Тема урока Натюрморт в цвете.
Цели и задачи урока:
Продолжать знакомить учащихся с жанром “натюрморт”, основами композиции и правилами постановки натюрморта;
Показать, как необходимо подбирать цвета для натюрморта.
Показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека;
Сформировать умения в создании натюрморта в цвете в ходе практической работы.
Зрительный ряд:
Картины художников, презентации
Иллюстрации композиционного построения натюрморта.
Раздаточный материал (заготовленные рисунки для аппликации, клей, бумага, требования для правильного составления натюрморта).
Ход урока:
Организацинный момент
Сегодняшний урок у нас продолжает знакомить вас с общей темой “Натюрморт”. Мы продолжим знакомиться с вами с натюрмортом, как с первым жанром изобразительного искусства, узнаем основные правила постановки натюрморта и проследим как натюрморт отражается в творчестве некоторых художников.
На прошлом уроке вы узнали, что в изобразительное искусство подразделяется не только на виды, но еще и имеет свои жанры. А давайте вспомним с вами что такое “Жанр”.
Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства
А какие виды искусства вы знаете? (литература, танец, балет, театр, музыка, изобразительное искусство и др.) Итак, виды искусства мы вспомнили, а какие жанры изо вы знаете? (Анималистический, бытовой, батальный, сказочно – былинный, исторический, натюрморт, портрет, пейзаж).
Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи своя история и судьба, так же как и у людей. Одни вещи – аристократы. Это дорогие, любимые , красивые вещи и занимают они почетное место в вашем доме. А другие – труженики , это каждодневные наши помощники. Есть и особые вещи в доме, которые дороги по каким то причинам. И у каждого из вас есть такие вещи.
Много красивых и нужных вещей можно увидеть на картинах художников разных стран и эпох. Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников и все они по – своему рассказывали о нем и передавали всё в своём цвете . И тема нашего сегодняшнего урока так и называется “ Натюрморт в цвете”.
Авторы картин изображают самые скромные обычные вещи и силой своего искусства раскрывают всю красоту и поэтичность. Картина о мире вещей называется “натюрморт” .
“Натюрморт” (от фр. слова Natur – натура и Mert -мертвая) – это жанр изо, в котором героями являются неживые вещи (мертвая природа)
или
– это композиция из двух и более неодушевленных предметов
– А как вы понимаете “неодушевленные предметы”? (ответы учащихся)
Составление натюрморта – акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника, его композиционная культура. Не зря И. С. Болотина обращается к следующим словам: “ Натюрморт больше, чем какой – либо другой жанр, ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт – ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись; любоваться изображением, его красотой, силой, глубиной…”
Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов.
К изображению натюрморта применяются определенные требования. И мы с вами сегодня лишь поверхностно познакомимся с ними.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАТЮРМОРТУ:
КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА ДОЛЖНА СОСТАВЛЯТЬ ИЗ ПРЕДМЕТОВ, ТЕМАТИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ (н – р, если рядом с овощами поставить книгу или гипсовую статуэтку, то постановка будет выглядеть нелепой);
В СОСТАВ НАТЮРМОРТА ДОЛЖНЫ ВХОДИТЬ ПРЕДМЕТЫ, РАЗНООБРАЗНЫЕ ПО ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЕ, ФАКТУРЕ И ЦВЕТУ(н – р, два или несколько предметов одинакового размера и формы не могут произвести впечатления единого целого. Но и нужно избегать слишком большой разницы в размерах: спичечный коробок рядом с большим сосудом);
ПРЕДМЕТЫ ДОЛЖНЫ ГАРМОНИЧНО СОЧЕТАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ, СОСТАВЛЯЯ ЕДИННОЕ ЦЕЛОЕ, НО НЕ ЗАГОРАЖИВАЯ ДРУГ ДРУГА (разумный контраст большого и малого, белого и темного, широкого и узкого, блестящего и матового, предметы сферической и плоскостной формы усиливают выразительность, устраняет однообразие, оживляет обстановку) ;
В КОМПОЗИЦИИ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР. ЕГО ЛУЧШЕ РАСПРЕДЕЛЯТЬ НА ВТОРОМ ПЛАНЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫДЕЛИТЬ РАСПОЛОЖЕНИЕМ, ЦВЕТОМ, КОНТРАСТОМ (во всей группе должен быть основной предмет, который по по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным.)
Натюрморты широко распространены в живописи, графике и скульптуре.
Сегодня мы с вами будем работать в группах..
Но прежде чем приступить к практической работе нам необходимо немножко отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА.
ЗАДАНИЕ:
На сегодняшнем уроке работать будем с аппликацией. Мы попробуем составить натюрморт, применяя требования к нему;
А затем каждая пара попробует доказать правильность составленного натюрморта
Из предлагаемых вырезанных предметов составить натюрморт по темам:
“ Кухонные принадлежности”
“ Натюрморт делового человека”
“ Фрукты”
“ Мир художника”
(Предлагаются заготовки для натюрморта).
Работа длится 5 – 7 минут.
Работы демонстрируются и каждая группа показывает составленный натюрморт, прикрепив его к доске.
Вывод по уроку:
1. Что нового вы узнали о натюрморте? (натюрморт нужно составлять по правилам, чтобы его составить необходимо в него погрузиться.).
2. Какие чувства воспитывает в вас произведения искусства – натюрморт? (Красота натюрморта воспитывает эстетический вкус, ….)
3. Что мы можем сказать о натюрморте, глядя на него? (Мы видим, что в нем показан прекрасный мир вещей, он говорит не только о жизни вещей, но и о быте их хозяев).
А теперь закрепим понятие о цветах . Вы знаете, что через неделю наступит Новый год, в каждом доме зажгутся огни красивой ёлки. У нас с Вами тоже есть своя ёлочка, и символические новогодние шары двух цветов . Я предлагаю оценить наше творчество жёлтый цвет- тёплый, если наш урок вам понравился, а синий, если урок- не понравился.
Домашнее задание:
Создайте свой натюрморт.
Оценки за урок следующие:
Спасибо за урок!