СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Документы к уроку по истории россии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок включает работу с  историческими документами.

Просмотр содержимого документа
«Документы к уроку по истории россии»

Приложение


  1. Познакомьтесь с фрагментом обращения протопопа Аввакума к царю Алексею Михайловичу: «О царю Алексее! Покажу ти путь к покаянию и исправлению твоему.

Ей тебе истину говорю: время покаятися! Ты ведь Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком ; не уничижай его и в церкви, и в дому , и в пословицах. Как нас Христос научил, так и подобает говорить… Еретиков-никониан токмо любишь, а нас православных христиан, мучишь. Возьми еретиков тех, погубивших душу твою, и пережги их...».

Как Аввакума оценивает суть реформы Никона? Объясните позицию

Аввакума. Какие слова из этого обращения вы бы одобрили, а какие нет?


  1. О необходимости исправления церковных книг говорили и патриарх Никон, и протопоп Аввакум. Первый предлагал править книги по греческим оригиналам, второй-по старославянским переводам. Как вы думаете, почему победил греческий, а не старославянский вариант?



  1. Из «Жития протопопа Аввакума»: о церковной реформе патриарха Никона

Вопросы и задания к документу

1.Как понимал Аввакум смысл церковной реформы?

2. Как относится Аввакум к реформе и лично к Никону и почему''

3. К чему призывает Аввакум верующих? Обоснуйте свое отношение к этому.

4. Назовите формы борьбы с последователями Аввакума.

5. Как вы думаете, что привело в лагерь сторонников Аввакума представителей разных сословий? О чем это свидетельствует?

Стойте твердо в вере и незыблемо, страха же человеческого не убойтесь, не ужасайтесь, Господа же Бога нашего святи сердцах ваших.

Когда же был патриархом злой змей [Никон], и начал нить правоверие, повелевая тремя перстами креститься, а пост великий в церкви в пояс творить поклоны. Мы же, со отца и братиею, не умолчав, начали обличать еретика.

А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живые писать [иконы], устраивает все по-фряжскому, то есть по-немецкому.

Святые образы изменили и все церковные уставы и поступки: да еще бы христианам милым не горько было! Сгорят все за Христа Иисуса, а вас, собак, не послушают. Да и надобно правоверным всем: сгореть, да и в будущем вечно живы будем в Христе Иисусе.

Он же [Никон] нас мучил много, и розослал в ссылки всех. Епископа Павла Коломенского, муча, и в Новгородских пределах огнем сжег; Даниила, костромского протопопа, муча много , и в Астрахани в земляной тюрьме заморил. Со мною 60 человек у всенощной взял, муча и бив и прокляная, в тюрьме держал, сослал тысяч будет с 20 за Сибирь — и волоча вперед и назад 12 лет. А Соловецкий монастырь в осаде 7 лет от никониан сидит. На Москве старца Авраамия, Исаю Салтыкова в костре сожгли. А иные ревнители закона собираются во дворы с женами и детьми, и сжигаются огнем своею волею. Боярыня Феодосья Прокопьевна Морозова и сестра ее Евдокия Прокопьевна княгиня Урусовав Боровске, в землю живы закопаны, во многих муках, и пытках , и домов разорение, алчут и голодают.


  1. Поговорки старообрядцев


«Веруем в веру, что передали нам отцы наши».

«Как родители жили, так и нас благословили».

«Не та вера правее, которая мучит, а та, которую мучат».



  1. Найди ошибки


В середине XVII века в России назрела необходимость проведения реформы Церкви. Начало ее осуществления связано с именем митрополита Макария. Основные мероприятия реформы включали в себя исправление церковных книг по древнерусским текстам, необходимость креститься двумя пальцами, порядок церковного пения и другие. Следствием этой реформы стал раскол в русском обществе, т.к. значительная часть населения не приняла эти нововведения. Церковные деятели пытались повлиять на старообрядцев, особенно ярко призывал к поддержке новшества Аввакум Петров. Государственные власти не вмешивались в дела Церкви, хотя царское окружение выражало явную симпатию Аввакуму.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!