СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии»

Урок   Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы (Человек и гидросфера)

Тип урока: комплексного применения полученных знаний и умений.

Цель: сформировать у учащихся представление о взаимозависимости человека и гидросферы; применить полученные знания на практике

Задачи:образовательная:научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с картами атласа, учебником, схемами; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.

- развивающая: развивать умения анализировать картосхемы, диаграммы, статистические материалы, делать выводы; научить применять географические знания в повседневной жизни для адаптации к условиям проживания на определенной территории;

воспитательная: воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в группе,-создать условия для воспитания у учащихся ответственного экологического поведения.

Ход урока:

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1

2

3

4

5

1.Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока


«Цивилизация-это диалог

между человеком и водой»

Индира Ганди

Всемирный день воды отмечается 22 марта. Почему он отмечается ежегодно?

Как вы думаете,чему будетпосвящен сегодняшний урок?


ме

Предполагают, что урок будет посвящен изучению взаимодействия человека с гидросферой











Определяют тему урока









Понимают значимость изучения взаимодействия человека и гидросферы






Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки

Продолжите предложение:

Много воды, но она……

Много воды, но она……..

Много воды, но она……..




Формулируют ответ, вспоминают, изученную тему. Понимают –вода неотъемлемая часть жизни человека


Формулируют цель урока: выяснить взаимодействие человека и гидросферы

Понимают значение гидросферы для жизни человека



Формулируют цель урока


Формулирование задач урока

Откройте п.37 с.122.Используя текст параграфа, определите задачи сегодняшнего урока

1.Выяснить, почему мы заботимся о чистоте воды

2.Определить роль воды в хозяйственной деятельности человека

3.Рассмотреть проблему обеспечения безопасности, связанную с пребыванием на воде

4.Описать меры, необходимые для охраны гидросферы

Формулируют основные задачи урока


2.Процессуально-содержательный этап урока

1.Живая вода

Используя предложенные схемы и информацию.

Докажите утверждение – вода-«сама жизнь»


Сделайте вывод о значении воды для человека

Рассматривают и анализируют схемы и информацию

Делают вывод о том, что без воды невозможно существование живых организмов, в том числе человека.



2.Чистая вода

Перед вами рисунок известной русской сказки.(Сестрица Аленушка и братец Иванушка) Какое отношение имеет эта сказка к теме нашего урока?


Проект «Вода из-под крана»

Проект «7 способов определить качество воды в домашних условиях» (прложение1)

Итак, мы познакомились со способами определения качества воды в домашних условиях.

А какие действия мы предпримем в походе.

Работа в группе

Смоделируйте ситуацию «Очистка воды в походе».

Что из предложенного вы сможете использовать в качестве фильтра?

Рассуждают, делают вывод








Смотрят проекты, анализируют, оценивают











Работают в группах. Изготавливают простой фильтр. Объясняют принцип его действия.



Делают вывод о том, что для сохранения здоровья нужно всегда употреблять чистую воду.




Динамическая пауза


Стало палубу качать. (Наклоны туловища)
Ноги к палубе прижать, (ноги вместе)
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) 
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) 
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.) 
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)




3.Вода – великий труженик

Посмотрите видеофрагмент.

Какую работу выполняет вода?

Прием «Снежный ком»

Составьте по одному предложению о том,как человек использует воду









Используя текст п.37 с.123и карту на с.186-187,найти и показать объекты на стенной карте мира.

Смотрят видеофрагмент



Составляют предложения

1.необходима для утоления жажды

2.используется в промышленности

3.транспортный путь

4.источник получения энергии

5.место отдыха

6.используется в сельском хозяйстве



Находят в тексте и на карте крупнейшие порты, каналы. Показывают их на карте.



4.Грозная вода

Какую же опасность несет вода?




Проект «Грозная вода»


Смотрят проекты, анализируют, оценивают



Получают памятки поведения человека при наводнении




5.Загрязнение воды

Проект «Как человек выпил реки и озера»

«Экономия воды»

Почему возник дефицит воды?

