СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока математики на тему "Деление с остатком", 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока математики на тему "Деление с остатком", 4 класс»

Предмет: математика УМК Школа России

Класс: 3

Тема урока: Что узнали. Чему научились. Деление с остатком.

Тип урока: урок обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: обобщение и систематизация приёма деления чисел в случаях, когда получается остаток.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся выполнять деление с остатком и осуществлять его проверку, делить меньшее число на большее, решать задачи на деление с остатком, задачи-расчёты.

Личностные: формирование значимости математики в собственной жизни, развитие мотивации к учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, осуществлять самооценку своего участия в различных видах учебной деятельности.

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, с таблицами-ответами, составлять математические объяснения и доказательства в устной и письменной форме, самостоятельно строить выводы на основе сравнения.

Коммуникативные: научатся принимать участие в работе парами и группами, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнёра в общении, контролировать свои действия в коллективной работе.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация, карточки трёх уровней, смайлики-солнышко, таблица-ответы, чистые карточки для игры «Молчанка», баллы за правильные ответы.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I.Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся.

-Прозвенел уже звонок –

И мы сейчас начнём урок!

У каждого ученика на лежат рисунки солнца:

-С каким настроением вы начнёте урок, выберите понравившееся солнце и покажите мне. Я тоже к вам пришла с хорошим настроением.

Учитель вешает на доску, улыбающиеся солнце.

-Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу! Начинаем урок математики.

Учитель читает стихи:

-Математика сложна,

Но скажу с почтением,

Математика нужна всем –

Без исключения!

Математика повсюду!

Только глазом поведёшь-

И примеров разных уйму

Ты вокруг себя найдёшь.


Слушают учителя.
Определяют готовность к уроку и настроение: «настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока».












Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя.

К – планируют учебное сотрудничество.

Л – понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому
предмету;

II. Актуализация знаний

1.Решение задач.





























2.Целеполагание

Учитель предлагает решить задачи.

- Какой праздник приближается? Какому подарку будут рады ваши мамы? Конечно, тому которые вы сделаете своими руками. А для изготовления поделок нужно произвести некоторые расчёты.

Для изготовления рамки для фотографии потребуется 4 планки. Сколько рамок можно сделать из 39 планок?

2-я задача:

Для изготовления из бумаги одного цветка потребуется 7 кружков. Сколько цветков можно сделать из 43 кружков?

3-я задача:

Для изготовления одной открытки понадобится 3 листа цветной бумаги. Сколько открыток можно сделать из 24 листов бумаги.


-Итак, вы теперь согласны со мной, что к уроку математики нужно относится серьёзно. Даже великий русский учёный М.В. Ломоносов сказал: «Математику уже за то учить нужно, что она ум в порядок приводит».

Вот и мы сегодня приведём в порядок, обобщим знания, полученные по какой теме, кто догадался?

-Да, тема нашего урока «Что узнали. Чему научились. Деление с остатком».

-Назовите цель урока.

-Наш урок мы сегодня проведём в виде игры «Битва умов». В течение всего урока каждый из вас будет оценивать свои достижения с помощью выбранного вами солнышка. Если вам легко было справиться с выполнением предложенного задания, то лучик солнца раскрасьте зелёным цветом, были небольшие затруднения, но подумав, вы с ним справились-оставьте лучик жёлтым, а если задание оказалось вам не по силам, раскрасьте красным цветом. В течение урока я буду тоже оценивать наши общие достижения по каждому этапу, добавляя лучики: зелёные, жёлтые, красные к моему солнышку. В конце урока мы посмотрим каких лучиков больше.

Организуют группы, читают задания, решают, рассуждают, приходят к выводу.

1-я:

39:4=9(р.)-можно сделать, останется 3 планки.

2-я:

43:7=6(ц.)-можно сделать, останется 1 кружок.

3-я:

24:3=8(от.)


Определяют и называют тему урока «Деление с остатком». Называют задачи урока.













П – осуществляют логические действия; осознанно и произвольно строят речевое высказы-
вание;

Р принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с учебными задачами, осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной
задачи;

К могут работать
в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса;

Л – осознают свои возможности в учении.

III. Работа над темой урока. Обобщение изученного по теме «Деление с остатком»

1.Устный счёт «Разминка для ума».
















