У р о к 23. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ВЫРАЖЕНИЙ
Цели: продолжать формировать умения учащихся решать задачи и выражения изученных видов, сравнивать число и числовое выражение, определять длину ломаной линии разными способами; начать подготовительную работу к решению выражений со скобками.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
696969696
252525252
III. Устный счёт.
1. Набери число
2. «Цепочка»
3. Задача на смекалку.
Миша, Лена и Люба катались на велосипедах. У всех велосипедов было 8 колёс. Сколько было двухколёсных велосипедов и сколько трёхколёсных? (Было два трёхколёсных велосипеда и один двухколёсный.)
IV. Подготовка к решению выражений со скобками.
На доске записаны выражения (можно использовать выражения из задания 2 (с. 30 учебника, часть 1) и задания, подобранные учителем. Учитель спрашивает, что интересного (нового, необычного) дети заметили в этих выражениях.
– Как бы вы предложили решить данные выражения?
Особое внимание следует уделить выражениям вида:
Далее учащиеся читают выражения и находят их значения.
О б р а з е ц ч т е н и я выражений.
Из суммы чисел три и шесть вычесть число семь.
Сумма чисел три и шесть равна девяти.
Из девяти вычесть семь – получится два.
К разности чисел десять и шесть прибавить число три.
Разность чисел десять и шесть равна четырем.
К четырем прибавить три – получится семь.
Из числа десять вычесть сумму чисел пять и четыре.
Сумма чисел пять и четыре равна девяти.
Из десяти вычесть девять – получится один.
Из числа девять вычесть разность чисел семь и два.
Разность чисел семь и два равна пяти.
Из девяти вычесть пять – получится четыре.
V. Работа над задачами.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть краткие записи в задании 4 (с. 30 учебника, часть 1) и составить по ним задачи.
– Как вы думаете, будут ли составленные вами задачи обратными? (Нет.)
– Почему так считаете? (В первой задаче речь идёт о штуках чего-либо, а во второй о килограммах; искомое число первой задачи не станет данным числом второй.)
После того как задачи составлены, ученики записывают их решение и ответ.
Затем разбирается задача 3 (с. 30 учебника, часть 1).
К этой задаче может быть составлена как краткая запись, так и схема-чертёж.
Решение задачи и ответ учащиеся записывают самостоятельно, с последующей фронтальной проверкой.
Наши плечики устали
Мы читали, мы писали,
Наши плечики устали.
Чтобы плечики размять,
Надо ручками махать.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)
А теперь давайте, братцы,
За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)
VI. Работа с геометрическим материалом.
– Рассмотрите чертёж в задании 2 (с. 31 учебника, часть 1).
– Что хотите сказать? (На чертеже изображены отрезки.)
– Что можно сказать о длине отрезков?
– Как проверить справедливость вашего мнения? (Измерить отрезки.)
– Измерьте отрезки.
– Что вы теперь скажете об их длине?
Далее работа идёт по заданию 1 (с. 30 учебника, часть 1).
– Как называется линия, изображённая на чертеже?
– Сколько звеньев в данной ломаной?
– Определите длину ломаной разными способами.
Затем учитель читает текст из задания 1 (с. 31 учебника, часть 1).
Чтобы ответить на вопрос задачи, учащимся необходимо подготовить чертеж, а затем решить задачу.
VII. Сравнение числа и числового выражения.
Р е ш е н и е в ы р а ж е н и й.
Выполняя задание 6 (с. 30 учебника, часть 1), учащиеся сравнивают число и числовое выражение. Работа выполняется с комментированием.
Задание 5 (с. 30 учебника, часть 1) дети решают самостоятельно, с последующей взаимо- или самопроверкой.
VIII. Итог урока.
– Что было самым интересным сегодня на уроке?
– Какое задание вызвало трудности ?
– Кому нужна помощь учителя ?
– Как вы оцениваете вашу работу на уроке?