Смотрят проект, анализируют, оценивают


Высказывают предположения о загрязнении воды


Понимают необходимость бережного отношения к воде


Рефлексивный этап урока

Какой проект получился наиболее впечатляющим

Дают оценку проектам по

своим записям



3.Этап закрепления и первичной проверки


Первичная проверка знаний

Анализ ситуаций

Самостоятельная работа в группах

Группа 1.Покидая временную стоянку на берегу реки,что вы сделаете с остающимся после вашего пребывания мусором?

А.выбросите в реку

Б.оставите на берегу

В.поступите иначе


Группа 2.После весеннего разлива реки в понижениях берегов остается много рыбы

Ваши действия

А.ничего не стану делать

Б. наловлю рыбы,чтобы сварить уху

В.выловлю рыбу и выпущу в реку

Г.поступите иначе


Группа 3 вам представилась возможность построить дом на лесистом берегу реки.Что вы сделаете?

А.вырубите мешающие строительству деревья

Б. выберете полянку,находящуюся на некотором расстоянии от воды

В.поступите иначе


Группа 4На берегу водоема и на его поверхности вы видите множество красивых растений.Как вы поступите?

А.будете любоваться их красотой

Б.сорвете их

В.решите,что обязательно сюда вернетесь и сфотографируете их

Г.поступите иначе


Группа 5У вас сильно загрязнена машина.Как вы поступите

А.Вымоете машину в ближайшей реке или озере

Б. Поедетедомой, и вымоете машину на автомойке

В. поступитеиначе





4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия содержательная

Прием «Запустить корабль в море Знаний»Те учащиеся, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.


Размещают кораблики на

картосхеме

Оценивают свою работу на уроке


Рефлексия эмоционального состояния

Прием «Кораблик»нарисовать флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился красный парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.



Оценивают своё эмоциональное состояние

Анализируют свое эмоциональное состояние и выражают его рисунком

5.Объяснение домашнего задания

Обязательное задание





Составьте памятку «Беречь воду - значит охранять»





Формулируют уточняющие вопросы учителю



































1

Самый простой эксперимент для определения качества воды — оценка по внешнему виду и по вкусу. Вода должна быть прозрачной, без осадка, без химического или какого-либо другого запаха. 

2

Для определения степени прозрачности воду слоем 2 см наливают в прозрачный стакан. Попробуйте прочитать текст на бумаге, глядя через стакан с водой. Если это сделать легко — вода прозрачная.

3

Цветность воды определяют аналогичным образом: налейте 100 мл воды в прозрачный стакан и рассмотрите его на фоне белой бумаги. Органические вещества, разлагающиеся в воде, придают ей темный цвет.

4

В домашних условиях намыливанием можно определить жесткость воды, если в воде плохо пенится мыло — вода жесткая. То же самое можно сказать и о воде образующей осадок при кипячении. Мягкая вода полезней для организма.

5

Запах воды также может многое рассказать о ее чистоте. Сначала погрейте воду до 20 ° С, затем — до 60 °. Гнилостный запах воды говорит о наличии в ее составе сероводорода.

6

Для анализа воды на вкус в чистой емкости прокипятите небольшой объем воды в течение 5 мин, затем остудите до 20°–25° С. Если вода имеет сладковатый вкус, она содержит гипс, горький — соли магния, терпкий — соли железа. Гнилостный вкус придают воде продукты распада растительных или животных организмов. Фильтрацией можно определить наличие в воде посторонних частиц. Для этого воду необходимо отстоять в течение некоторого времени, после чего профильтровать.

7

На стекло или зеркало нанесите небольшую каплю воды. Подождите, пока жидкость испарится. После этого посмотрите на поверхность: если она осталась чистой — вода также чистая. Если на стекле образовались какие-то пятна — это признак низкого качества воды. Если у вас есть аквариум — проследите за его обитателями: большинство из них очень чувствительны к качеству воды.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!