Работа по теме урока: 1.Задачи, решаемые с конца. Если в задаче задана некоторая операция, и эта операция обратима, то можно сделать «обратный ход» от конечного результата к исходным данным Задача 1. Однажды черт предложил бездельнику заработать. “Как только ты перейдешь через этот мост, – сказал он, – твои деньги удвоятся. Можешь переходить по нему сколько хочешь раз, но после каждого перехода отдавай мне за это 24 рубля”. Бездельник согласился и … после третьего перехода остался без денег. Сколько денег у него было сначала? Решение. Начнем с конца. Так как после третьего перехода у бездельника денег не осталось, то после перехода моста в третий раз у него было 24 руб., а до перехода третьего моста – 12 руб. Тогда после перехода второго моста у бездельника было 12 + 24 = 36 (руб.), а до перехода второго моста – 36 : 2 = 18 (руб.). Рассуждая аналогично, получим, что после перехода первого моста у бездельника стало 18 + 24 = 42 (руб.), а перед переходом первого моста – 42 : 2 = 21 (руб.). Ответ: 21 рубль 2. Задачи на взвешивание и переливание а)На одной чаше весов лежат 12 одинаковых лимонов и 6 одинаковых апельсинов. На другой – 6 таких же лимонов и 10 таких апельсинов. Весы находятся в равновесии. Что легче – лимон или апельсин? в)В мешке 24 кг гвоздей. Как, имея только чашечные весы без гирь, отмерить 9 кг гвоздей? Решение: СОСТАВИМ ТАБЛИЦУ: | 1 КУЧКА | 2 КУЧКА | 3 КУЧКА | 4 КУЧКА | 1 ШАГ | 12 | 12 | | | 2 ШАГ | 12 | 6 | 6 | | 3 ШАГ | 12 | 6 | 3 | 3 | г) Когда за доброе дело правитель страны решил наградить умного человека, тот пожелал взять столько золота, сколько весит слон. Но как же взвесить слона? В те времена не было таких весов. Что бы в подобной ситуации придумали вы? Ответ: Мудрец сделал так: он поместил слона в лодку, затем отметил по борту уровень воды. Когда слона вывели из лодки, осталось только поместить туда золото. д) Как, имея пятилитровую банку и девятилитровое ведро, набрать из реки ровно три литра воды? Решение: Составим таблицу: | 1 шаг | 2 шаг | 3 шаг | 4 шаг | 5 шаг | 6 шаг | 7 шаг | 8 шаг | 9 шаг | 5 л | 0 | 0 | 5 | 0 | 4 | 4 | 5 | 0 | 5 | 9л | 0 | 9 | 4 | 4 | 0 | 9 | 8 | 8 | 3 | Ш.Задачи на теорию множеств(решается с помощью кругов Эйлера). Из 52 школьников 23 собирают значки,35 собирают марки , а 16 и значки и марки . Остальные не увлекаются коллекционированием . Сколько школьников не увлекается коллекционированием? Решение: Для решения используем круги Эйлера. 1)23-16=7(чел.) собирают только значки; 2)35-16=19(чел.) собирают только марки; 3)7+19+16=42 (чел.) занимаются коллекционированием; 4)52-42=10(чел.) не увлекается коллекционированием. ОТВЕТ: 10 человек |