Открытый урок.
Учитель: Дубовцева Е. В.
Предмет: Письмо. 1 класс.
Тема: Заглавная буква «А».
Цели: 1. Познакомить с написанием заглавной буквы «А».
2. Развивать речь, память, внимание, мышление, навыки письма и чтения,
письма с комментированием, звуко - буквенный анализ,
орфографическую зоркость.
3. Воспитывать уважение и бережное отношение к природе.
Оборудование: жетоны, «волшебный клубочек», картинки (акула, автобус,
банан, Айболит, апельсин, мандарин, баран, абрикос), буквы
(А – печатная, А – письменная, рисунок), правила поведения в
природе («НЕ СОРИ», «НЕ ШУМИ», «НЕ ГУБИ»), «мостик»,
шляпки звуковичков, карточки со словарными словами
(«КАМЫШ», «ТОПОР», «МАШИНА»), домик, ребусы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Подравнялись. Улыбнулись. Тихо сели.
2. Сообщение темы, целей урока.
- Ребята, вы любите загадки? (Да!)
- Вот вам первая загадка:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в «Страну загадок», где нас ждёт встреча с новой буквой. А чтобы мы не заблудились, дорогу нам будет показывать вот этот клубочек (на доске появляется «клубок»)
- Вы готовы к дальней дороге? (Да!)
- Тогда отправляемся в путь. Пусть клубочек катится впереди, а мы пойдём за ним.
- А пока, чтобы не скучать, проведём разминку.
3. Разминка.
- Я буду называть звуки, а вы будьте внимательны. Если звук звонкий – хлопните в ладоши, а если глухой – должна быть тишина (Проводится игра).
- Молодцы!
4. Знакомство со звуком [а ] и с буквой «А».
а) – Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)
- Как девочка укачивает куклу? (а-а-а…)
-1-
б) Работа с картинками /картинки/
- Назовите, что нарисовано на картинках (акула, автобус, Айболит, банан, баран,
апельсин, мандарин, абрикос)
- Найдите одинаковый звук в этих словах (это звук [а]).
- Что вы знаете об этом звуке? (он гласный, обозначает твёрдость согласного).
в) – Посмотрите, какая красивая поляна.
- Она вся покрыта ярким ковром из цветов. Это поляна буквы «А». А вот и она
сама. /буквы, рисунки/
сравнение печатной и письменной букв «А» и «А»
разбор, из каких элементов состоит письменная буква «А»
- Вот вам ещё одна загадка: как вы думаете: откуда начнём, и как будем писать букву «А»?
/- показ учителем на доске ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
- обведение детьми в воздухе НА ПОСАДКУ ДЕТЕЙ!
- работа в прописи/
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ:
- Ребята, скажите, можно ли, придя в лес, разбрасывать банки и разбивать
бутылки, оставлять после себя мусор? (ответы детей)
- Первое правило для тех, кто приходит в лес:
5.Работа с загадками.
-Впереди ручеёк. А называется он – «Ручеёк загадок». И чтобы через него перебраться, нам нужно их все разгадать. Как вы думаете, справимся? (Да!)
1. Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это доктор … (Айболит) | 4. Чтоб тебя я повёз, Мне не нужен овёс. Накорми меня бензином, На копытца дай резины, И тогда, поднявши пыль, Побежит… (автомобиль) |
2. Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, бархатный. Он большой, как мяч футбольный, Если спелый, все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его … (арбуз) | 5. Посмотрите, дом стоит, До краёв воды налит, Без окошек, но не мрачный, С четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы – Все умелые пловцы. (аквариум) |
3. На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов – богатырей Знает каждый грамотей. (алфавит) | 6. Четвёртый месяц как шагнёт, Так с треском лопается лёд. (апрель) |
-2-
6.Работа со звуковичками. /мостик/
- Молодцы!
- Перешли ручеёк и попали на опушку звуковичков.
- Ребята, смотрите, здесь собрались наши знакомые звуковички. Но вот как их зовут – загадка.
Давайте попробуем её разгадать.
(На доске нарисованы звуковички. Дети записывают звуки, «надевают» шапочки, раскрашивают ботинки. /шляпки/
- работа у доски
- работа в прописях
- Молодцы, ребята! Отправляемся дальше. На нашем пути дубрава здоровья. Здесь можно отдохнуть.
7. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали – Руки в стороны – плавно помашем –
Это деревья в лесу. Это же птицы летят.
Руки согнули, кисти встряхнули – Как они сядут, тоже покажем –
Это ветер срывает росу. Крылья сложили назад.
8. Работа со словами.
- Наш клубочек катится дальше. Теперь мы идём по просеке слов.
- Посмотрите на картинки и назовите слова. (Камыш, улитка, груша, топор, игла, машина, лампа, лук, книга, стакан)
- Запишите слова письменными буквами /письмо с комментированием/.
КАМЫШ /карточки/
УЛИТКА
ТОПОР
МАШИНА
- По просеке идём тихо-тихо. Слушаем, как поют птицы. (Звучит фонограмма «Голоса птиц»)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ: - Второе правило поведения на природе:
- Будете шуметь – распугаете птиц, и они перестанут петь свои чудесные песни.
- Ой, кажется, тучки хотят солнышко закрыть. Давайте их разгоним:
9. Физкультминутка.
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от земли
Отталкиваем тучки. /домик/
-Теперь можно отправляться в путь. Наш клубочек остановился у симпатичного домика. А кто там живёт? Опять загадка! Давайте зайдём в гости и узнаем.
-3-
10. Работа с предложениями:
а) - Посмотрите на картинки и догадайтесь. /Пропись №4, с.8 – 9/
– Оказывается, клубочек привёл нас в гости к старушке Аннушке. Какую букву вы увидели? («А»).
- Обведите.
чтение предложения про себя, глазками
чтение хором
О ком говорится в предложении?
Сколько слов в предложении?
обозначение орфограмм (1 ученик – у доски)
запись с комментированием.
б) – Дедушка Аким и старушка Аннушка приготовили для вас свои загадки. Доскажите словечко: стол, стул, стон, стог, стоп,…
- Молодцы, ребята! Все слова разгадали!
11. Работа с ребусами. /ребусы/
- А заканчивается наше путешествие в роще ребусов.
- Ребус – это тоже загадка, в которой слово зашифровано с помощью рисунков, букв или знаков.
А | 40 А | А | А | ЛИСТ’А | Р1А | А’ЛИСТ |
тыква | сорока | трава | дрова | лиса | Родина | аист |
- Молодцы!
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ:
- А последнее правило поведения в лесу:
- Не рви цветы, не ломай ветки, не разрушай муравейники, не разоряй птичьи
гнёзда.
Берегите нашу природу!
12. Итог урока.
- Наше путешествие в страну загадок подошло к концу.
- Расскажите, что нового и интересного вы узнали или повторили.
- Спасибо!
- Урок окончен!
-4-