят несколько вариантов решения учебной задачи; осуществляют самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности; К-принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения, используют правила вежливости в различных ситуациях; контролируют свои действия в коллективной работе; Л- понимают значение математики в собственной жизни, понимают оценку учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; осознают ответственность за общее дело. |
IV. Итог урока | 1.Обобщающая беседа. 2. Выставление учителем оценок за работу на уроке. | – Итак, удалось ли вам на сегодняшнем уроке обобщения привести свой ум в порядок? -Какое правило нужно помнить при делении с остатком? - Как проверить деление с остатком? – Умение решать примеры данного вида и выполнять их проверку очень важно для нас сегодня, будет востребовано в дальнейшей работе и, конечно, пригодится вам всем в повседневной жизни. Учитель сообщает оценки ученикам, полученные за урок. Ученики, получившие за урок оценку «5» считаются победителями в «Битве умов». | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке, адекватно воспринимают оценку своей работы учителем; Л – проявляют интерес к предмету. |