2.Систематизация знаний по теме «Деление с остатком»









3. Работа с учебником.

№10 стр. 34

«Ум-хорошо, а два-лучше».

Работа в парах.


















4.Физкультминутка



5. Самостоятельная работа. Решение разноуровневых карточек. «Каждый сам за себя».


































6.Коллективное решение задачи

№ 13 стр. 34

«Один –за всех, и все –за одного»




-Чтобы уметь решать выражения на деление с остатком, нужно хорошо знать таблицу умножения. Проверим, как вы это умеете делать.

1. Игра «Молчанка».

Учитель показывает карточку с выражением. Затем, когда все дети показали свой ответ, учитель переворачивает карточку и показывает правильный ответ.

6∙7=42; 9∙4=36; 45:15=3; 96:3=32;

64:8=8; 56:7=8.

-Посчитайте плюсы и минусы и оцените свои успехи в устном счёте.






-Прежде чем начать «Битву умов», давайте, как говорил В.М. Ломоносов «приведём ум в порядок» в вопросе «Деление с остатком».

Для этого мы вспомним алгоритм деления с остатком.

1.Определить компоненты деления

2.В делимом определить какое самое большое число можно разделить без остатка на делитель

3. Выполнить деление,результат записать в частном

4.Вычислить остаток. Для этого из делимого вычти то число, которое разделили без остатка на делитель.

- Какое основное правило нужно знать при нахождении остатка.


-«Ум-хорошо, а два-лучше».

Поработаем в парах. Решим № 1 стр. 33.

1-й вариант решает 1-ю строчку:

7:6=1 (ост.1)

30:8=3 (ост.6)

41:7=5 (ост.6)

46:9=5 (ост.1)

39:10=3 (ост.9)

2-й вариант решает 2-ю строчку:

7:8=0 (ост.7)

40:7=5 (ост.5)

65:9=7 (ост.2)

46:8=5 (ост.6)

48:10=4 (ост.8)

- Оцените свои достижения при выполнении задания, работая в парах.



- А сейчас вместе с солнышком отдохнём. Выполним физкультминутку.

Очень тихо встаем с места.

Я называю выражения, если ответ получается без остатка – то тянемся вверх, если с остатком –приседаем.

25:5=5 (вверх)

37:6=6 (ост.1)- приседаем

48:8= 6 –вверх

83:9=9 (ост.2)- приседаем

-Пришло время доказать, что вы в математике сильнейший. Для этого нужно решить индивидуальную карточку. У вас на парте лежат карточки, выберите себе самостоятельно, какую вы считаете по вашим силам.

1-й уровень (зелёная карточка):

2:3=0 (ост. 2)

26:5=5 (ост.1)

50:9=5 (ост. 5)

27:20=1 (ост.7)

33:15=2(ост. 3)

2-уровень (жёлтый цвет)

7:8=0(ост. 7)

40:7=5 (ост. 5)

65:9=7(ост. 2)

48:10=4(ост. 8)

56:21=2(ост.14)

88:39=2(ост. 10)

3-й уровень (красная карточка):

8:9=0 (ост. 8)

30:8=3 (ост. 6)

41:7=5 (ост. 6)

39:9=4 (ост. 3)

93:34=2 (ост.25)

 : 8 = 4 (ост. 4)

7 : 5 = 9 (ост. )

-Проверьте правильность решения по таблице ответов, поставьте себе оценку, в соответствие с таблицей. Оцените свои достижения на солнышке.


Таблица –ответы

№ зад.

1-й

Уровень

2-й

уровень

3-й

уровень

1.

0(ост.2)

0(ост.7)

0(ост.8)

2.

5(ост.1)

5(ост.5)

3(ост.6)

3.

5(ост.5)

7(ост.2)

5(ост. 6)

4.

1(ост.7)

4(ост.8)

4(ост. 3)

5.

2(ост.3)

2(ост.14)

2(ост. 25)

6.


2(ост.10)

36

7.



47:5=9(ост.2)

Оценки:

«5»-без ошибок

«4»-1 ошибка

«3»- 2 или 3 ошибки

«2» -4 и более ошибок

-А сейчас решим задачу №13 на стр. 34.

Прочитайте её. Что в задаче известно? Что нужно найти?

-Кому понятна задача, может решать самостоятельно, у кого возникли проблемы решаем вместе.

