СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка урока по географии пригодится учителям при подготовке к уроку

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии»

Методическая разработка урока в 6 классе: «Географические координаты»


Тип урока- урок усвоения новых знаний

Форма урока- проблемно- диалоговый

Методы обучения- наглядный,частично- поисковый, практический, контроля


Цель урока: сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети и объяснять построение градусной сетки на картах и глобусе.

Задачи:

Предметные: научатся показывать и называть на карте и глобусе экватор, начальный меридиан, полюсы, полушария, находить и называть сходства и различия.

Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в устной и письменной форме, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.

Регулятивные: выбирают целевые и смысловые установки своих действий, принимают решения, оценивают достигнутый результат.


Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная

Методы познания: картографический, сравнительный

Оборудование: Карта полушарий, глобусы, Физическая карта России, атласы


Ход урока


I. Мотивация к учебной

деятельности


Учитель: Когда мы впервые идём в гости, мы узнаём адрес: улицу, номер дома, квартиры. А в гости к карте мы можем сходить? Что изображено на карте?

Ученик:В гости к карте можем сходить, на ней изображены географические объекты.

Учитель:Каждый географический объект имеет адрес. Значит, с чем мы сегодня знакомимся?

Ученик: С адресом или географическими координатами объекта.

Учитель:Для определения координат на карте и глобусе существует градусная сеть- система меридианов и параллелей. Значит тема сегодня?

Ученик: Градусная сеть.

Учитель:Чему на уроке мы должны научиться?

Ученик: Познакомиться с параллелями и меридианами на карте и глобусе, с градусной сеткой.


II. Изучение нового материала

Учитель: Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси, за 24 часа она делает полный оборот. Как называются точки, которые не вращаются, потому что через них проходит воображаемая ось?

Ученик:Полюса.

Учитель:А что такое полюс?

Ученик: Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.

Учитель: (работа с глобусом) Посмотрев внимательно на глобус, вы увидите, что он покрыт пересекающими линиями Что это?

Ученик: Градусная сеть.

Учитель: Как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов? Найдите на глобусе полюса.

Ученик:Экватор. Его длина 40 000 км.

Учитель: Градусная длина окружности экватора- 360 градусов. Теперь мы можем узнать-сколько километров в 1 градусе по экватору. 40 000 км.: 360= 111 км. Запишите в тетрадь.

Теперь сравниваем глобус и Физическую карту России.

В чём отличие изображения экватора на карте и на глобусе?

Ученик: Экватор на глобусе- окружность, а на карте- прямая линия.

Учитель: В учебнике на с. 32 прочтите, что такое меридиан, найдите меридианы на глобусе и на карте.

Учитель: Какие точки соединяют меридианы?

Ученик: Полюса.

Учитель: Параллельны ли меридианы?

Ученик: Нет, они пересекаются на полюсах.

Учитель: Равны ли они? Какое направление показывают меридианы?

Ученик: Да. Ссевера на юг.

Учитель: Длина меридиана составляет половину длины экватора. Сколько километров и градусов составляет дуга меридиана? Посчитайте и запишите в тетрадь. Проверяем.

Ученик: 360 градусов:2= 180 градусов-дуга меридиана.

40 000 км.:2= 20 000км.

Учитель:Поскольку все меридианы равны по длине и длина их составляет примерно 20 000 км., то и в одном градусе будет 111 км. Сделайте решение в тетради. Проверяем.

Ученик: 20 000 км.:180 градусов =111 км.


III.Первичное осмысление

Учитель:Решите задачу в тетради.

Задача: Вычислите расстояние в километрах от города Москва до города Аддис- Абеба. Проверяем.

Ученик: Москва расположена на 55 параллели, Аддис-Абеба-столица Эфиопии- на 9-й параллели, в северном полушарии. (55-9)= 46 умножить на 111 км.=5106 км. От Москвы до Аддис- Абебы.

Учитель: Сравните внешний вид меридиана на Карте полушарий и на глобусе.Что вы заметили?

Ученик: На карте- дуги разной длины. Средний меридиан- прямая линия. На глобусе- дуги равной длины.

Учитель: Посмотрите на Физическую карту России. Какой вид имеют меридианы на ней?

Ученик: Лучи.


ФИЗМИНУТКА

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка !

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперёд, назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо- влево, раз и два

Думай, думай голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка.


Учитель: В учебнике на с.33 найдите определение параллели.Что такое параллель? Все ли параллели одинаковы по длине?

Ученик: Параллель- условная линия в виде окружности, параллельная экватору. Параллели имеют разную длину.

Учитель:Где находится самая короткая параллель? Какое направление показывают параллели?

Ученик: Самая короткая параллель у полюсов. Направление- запад- восток.

Учитель: Можно ли двигаясь по одной параллели совершить кругосветное путешествие?

Ученик: Да, если двигаться с запада на восток или с востока на запад.

Учитель: Сколько можно провести параллелей и меридианов?

Ученик: Сколько угодно- через каждую точку.


IV. Закрепление изученного


Учитель: Покажите и назовите на Карте полушарий, в каких полушариях расположены:

С.Америка, Антарктида, Африка; острова: Н.Зеландия, Гренландия.

  1. Как пройдёт местный меридиан через каждого из вас? (с севера на юг).

  2. Как пройдёт местная параллель?(с востока на запад).

  3. Сколько км. В 1 градусе по меридиану? (111 км.)


Откройте учебник на с.33, задание № 3 в тетрадь.

с 34, задание № 3 в тетрадь.

Можно ли совершить кругосветное путешествие по меридиану, двигаясь всё время на север? (нет, т. к. после Северного полюса будем двигаться на юг).


Сообщение оценок за работу на уроке


Учитель: Прошло много времени с эпохи Великих географических открытий, но сегодня знания географических координат используются ежедневно людьми разных профессий.

И кто-то из вас свяжет свою судьбу с гражданскими профессиями, с военным делом, но кем бы вы ни стали, я вам желаю, чтобы в жизни вы отличались широтой души и долготой терпенья, как в стихотворении А.Прокопова:

Меня спросили: «Русских опиши!»

Я в двух словах о них дал представленье:

Они известны широтой души

И долготой терпенья.

V. Домашнее задание

Учебник-с.34 вопросы устно-№ 1, 2,3,4.

К/ карта: Обозначить:

  1. синим цветом- экватор,

  2. красным- начальный меридиан

  3. зелёным- 180 меридиан

  4. чёрным- полюсы Земли

  5. провести меридианы-10,100, 140 в восточном полушарии, меридианы-50, 70- в западном полушарии.

  6. Провести параллели- 20,50,80 в южном полушарии, параллели -30, 60 в северном полушарии.

  7. Красным цветом подписать материки и океаны, через которые проходят все меридианы Земли.

  8. Синим цветом подписать материки и океаны, которые не пересекаются ни экватором, ни нулевым меридианом, ни 180 меридианом.