Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока(на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Организационно-мотивационный этап урока |
Определение темы урока | «Цивилизация-это диалог между человеком и водой» Индира Ганди Всемирный день воды отмечается 22 марта. Почему он отмечается ежегодно? Как вы думаете,чему будетпосвящен сегодняшний урок? ме | Предполагают, что урок будет посвящен изучению взаимодействия человека с гидросферой | Определяют тему урока Понимают значимость изучения взаимодействия человека и гидросферы | |
Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки | Продолжите предложение: Много воды, но она…… Много воды, но она…….. Много воды, но она…….. | Формулируют ответ, вспоминают, изученную тему. Понимают –вода неотъемлемая часть жизни человека Формулируют цель урока: выяснить взаимодействие человека и гидросферы | Понимают значение гидросферы для жизни человека Формулируют цель урока | |
Формулирование задач урока | Откройте п.37 с.122.Используя текст параграфа, определите задачи сегодняшнего урока | 1.Выяснить, почему мы заботимся о чистоте воды 2.Определить роль воды в хозяйственной деятельности человека 3.Рассмотреть проблему обеспечения безопасности, связанную с пребыванием на воде 4.Описать меры, необходимые для охраны гидросферы | Формулируют основные задачи урока | |
2.Процессуально-содержательный этап урока |
1.Живая вода | Используя предложенные схемы и информацию. Докажите утверждение – вода-«сама жизнь» Сделайте вывод о значении воды для человека | Рассматривают и анализируют схемы и информацию Делают вывод о том, что без воды невозможно существование живых организмов, в том числе человека. | | |
2.Чистая вода | Перед вами рисунок известной русской сказки.(Сестрица Аленушка и братец Иванушка) Какое отношение имеет эта сказка к теме нашего урока? Проект «Вода из-под крана» Проект «7 способов определить качество воды в домашних условиях» (прложение1) Итак, мы познакомились со способами определения качества воды в домашних условиях. А какие действия мы предпримем в походе. Работа в группе Смоделируйте ситуацию «Очистка воды в походе». Что из предложенного вы сможете использовать в качестве фильтра? | Рассуждают, делают вывод Смотрят проекты, анализируют, оценивают Работают в группах. Изготавливают простой фильтр. Объясняют принцип его действия. Делают вывод о том, что для сохранения здоровья нужно всегда употреблять чистую воду. | | |
| Динамическая пауза Стало палубу качать. (Наклоны туловища) Ноги к палубе прижать, (ноги вместе) Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем – мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.) Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.) | | | |
3.Вода – великий труженик | Посмотрите видеофрагмент. Какую работу выполняет вода? Прием «Снежный ком» Составьте по одному предложению о том,как человек использует воду Используя текст п.37 с.123и карту на с.186-187,найти и показать объекты на стенной карте мира. | Смотрят видеофрагмент Составляют предложения 1.необходима для утоления жажды 2.используется в промышленности 3.транспортный путь 4.источник получения энергии 5.место отдыха 6.используется в сельском хозяйстве Находят в тексте и на карте крупнейшие порты, каналы. Показывают их на карте. | | |
4.Грозная вода | Какую же опасность несет вода? Проект «Грозная вода» | Смотрят проекты, анализируют, оценивают Получают памятки поведения человека при наводнении | | |
5.Загрязнение воды | Проект «Как человек выпил реки и озера» «Экономия воды» Почему возник дефицит воды? | Смотрят проект, анализируют, оценивают Высказывают предположения о загрязнении воды | Понимают необходимость бережного отношения к воде | |
Рефлексивный этап урока | Какой проект получился наиболее впечатляющим | Дают оценку проектам по своим записям | | |
3.Этап закрепления и первичной проверки |
|
Первичная проверка знаний | Анализ ситуаций Самостоятельная работа в группах Группа 1.Покидая временную стоянку на берегу реки,что вы сделаете с остающимся после вашего пребывания мусором? А.выбросите в реку Б.оставите на берегу В.поступите иначе Группа 2.После весеннего разлива реки в понижениях берегов остается много рыбы Ваши действия А.ничего не стану делать Б. наловлю рыбы,чтобы сварить уху В.выловлю рыбу и выпущу в реку Г.поступите иначе Группа 3 вам представилась возможность построить дом на лесистом берегу реки.Что вы сделаете? А.вырубите мешающие строительству деревья Б. выберете полянку,находящуюся на некотором расстоянии от воды В.поступите иначе Группа 4На берегу водоема и на его поверхности вы видите множество красивых растений.Как вы поступите? А.будете любоваться их красотой Б.сорвете их В.решите,что обязательно сюда вернетесь и сфотографируете их Г.поступите иначе Группа 5У вас сильно загрязнена машина.Как вы поступите А.Вымоете машину в ближайшей реке или озере Б. Поедетедомой, и вымоете машину на автомойке В. поступитеиначе | | | |
4.Рефлексивный этап урока |
Рефлексия содержательная | Прием «Запустить корабль в море Знаний»Те учащиеся, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил. | Размещают кораблики на картосхеме | Оценивают свою работу на уроке | |
Рефлексия эмоционального состояния | Прием «Кораблик»нарисовать флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился красный парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус. | | Оценивают своё эмоциональное состояние | Анализируют свое эмоциональное состояние и выражают его рисунком |
5.Объяснение домашнего задания |
Обязательное задание | Составьте памятку «Беречь воду - значит охранять» | Формулируют уточняющие вопросы учителю | | |
Самый простой эксперимент для определения качества воды — оценка по внешнему виду и по вкусу. Вода должна быть прозрачной, без осадка, без химического или какого-либо другого запаха.
Для определения степени прозрачности воду слоем 2 см наливают в прозрачный стакан. Попробуйте прочитать текст на бумаге, глядя через стакан с водой. Если это сделать легко — вода прозрачная.
Цветность воды определяют аналогичным образом: налейте 100 мл воды в прозрачный стакан и рассмотрите его на фоне белой бумаги. Органические вещества, разлагающиеся в воде, придают ей темный цвет.
В домашних условиях намыливанием можно определить жесткость воды, если в воде плохо пенится мыло — вода жесткая. То же самое можно сказать и о воде образующей осадок при кипячении. Мягкая вода полезней для организма.
Запах воды также может многое рассказать о ее чистоте. Сначала погрейте воду до 20 ° С, затем — до 60 °. Гнилостный запах воды говорит о наличии в ее составе сероводорода.
Для анализа воды на вкус в чистой емкости прокипятите небольшой объем воды в течение 5 мин, затем остудите до 20°–25° С. Если вода имеет сладковатый вкус, она содержит гипс, горький — соли магния, терпкий — соли железа. Гнилостный вкус придают воде продукты распада растительных или животных организмов. Фильтрацией можно определить наличие в воде посторонних частиц. Для этого воду необходимо отстоять в течение некоторого времени, после чего профильтровать.
На стекло или зеркало нанесите небольшую каплю воды. Подождите, пока жидкость испарится. После этого посмотрите на поверхность: если она осталась чистой — вода также чистая. Если на стекле образовались какие-то пятна — это признак низкого качества воды. Если у вас есть аквариум — проследите за его обитателями: большинство из них очень чувствительны к качеству воды.