«Для закладки сада заготовили яблонь. Сколько яблонь осталось посадить, если уже посажено 5 рядов, по 16 яблонь в каждом ряду? Дополни условие и реши задачу.»

-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Что для этого надо знать? Каким может быть количество заготовленных яблонь? Почему?

Например:

Заготовили-87 яблонь

Посадили – 5 р. по 16 яб.

Осталось-?

  1. 16∙5=80 (яб.) –посадили.

  2. 87-80=7 (яб) – осталось посадить.

Ответ: 7 яблонь.

Доп. задание

«Утка на 2 кг легче, чем гусь, но на 4 кг тяжелее, чем курица. На сколько кг курица легче, чем гусь?» (4+2= на 6 кг)

-Оцените свои успехи в решении задач.

Каждый ребёнок устно считает пример, фломастером пишет ответ на чистой карточке и показывает учителю.

После просмотра правильного ответа, ученик на карточке ставит +, если ответ верно посчитан,

-, если решён неверно.

Затем оценивают свои успехи, на выбранном вначале урока солнышке.



Выходят к доске решают, объясняют, доказывают, рассказывают правила.






Работают в парах на местах. От каждого ряда пара работает у доски. Затем коллективно проверяется, работавшая пара у доски объясняет, доказывает правильность решения.


Быстро справившиеся с задание пары решают доп. задание.

Оценивают свои достижения, работая в парах.




Дети повторяют упражнения в соответствии с ответами















Выбирают карточку, решают, проверяют ответы по таблице-ответов, взяв её со стола учителя. Ставят в карточке оценку согласно таблице и делают самооценку своей работе, используя модель «солнышко».





































Самостоятельно читают условие задачи, анализируют, выбирают форму работы: фронтальную или индивидуальную



Оценивают свои достижения в решении задач.








Те, кто решил дополнительную задачу, оценивают свои достижения в «солнышках».

П – формулируют
ответы на поставленные учителем вопросы; осуществляют
логические действия; адекватно воспринимают информацию,
полученную из объяснения учителя, ответов учащихся;

самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации при работе с учебником, с таблицей-ответами;

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи;

самостоятельно

находят несколько вариантов решения учебной задачи;

осуществляют самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности;

К-принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения, используют правила вежливости в различных ситуациях; контролируют свои действия в коллективной работе;

Л- понимают значение математики в собственной жизни, понимают оценку учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; осознают ответственность за общее дело.

IV. Итог урока

1.Обобщающая беседа.











2. Выставление учителем оценок за работу на уроке.

– Итак, удалось ли вам на сегодняшнем уроке обобщения привести свой ум в порядок?

-Какое правило нужно помнить при делении с остатком?

- Как проверить деление с остатком?

– Умение решать примеры данного вида и выполнять их проверку очень важно для нас сегодня, будет востребовано в дальнейшей работе и, конечно, пригодится вам всем в повседневной жизни.

Учитель сообщает оценки ученикам, полученные за урок. Ученики, получившие за урок оценку «5» считаются победителями в «Битве умов».

Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения.

П – ориентируются

в своей системе
знаний.

Р оценивают собственную деятельность
на уроке, адекватно воспринимают оценку своей работы учителем;

Л – проявляют интерес к предмету.

V. Рефлексия деятельности

1.Моделирование

«Классного

солнышка»

- А сейчас давайте смоделируем наше общее «Классное солнышко», которое будет состоять из солнышка, которым вашу работу оценивала я и ваших солнышек. Посмотрите и оцените нашу общую работу.

-Спасибо за урок.

Дети вывешивают вокруг большого солнца свои модели-самооценки, с закрашенными лучиками.


Р оценивают собственную деятельность
на уроке; осуществляют самооценку своего участия в коллективной работе;

Л-проявляют интерес к предмету, осознают ответственность и потребность в совместной работе.


VI. Домашнее задание

1.Инструктаж по выполнению домашнего задания

-Решите № 14 стр. 34

Записывают задание в дневники, задают уточняющие вопросы.

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи























Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №45 г.Ставрополя







Технологическая карта урока по математике

на тему: «Что узнали. Чему научились. Деление с остатком».











Подготовила:

учитель начальных классов

Боранукова Сатаней Аслановна





Ставрополь, 2020 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!