Урок биологии в 5 классе №24
Тема: «Среды обитания»
Цель урока:
- создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации о средах обитания животных: наземно-воздушной, водной и почвенной, о приспособленности организмов к среде обитания;
- создать условия для применения знаний и умений о средах обитания животных в знакомой и новых учебных ситуациях.
Задачи:
- познакомить учащихся со средами обитания животных;
- научить решению простых экологических задач, развивать умения анализировать, высказывать свои мысли, обосновывая их;
- создать условия для развития монологической речи;
- продолжить обучение работе в режиме диалога и полилога.
Тип урока Урок «открытия нового знания»
Формы работы учащихся беседа, индивидуальная работа, фронтальная работа
Основное содержание темы: наземно-воздушная и почвенная среды обитания организмов; приспособленность организмов к среде обитания.
Планируемые результаты.
Личностные: наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы.
Метапредметные.
Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.
Предметные: умение характеризовать приспособленность организма к среде обитания.
Необходимое оборудование: учебники, электронное приложение, презентация учителя, компьютер, чучела, коллекции, рисунки животных, карточки с текстами и программированным заданием для каждого учащегося, на доске и в тетрадях учащихся таблица «Приспособления животных к среде обитания»:
Название животного | Среда обитания | Приспособление к обитанию в данной среде |
| | |
Схема урока.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающего | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Создает эмоциональный настрой на урок. Все расселись по местам? Никому не тесно? По секрету скажу вам: “Будет интересно!” Обратите внимание, у каждого на столе лежат документы для индивидуальной и фронтальной работы. | Демонстрируют готовность к уроку. | Регулятивные: настраиваются на работу |
2 | Актуализация знаний | «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы… Как вы понимаете эту фразу? О чём она говорит? | Работают со смысловым значением фразы. Отвечают на вопросы. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |
3 | Определение темы урока. Самоопределение деятельности. | Демонстрация фотографий и рисунков животных из разных сред обитания. - Сегодня у нас на уроке «встретились» различные животные. В природе они не смогли бы собраться все вместе, потому что живут не только в разных местах( на разных континентах), но и в различных средах обитания. - И сейчас мы с вами вместе разберем, кто где живет. На доске перечислены среды обитания животных организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная организменная. - Итак, как мы назовем тему сегодняшнего урока? Выберем название, которое понравилось больше других. Запишите тему урока. - Какие задачи будем решать? Учитель подводит итог: - Нам необходимо узнать, какие среды обитания организмов выделяют ученые; выяснить условия существования в этих средах и варианты приспособлений организмов к обитанию в этих условиях. | Соотносят организмы согласно их среде обитания. Предлагают темы: «Кто где живет?», «Среды обитания животных» и другие. Записывают тему урока. Называют задачи урока. | Личностные: Осмысление поставленной проблемы Познавательные: умение структурировать материал; Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. |
4 | Учебно-познавательная деятельность | - Положите перед собой карточки с текстом № 1. Внимательно прочитайте текст. Текст № 1. Эти птицы – чемпионы по скорости полета среди птиц. Обычная для них скорость – 120 км в час. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилет означает наступление устойчивой теплой погоды. Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий. Крылья – длинные, заостренные. В полете они бывают до 19 часов в сутки – ловят насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения. Во рту образуется много слюны. Слюна особенно клейкая во время гнездостроения. - О каких птицах идет речь? Что вас заинтересовало в тексте? Какие возникли вопросы? Чем питаются стрижи? Какие у них есть приспособления к ловле насекомых на лету? Для чего этим птицам необходимо иметь много слюнных желез? В какой среде обитания проходит жизнь стрижей, и как они приспособлены к ней? Приведите примеры летающих животных, так же как стрижи, питающихся в воздухе. - Прочитайте текст № 2. Текст № 2. Самое быстроногое животное из всех зверей. Развивает скорость до 110 км в час, но довольно быстро устает. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню. У самцов-гепардов растёт небольшая, малозаметная грива, а у детенышей красивая серебристая грива по всей спине. Однако в течении нескольких недель после рождения грива у котят исчезает. Но самое интересное то, что малыши теряют способность втягивать когти. Так они приобретают важное приспособление к быстрому бегу. Кроме того, у гепарда по сравнению с размером туловища сильно удлинённые лапы. - Какое это животное? В какой среде обитает? Какие у него приспособления к быстрому бегу? - Прочитайте текст № 3. Текст № 3. Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела. - О какой среде идет речь? Назовите животных, живущих в этой среде. Что это за млекопитающее, которое иногда неправильно называют за сходство по внешнему виду рыбой? - Прочитайте текст № 4. Текст № 4. Эта среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные, обитающие в ней, обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание. - Как называется эта среда обитания? Каких животных, живущих в почве, вы знаете? - А иногда живые организмы поселяются в живых организмах. Сможете ли вы привести примеры, когда животные поселяются в растениях, животных, человеке? Учитель рассказывает и показывает животных-паразитов. | Читают текст № 1. Отвечают на вопросы учителя (примеры: летучая мышь, стрекоза). По результатам обсуждения учащиеся начинают заполнять таблицу «Приспособления животных к среде обитания»: Названа животного | Среда обитания | Приспособления к обитанию в данной среде | | | | Читают текст № 2. Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся продолжают заполнение таблицы. Читают текст № 3. Отвечают на вопросы учителя (примеры: дельфин, кит). Учащиеся заполняют очередные графы таблицы. Учащиеся записывают новые сведения в таблицу. Приводят примеры. Учащиеся слушают учителя. Продолжают работать с таблицей. | Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей. |
5 | Интеллектуально-преобразовательная деятельность. | Игра «Кто лишний?» (по средам обитания) Страус, кенгуру, шмель, волк. (Шмель.) Белка, дельфин, акула, щука. (Белка.) | Работают фронтально, находят «лишнее». Составляют четверки слов, обмениваются заданиями, решают задачи. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: умение характеризовать приспособленность организма к среде обитания. |
