Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Черемхово»
Разработка урока
«Многообразие земноводных и значение»
8 класс
Козлова Г. Д.
2016 год
Тема урока: «Многообразие земноводных, их значение»
Цель: сформировать представление о многообразии земноводных, выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.
Задачи: Образовательные: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их обитания в различных средах; выяснить роль земноводных в природных сообществах и жизни человека.
Воспитательные: воспитание любви к животным; развитие интереса к предмету; формирование у учащихся бережного отношения к природе;
Развивающие: развить у учащихся умение работать с дополнительной литературой, продолжить работу по формированию у учащихся умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их
Оборудование урока: презентация
Словарь: земноводные, исполинская саламандра, лягушка голиаф, квакша, холоднокровные
Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие.
- Будем говорить правильно, слушать друг друга.
- Повторим трудные слова (фонетическая зарядка)
Халад на кровные холоднокровные
Земноводные – холоднокровные животные.
II. РСВ.
- Слушайте внимательно.
- [Какой класс животных мы изучаем?] СЛ1
- [Среда обитания земноводных – засушливые места?]
- [Лёгкие у земноводных развиты хорошо?]
III. Актуализация прежних знаний
Сл.2. Вставьте пропущенные слова
1.Среда обитания земноводных ____________ .
2. Лягушка охотится за _____________ добычей.
3. Кожа земноводных _______ , покрыта ________ .
4. Отделы тела земноводных: ________ , __________ , ____________ .
5. Из-за непостоянной температуры тела земноводных относят к _________________ животным.
6. Снижение обмена веществ, уменьшение числа дыхательных движений и сокращений сердца называется _______________
IV. Изучение нового материала
- Мы продолжаем изучать класс земноводных. Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием земноводных, вы узнаете, насколько богат мир этих животных, а также выясним роль земноводных в природе и жизни человека.
Сл. 3. Тема «Многообразие земноводных и значение в природе»
- Вспомните, сколько видов насчитывает класс земноводные? (5000).
Сл.4. Все они объединены в 3 отряда: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие.
Ребятам было дано задание: найти интересные факты о земноводных. Давайте послушаем их (диалог).
Сл.5 Отр Бесхвостые
- Наибольшее значение имеет отряд Бесхвостые, поэтому познакомимся с представителями этого отряда более подробно.
- [Откройте учебник]. С. 175. Какие животные относятся к бесхвостым? (лягушки, жабы, квакши).
Ребята привели интересные факты о земноводных. Давайте посмотрим.
Сл. 6. Самой крупной среди бесхвостых считается лягушка голиаф. Длина её тела – 25 см, вес – более 3 кг.
Сл.7. (видео)Немного меньше –лягушка бык, её размеры 17-20 см, вес – 600 г.
Сл.8. Самая маленькая лягушка – кубинский карлик, размеры тела которой всего 8-10 мм.
Среди жаб самой крупной является жаба ага, которая обитает в Америке.
Сл. 9. Квакша. Есть земноводные, которые большую часть времени проводят на листьях и стволах деревьев. Удерживаться им помогают присоски, расположенные на пальцах. Это – квакши.
- С каким отрядом вы познакомились?
Сл10. Отряд Хвостатые. К ним относятся тритоны и саламандры.
Сл.11. К этому отряду относится и самое крупное земноводное – исполинская саламандра (видео) сл.12
Сл. 13.Отряд Безногие. Это червяги. Почему их так назвали – понятно.
- К какому отряду относятся тритоны и саламандры? А червяги?
Роль земноводных в природе и жизни человека.
- Нужны ли земноводные в природе?
Сл. 14.«Из жалобной книги природы»
«Знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят. А за что? Придумали, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! А польза от меня большая!»
- Какое земноводное могло бы так пожаловаться?
- Какую пользу приносят жабы?
Сл. 15. «Значение земноводных»
- Какова же ещё роль земноводных? Попробуйте рассказать об этом сами, используя информацию, представленную на слайде. (Сначала демонстрируются на слайде картинки, а в случае затруднения ответов, появляется текст)
Уничтожают вредных насекомых, пауков, червей, мышей, слизней
- Люди используют в пищу крупных саламандр и лягушек (во Франции и США)
Сл 18. Памятники – дань уважения и признания заслуг лягушки перед наукой. Огромное количество этих животных погибло под лабораторным скальпелем, помогая человеку понять причины многих болезней).
Надеюсь, вы многое узнали из жизни земноводных.
V. Закрепление (работа на интерактивной доске)
Сл. 16. 17- На какие отряды делится класс земноводных?
- Распределите земноводных по отрядам.
- Каково значение земноводных?
VI. Итог урока.
- Что мы узнали на уроке?
- [Когда будет следующий урок биологии?]
VII. Д/З. §38, отгадать чайнворд (на листочках)


![]()


«Многообразие земноводных, их значение»
Класс Земноводные
Впиши в клетки земноводных, названия которые заканчиваются на «а»
Отряды
Хвостатые
Безногие
Бесхвостые
Чайнворд