Тема урока: Что такое синонимы?
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока: знакомство с синонимами; умение находить синонимы в
тексте, использовать в речи;
Задачи:
• Сформировать умение называть признаки синонимов;
• наблюдать за использованием синонимов;
• расширить словарный запас учащихся.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс» автор В.П. Канакина, 2017г., часть 1., компьютер, проектор
Ход урока:
I Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас!
Пусть в классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам всем урок начинать,
Поэтому время не будем терять.
Проверьте свою готовность к уроку.
Золотое правило уроков русского языка гласит:
«Кто правильно сидит, тот красиво пишет».
Проверьте свою осанку. Начинаем урок.
Откройте свои тетради и запишите число, классная
работа.
II. Минутка чистописания
Отгадайте загадку и узнаете, какую букву будем писать
Каждый барашек скажет тебе,
Очень уж любят они букву ...
(Б)
Давайте вспомним, что мы знаем про эту букву?
Разминка для пальчиков
Б б
Б..р..бан, б..рёза, б...лет
Без терпенья нет ученья
III. Актуализация знаний
На доске:
Труд, плакать, дело, рыдать, смелый, отважный.
- Рассмотрите запись. Что вы можете сказать о данной записи?
- Какую «работу» выполняют слова в нашей речи?
- Распределите слова на три грамматические группы.
- Что можно сказать о группах слов?
(Каждая группа обозначается карточками с названиями частей речи).
IV. Новый материал Определение темы урока, постановка проблемных вопросов.
Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи по другому»
В языке родном, богатом,
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи! (доктор, лекарь)
Ясен здесь ответ любому.
Пища, только по-другому.
Не составит вам труда
Отгадать, что то…(еда)
С подстриженной гривой
Скачет ретиво
Чуть шпорами тронь.
Кто же это? (Конь, лошадь)
Здесь придётся подумать немного,
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное… (путь, дорога)
После каждой загадки на доске появляются пары слов( врач-доктор, пища-еда, конь-лошадь, путь-дорога)
-Ребята, давайте посмотрим на эти пары слов, что мы можем про них сказать ( они обозначают одно и тоже)
- А как они произносятся? ( по- разному)
- Ребята, а вы знаете , как называются эти слова?
-Вот сегодня мы и узнаем, как называются слова, которые обозначают одно и то же, а произносятся и пишутся по- разному.
V. Работа по теме урока
4.1. Работа с учебником
Ребята, кто нам всегда помогает в открытии новых знаний? (Мудрая сова)
Вот и сейчас он нам спешит помочь, откройте учебник страница 52, найдите слова Мудрой совы, прочтите их глазками… . А теперь вслух.
-Так как же называются слова, которые имеют одинаковое значение, но по- разному произносятся и пишутся?(Синонимы)
4.2. Первичное усвоение Работа по учебнику
Упр. 66 стр. 52 - Познакомьтесь с заданием. Прочитайте выразительно.
- Определите основную мысль стихотворения.
- О чём оно?Найдите слова, которые обозначают одно и тоже и выпишите их.
VI. Физминутка
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем И работать продолжаем
VII. Применение новых знаний
1.Самостоятельная работа
УПР.68 стр. 53
2. Работа в группах
Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.
Задание для 1 группы.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Задание для 2 группы
Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много с ними шума, толкотни,
Как надоели мне они !
Проверка выполненного задания
VIII. Рефлексия
- Наш урок подошёл к концу, спасибо за работу. Оцените свою работу с помощью смайлика:
Зелёный - если все получилось.
Жёлтый - если нужны некоторые пояснения по теме.
Красный - если ничего не поняли.
X. Итог урока
Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
Домашнее задание: 1.Упр. 70 стр.54, правило стр.52
2. Индивидуальные карточки с заданием