6 | Контрольно-рефлексивная деятельность | 1. Самостоятельная работа по карточкам. Карточка № 1. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+* или «-». Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму. Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров. Это помогает им лучше схватывать пищу. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания. Карточка № 2. По описанию узнайте, о какой среде идет речь. Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники, как приспособления к движению. Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда. В эту среду проникает мало света. А на глубину и совсем не проникает. Ноги животных, обитающих в этой среде, приспособлены к бегу, прыжкам. Эта среда может изменяться, расти, питаться, дышать, умирать, создавать себе подобных. Карточка № 3. На рисунке на с. 108 учебника изображены части тела разных животных. Определите, каким именно животным они принадлежат. В какой среде обитания эти животные живут? Что в изображенной части их тела свидетельствует о приспособленности к этой среде? Карточка № 4. По рисункам 2, 3 определите, кому из насекомых принадлежат изображенные конечности, в какой среде обитает насекомое. Заполните таблицу. № рисунка | Тип ноги | Насекомое | Среда жизни | 1 | | Медведка | | 2 | Прыгательная | | Наземно-воздушная воздушная | 3 | Плавательная | | Водная | 4 | Хватательная | Богомол | | 5 | | Таракан | Наземно- воздушная | 2. Самоанализ и самооценка ученика. Если я правильно заполнил(а) таблицу, то значит, я хорошо работал(а) на уроке. Мне не удалось .... Мне следует почитать ..., быть более внимательным(ой).... Я могу еще раз поработать с текстом учебника, электронным приложением, Интернетом. | Работают самостоятельно по карточкам. Учащиеся анализируют свою работу и выставляют себе оценки. | Коммуникативные: Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга. Регулятивные: Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи, оценивают собственную деятельность. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные стремятся к приобретению новых знаний. |
7 | Домашнее задание. | Обязательное: Параграф 23, выполнить задания в рабочей тетради на с. 72-75. На выбор: Составьте одну-две задачи на определение названия животного, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строения их тела, связанные со средой обитания. Запишите в таблицу «Приспособления животных к среде обитания», какие приспособления имеют бурый медведь, змея, дождевой червь к обитанию в той среде, где они живут | | Личностные: наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы |
Урок окончен.
Приложение 1.
Текст № 1.
Эти птицы – чемпионы по скорости полета среди птиц.
Обычная для них скорость – 120 км в час. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилет означает наступление устойчивой теплой погоды.
Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий. Крылья – длинные, заостренные. В полете они бывают до 19 часов в сутки – ловят насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения. Во рту образуется много слюны. Слюна особенно клейкая во время гнездостроения.
Текст № 2.
Самое быстроногое животное из всех зверей. Развивает скорость до 110 км в час, но довольно быстро устает. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.
У самцов-гепардов растёт небольшая, малозаметная грива, а у детенышей красивая серебристая грива по всей спине. Однако в течении нескольких недель после рождения грива у котят исчезает. Но самое интересное то, что малыши теряют способность втягивать когти. Так они приобретают важное приспособление к быстрому бегу. Кроме того, у гепарда по сравнению с размером туловища сильно удлинённые лапы.
Текст № 3.
Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.
Текст № 4.
Эта среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные, обитающие в ней, обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.
Приложение 2.
Карточка № 1. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+* или «-».
Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.
Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму.
Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров. Это помогает им лучше схватывать пищу.
Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.
Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют.
Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
Карточка № 2. По описанию узнайте, о какой среде идет речь.
Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники, как приспособления к движению.
Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
В эту среду проникает мало света. А на глубину и совсем не проникает.
Ноги животных, обитающих в этой среде, приспособлены к бегу, прыжкам.
Эта среда может изменяться, расти, питаться, дышать, умирать, создавать себе подобных.
Карточка № 3. На рисунке на с. 108 учебника изображены части тела разных животных. Определите, каким именно животным они принадлежат. В какой среде обитания эти животные живут? Что в изображенной части их тела свидетельствует о приспособленности к этой среде?
Карточка № 4. По рисункам 2, 3 определите, кому из насекомых принадлежат изображенные конечности, в какой среде обитает насекомое. Заполните таблицу.
№ рисунка | Тип ноги | Насекомое | Среда жизни |
1 | | Медведка | |
2 | Прыгательная | | Наземно-воздушная |
3 | Плавательная | | Водная |
4 | Хватательная | Богомол | |
  5 | | Таракан | Наземно-воздушная |
рис. 2 рис. 3
Приложение 3
«Приспособления животных к среде обитания»:
Названа животного | Среда обитания | Приспособления к обитанию в данной среде |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
«Приспособления животных к среде обитания»:
Названа животного | Среда обитания | Приспособления к обитанию в данной среде |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
«Приспособления животных к среде обитания»:
Названа животного | Среда обитания | Приспособления к обитанию в данной среде |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
«Приспособления животных к среде обитания»:
Названа животного | Среда обитания | Приспособления к обитанию в данной среде |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
«Приспособления животных к среде обитания»:
Названа животного | Среда обитания | Приспособления к обитанию в данной среде |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
«Приспособления животных к среде обитания»:
Названа животного | Среда обитания | Приспособления к обитанию в данной среде |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |