Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 7
Дата:
Урок №………
Тема: «Искусство иллюстрации. Слово и изображение»
Цель урока: познакомиться с искусством иллюстрации и выполнить иллюстрацию к прочитанному отрывку.
Задачи урока:
Личностные: формировать бережное отношение к книгам
Метопредметные: развивать познавательный интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление;
Предметные: формировать творческий интерес, эстетический вкус, усидчивость, аккуратность.
Материалы и оборудование: презентация, компьютер, мультипроектор, раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивация.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Актуализация знаний.
— Отгадайте загадку:
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь в 10 раз умней. (книга)
— Что такое книга? (ответы детей)
Книга – это и искусство слова, и искусство изображения, верный друг и помощник.
— Чем отличаются эти книги. (показываю 2 книги: детскую с иллюстрациями и взрослую- без.)
— Главным художественным средством при оформлении книги является иллюстрация.
— Сформулируйте тему урока. О чем мы будем говорить сегодня.
— Тема урока: Искусство иллюстрации.
— Какую цель поставим перед собой? (познакомиться с искусством иллюстрации и выполнить иллюстрацию к прочитанному отрывку.)
— Как вы думаете, что такое иллюстрация? (предположения детей)
— Слово «иллюстрация» обозначает дополнительное освещение, изображение, поясняющее или дополняющее текст. Она участвует в общем художественном оформлении произведения.
Расцвет русской книжной иллюстрации начался ещё в начале 19 века.
— Зачем нужны иллюстрации в книгах? (ответы дети)
— Художник – иллюстратор помогает нам лучше понять текст, раскрывает его содержание в зрительных образах. Красочные картинки помогают раскрыть характер героя.
— Все иллюстрации одинаковые?
— В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: иллюстрация на обложке; фронтиспис; заставка; полосная иллюстрация, полуполосная, разворотная, оборочная, рисунки на полях; концовка;
— перед вами раздаточный материал, с помощью которого мы познакомимся с каждым видом иллюстрации.


Иллюстрации на обложке. Рисунок на обложке.

— Обратите внимание, что присутствует еще на обложке. (автор и название книги или произведения)
Фронтиспис: рисунок, какое-нибудь изображение на развороте титульного листа книги или вверху страницы перед началом текста.

Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем.

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, рисунки на полях располагаются внутри текста.

Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые — изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.

Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими. Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.
IV.Творческая работа.
— Разделитесь на две группы.
— На уроках литературы вы познакомились с произведением «Как мужик двух генералов прокормил» автором которого является Михаил Ефграфович Салтыков- Щедрин.
— У каждой группы есть раздаточный материал. 1-я группа иллюстрирует обложку к данному произведению, а 2-я сопоставляет отрывки из текста с иллюстрациями.
V.Рефлексия:
Что вы узнали нового?
Что такое иллюстрация?
Что вам понравилось на уроке?
VI.Домашнее задание: Выбрав свою любимою народную сказку нужно нарисовать иллюстрации для оформления этой сказки.