Лупова М.П.
Учитель ОРКСЭ
МБОУ СОШ № 2
Майкопского района
п.Краснооктябрьского
Тема урока: Совесть .
Цель урока: Формирование положительных качеств личности подростка.
Задачи урока:
Личностные:
- познакомить учащихся с таким понятием нравственности, как
«совесть»;
- показать, что совесть - это внутренний голос» человека, составная часть его порядочности.
- способствовать развитию чувства совести учащихся;
- обратить внимание на взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда;
- раскрыть понятие «Жить по законам совести»
Метапредметные:
- учить детей соотносить их поступки с принятыми в обществе
правилами и нормами поведения;
- умение выбирать наиболее эффективные способы решение задач в
зависимости от конкретных условий;
- умение слушать и вступать в диалог;
- рефлексия способов и условий действия;
Формы и виды деятельности: устное высказывание на тему, самостоятельная работа, работа в парах, участие в учебном диалоге, «Кодекс взаимоотношений в коллективе»
Средства наглядности: учебное пособие, раздаточный материал для учащихся
Содержание урока
Как не мудри , а совести не перемудришь
1.Начало урока.
Организация урока. Приветствие. ( упражнение «Комплименты») .
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанно восприятия нового материала
Введение в тему урока .С каким новым понятием мы познакомимся на сегодняшнем уроке? Отгадайте загадку: «Неживая ,без зубов,а грызет» Ответ «Совесть».
Ребята, как вы понимаете тему урока: « Совесть » (ответы)
2.Работа над новым материалом.
1.Сегодня мы поговорим о нравственном понятии «Совесть».
Совесть – это важнейшая составная часть порядочности человека. Из каких частей состоит слово «Со-весть» Давайте разберемся это слово. Назовите нравственные действия ,поступки человека по отношению к людям, которые можно было определить с приставкой «Со».
- Сочувствие;
- сопереживание;
- сострадание;
- соучастие;
И все это воспринимается человеком ,нуждающимся в поддержке и участии, как знак : мы вместе с тобой. Это означает, что кто-то всегда рядом и готов поддержать как в трудную , так и радостную минуту. И так « Со» - значит «вместе». Слово «Совесть» за приставкой «со» следует корень «весть» ,означающий «ведать», «знать». В основе совести лежит сострадание к другому человеку. Совесть- твой надежный Со-товарищ, твой внутренний голос. Совесть – это особое чувство. Позволяющее отличать добро от зла и вызывающее в человеке внутреннее побуждение к добрым делам.
2. Работа в группах
- в русском языке много пословиц о совести. Соберите эти пословицы.
| |
| |
Есть слезы - | в ком советь не чиста |
В ком стыд, | есть и совесть |
Совесть без | кто помнит зло |
Тому тяжело, кто | в том и совесть |
Когда совесть раздавали, | зубов загрызет |
Жалок тот, | его дома не было |
физкульминутка
3. Тому тяжело, кто помнит зло. Человека начинает мучить совесть, он раскаивается ,начинается самоисправление.
Совесть есть у каждого человека. Она подсказывает, что хорошо , а что нет. Она помогает сохранить спокойствие на душе и не совершать поступки, которые могут навредить тебе и людям.
Приём «Синквейн»
- Постарайтесь написать синквейн «Совесть»
Одно слово. Существительное, обозначающее то, о чем идет речь.
Два слова. Прилагательные, описывающие признаки того, о чем идет речь
Три слова. Глаголы, описывающие действия
Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение.
Одно слово. Характеризует то, о чем идет речь
4. Совесть и стыд не разделимы. Но чего же на самом деле стоит стыдиться?
Ответьте «да» или «нет»:
- физических недостатков человека;
- плохих поступков;
- не модной, но аккуратной и чистой одежды;
- своего невежества, необразованности;
-жестокого отношения к окружающим;
-своей внешности4
-неряшливого вида, грязных рук.
5. Докажите , что совесть - это внутренний голос человека. Как совесть реагирует на наши хорошие и плохие поступки? Составьте кодекс взаимоотношений учеников вашего класса. Подберите подходящие слова:
Самоуважение, коллектив, самочувствие, чуткость, внимание, помощь, доброжелательность, взаимовыручка, поддержка , дружелюбие, эгоизм, корысть, жадность, равнодушие, обогащение.
5.Заключительный этап урока.
1Рефлексия
-Ребята, что вам понравилось на уроке? Закончите предложение письменно.
Я не ожидал что............... Оказывается..................
Самым неожиданным для меня было …................
2. Наш урок подходит к концу , подведём итог :
Совесть – это внутренний мир человека. Если в нем воцарится покой, то жизнь будет счастливой .Вы согласны , ребята.
- (ответы учащихся)
Предназначение совести состоит в том, чтобы сохранять человека от ошибок и их последствий.
Список литературы:
Книга для учителя «Основы светской этик»и М.Т.Студеникин «Русское слово» 2013
Комплексный учебный курс ОРКСЭ /Под редакцией А.А.Шемшурина-М: ООО «Дрофа», 2012 ,
Интернет материалы,
Электронное приложение к учебнику ОРКСЭ.
Основы духовно – нравственной культуры народов России
А.И. Шемшурина Москва «Просвещение» 2013 г