Методическая разработка урока в 6 классе: «Географические координаты»
Тип урока- урок усвоения новых знаний
Форма урока- проблемно- диалоговый
Методы обучения- наглядный,частично- поисковый, практический, контроля
Цель урока: сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети и объяснять построение градусной сетки на картах и глобусе.
Задачи:
Предметные: научатся показывать и называть на карте и глобусе экватор, начальный меридиан, полюсы, полушария, находить и называть сходства и различия.
Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в устной и письменной форме, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.
Регулятивные: выбирают целевые и смысловые установки своих действий, принимают решения, оценивают достигнутый результат.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная
Методы познания: картографический, сравнительный
Оборудование: Карта полушарий, глобусы, Физическая карта России, атласы
Ход урока
I. Мотивация к учебной
деятельности
Учитель: Когда мы впервые идём в гости, мы узнаём адрес: улицу, номер дома, квартиры. А в гости к карте мы можем сходить? Что изображено на карте?
Ученик:В гости к карте можем сходить, на ней изображены географические объекты.
Учитель:Каждый географический объект имеет адрес. Значит, с чем мы сегодня знакомимся?
Ученик: С адресом или географическими координатами объекта.
Учитель:Для определения координат на карте и глобусе существует градусная сеть- система меридианов и параллелей. Значит тема сегодня?
Ученик: Градусная сеть.
Учитель:Чему на уроке мы должны научиться?
Ученик: Познакомиться с параллелями и меридианами на карте и глобусе, с градусной сеткой.
II. Изучение нового материала
Учитель: Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси, за 24 часа она делает полный оборот. Как называются точки, которые не вращаются, потому что через них проходит воображаемая ось?
Ученик:Полюса.
Учитель:А что такое полюс?
Ученик: Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.
Учитель: (работа с глобусом) Посмотрев внимательно на глобус, вы увидите, что он покрыт пересекающими линиями Что это?
Ученик: Градусная сеть.
Учитель: Как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов? Найдите на глобусе полюса.
Ученик:Экватор. Его длина 40 000 км.
Учитель: Градусная длина окружности экватора- 360 градусов. Теперь мы можем узнать-сколько километров в 1 градусе по экватору. 40 000 км.: 360= 111 км. Запишите в тетрадь.
Теперь сравниваем глобус и Физическую карту России.
В чём отличие изображения экватора на карте и на глобусе?
Ученик: Экватор на глобусе- окружность, а на карте- прямая линия.
Учитель: В учебнике на с. 32 прочтите, что такое меридиан, найдите меридианы на глобусе и на карте.
Учитель: Какие точки соединяют меридианы?
Ученик: Полюса.
Учитель: Параллельны ли меридианы?
Ученик: Нет, они пересекаются на полюсах.
Учитель: Равны ли они? Какое направление показывают меридианы?
Ученик: Да. Ссевера на юг.
Учитель: Длина меридиана составляет половину длины экватора. Сколько километров и градусов составляет дуга меридиана? Посчитайте и запишите в тетрадь. Проверяем.
Ученик: 360 градусов:2= 180 градусов-дуга меридиана.
40 000 км.:2= 20 000км.
Учитель:Поскольку все меридианы равны по длине и длина их составляет примерно 20 000 км., то и в одном градусе будет 111 км. Сделайте решение в тетради. Проверяем.
Ученик: 20 000 км.:180 градусов =111 км.
III.Первичное осмысление
Учитель:Решите задачу в тетради.
Задача: Вычислите расстояние в километрах от города Москва до города Аддис- Абеба. Проверяем.
Ученик: Москва расположена на 55 параллели, Аддис-Абеба-столица Эфиопии- на 9-й параллели, в северном полушарии. (55-9)= 46 умножить на 111 км.=5106 км. От Москвы до Аддис- Абебы.
Учитель: Сравните внешний вид меридиана на Карте полушарий и на глобусе.Что вы заметили?
Ученик: На карте- дуги разной длины. Средний меридиан- прямая линия. На глобусе- дуги равной длины.
Учитель: Посмотрите на Физическую карту России. Какой вид имеют меридианы на ней?
Ученик: Лучи.
ФИЗМИНУТКА
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка !
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперёд, назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо- влево, раз и два
Думай, думай голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.
Учитель: В учебнике на с.33 найдите определение параллели.Что такое параллель? Все ли параллели одинаковы по длине?
Ученик: Параллель- условная линия в виде окружности, параллельная экватору. Параллели имеют разную длину.
Учитель:Где находится самая короткая параллель? Какое направление показывают параллели?
Ученик: Самая короткая параллель у полюсов. Направление- запад- восток.
Учитель: Можно ли двигаясь по одной параллели совершить кругосветное путешествие?
Ученик: Да, если двигаться с запада на восток или с востока на запад.
Учитель: Сколько можно провести параллелей и меридианов?
Ученик: Сколько угодно- через каждую точку.
IV. Закрепление изученного
Учитель: Покажите и назовите на Карте полушарий, в каких полушариях расположены:
С.Америка, Антарктида, Африка; острова: Н.Зеландия, Гренландия.
Как пройдёт местный меридиан через каждого из вас? (с севера на юг).
Как пройдёт местная параллель?(с востока на запад).
Сколько км. В 1 градусе по меридиану? (111 км.)
Откройте учебник на с.33, задание № 3 в тетрадь.
с 34, задание № 3 в тетрадь.
Можно ли совершить кругосветное путешествие по меридиану, двигаясь всё время на север? (нет, т. к. после Северного полюса будем двигаться на юг).
Сообщение оценок за работу на уроке
Учитель: Прошло много времени с эпохи Великих географических открытий, но сегодня знания географических координат используются ежедневно людьми разных профессий.
И кто-то из вас свяжет свою судьбу с гражданскими профессиями, с военным делом, но кем бы вы ни стали, я вам желаю, чтобы в жизни вы отличались широтой души и долготой терпенья, как в стихотворении А.Прокопова:
Меня спросили: «Русских опиши!»
Я в двух словах о них дал представленье:
Они известны широтой души
И долготой терпенья.
V. Домашнее задание
Учебник-с.34 вопросы устно-№ 1, 2,3,4.
К/ карта: Обозначить:
синим цветом- экватор,
красным- начальный меридиан
зелёным- 180 меридиан
чёрным- полюсы Земли
провести меридианы-10,100, 140 в восточном полушарии, меридианы-50, 70- в западном полушарии.
Провести параллели- 20,50,80 в южном полушарии, параллели -30, 60 в северном полушарии.
Красным цветом подписать материки и океаны, через которые проходят все меридианы Земли.
Синим цветом подписать материки и океаны, которые не пересекаются ни экватором, ни нулевым меридианом, ни 180 меридианом.