СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку для 4 класса "Личные местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с  грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо и число

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку для 4 класса "Личные местоимения"»

Тема урока: Личные местоимения.


Цель урока:

Познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо и число;

Формируемые УУД:

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов с целью выделения их признаков;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

- контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные:

- постановка учебной задачи;

- сличение способа действия и его результата с заданным ;

- оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные:

- нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование:

  • Компьютер, свои словарики-тетрадочки, словари

  • Мультимедийный проектор, интерактивная доска

  • Презентация “Местоимение как часть речи”

  • Дидактический материал: карточки для индивидуальной работы, работы в парах и группах, домики для местоимений, лепестки цветка, смайлики для каждого ребенка, светофорчики для каждого ребенка

Оборудование:

Ход урока. I. Организационный момент. Психологический настрой

Ребята, подравнялись все, тихо сели.)Покажите какое у вас настроение в начале урока? (смайлики)

- Сначала предлагаю вам настроиться на работу.

1 группа хором:

Я смогу выполнить все задания

2 группа хором:

У меня все получится

Все 3 группы вместе:

Желаю успехов себе и друзьям



Я бы хотела, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось до конца урока. Для этого надо хорошо поработать.

На перемене вы разделились на 3 группы.

Выбрали командира.

1 группа-командир Ф. И.

2 группа-командир Ф. И.

3 группа-командир Ф. И.

(Число, классная работа)

II. Введение в тему урока.

Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него как не крутись,

В речи нам не обойтись!


- Ребята, вы узнали, о чем идёт речь?

Верно, это наши друзья местоимения.


Сегодня мы отправимся в поход, в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд.

Минутка чистописания. Ведь сначала надо размяться. ?????

  1. Словарная работа. (слайд )

а) На пути нам встретятся, как их назвать одним словом (показ слов, дети самостоятельно запишите словарные слова в тетрадях, замените их местоимениями. (Взаимопроверка), оценка. Проверка с помощью словаря, затем слайда. Оценка (каждый ставит себе сам в оценочный лист).

б) - И, конечно же, в походе мы не сможем обойтись без доверия друг к другу. (слайд )

Знакомство с новым словарным словом.

- Запишите его. Подумайте над лексическим значением этого слова. Давайте назовём грамматические признаки слова доверие (сущ., ср.р., 2 скл., в ед.ч.) Допишите в тетрадь слово «доверие».

- Составьте небольшой текст (2-3 предложения) с этим словом. (слайд 9)

- Что такое доверие? Доверие – это уверенность в человеке, в его добросовестности.

- Когда необходимо доверие? Доверие необходимо между настоящими друзьями.

Отсутствие доверия приводит к предательству, измене и вражде.

Составьте предложение с одним из словарных слов.

Я съела вкусное яблоко. И тд. (устно)

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!


Итак, тема нашего урока «Личные местоимения».

Учитель:

Вы на строчки посмотрите-

Что заметили - скажите?

В, НА, А, НОС, Я, МНИ, ОН, НО, ПОД, ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ

Дети: - Здесь записаны разные части речи.


Учитель: - Давайте разобьём их на группы (дети выходят к доске и подчёркивают разноцветными маркерами разные части речи, называя их), остальные с помощью светофора показывают правильность ответа и записывают себе в тетрадь, ставя над словами часть речи..


Предлоги - в, на, под. +правило

Союзы - а, но. +правило

Им. существительное - нос. +правило

Глаголы - мни, мнём. +правило

Местоимения - я, он, ты, нас, мне, вы +правило


Учитель: Назовите местоимения. (Я, он, ты, нас, мне, вы)

Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.


V. Актуализация знаний


  1. Разбор предложения по членам предложения.


Я иду по весеннему лесу.

(У доски работает 1 ученик) Лиана, остальные в тетрадях.


Формирование новых знаний.

- Прочитайте отрывки из стихотворений А.Л. Барто по карточкам. (Каждой группе дается карточка с текстом).Ответьте на вопросы.

1. Я ЛИШНИЙ

Окапывали вишни.

Сергей сказал: - Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

Ну нет, теперь ты лишний!

Ребята говорят!

- Как говорит Сергей о себе? (Я).

– Какими словами называют ребята Сергея, обращаясь к нему? (Ты). – Выпишите в тетрадь эти слова.

2. МЫ С ТАМАРОЙ

Целый день

Трезвонит Таня:

- Мы заведуем бинтами,

Мы с Тамарой ходим парой,

Санитары Мы с Тамарой.

Если что-нибудь случится,

Приходите к нам лечиться.

Мы умеем класть компресс;

Мы с Тамарой

Красный Крест.

- Какими словами называют себя девочки? (Мы).

- Запишите в тетрадь это слово. Как называются эти слова? (Местоимениями).



3 группа

Утром –

Так заведено –

Разомкнешь ресницы,

И идет ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет – ОН придет:

Тоненький,

Смущенный, -

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной,

Срок прошел – плывет ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

- Ребята, а какие здесь местоимения? (Он, оно, она)

- Запишите под диктовку два предложения.

Я буду читать. Мы будем писать.

- Назовите местоимения в этих двух предложениях. Что означает местоимение Я? (один), а Мы (несколько).

- Какой можно сделать вывод? (местоимения изменяются по числам)

Местоимения бывают различные, но мы с вами будем изучать только одну группу местоимений, которые называются личными.

Местоимения 1 лица составляют слово ямы.

Местоимения 2 лица составляют слово тыквы.

Местоимения 3 лица любят звук [о].

Работа с таблицей. Учебник, стр.54 Посмотрите на таблицу и скажите, что вы узнали нового о местоимениях.

Дети (Местоимения изменяются по лицам (1 лицо-я, мы; 2 лицо – ты, вы; 3 лицо – он, она, оно, они;

бывают ед. числа и множ. числа.

Личные местоимения 3 лица ед. числа изменяются по родам: он-м.р., она- ж. р., оно-ср. рода.

Закрепление. Упр.113, стр.54. Прочитайте стихотворение В. Лифшица.

Выпишите из предложения местоимения и укажите грамматические признаки. Посмотрите образец – Резниченко Люда читает образец. Сам. работа.

Проверка. 1 группа - Вы (2-е л., мн.ч.).

2 группа - Мы (1-е л, мн.ч.).

3 группа - Ты-2-е л, ед.ч.

Послушайте внимательно одно стихотворение.

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…


- Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?


Дети: - Потому что тут одни местоимения. А местоимения не называют предмет.


3) Редактирование текста.

Учитель: - Самостоятельная работа (на больших листах работает каждая группа)

1 группа - спишите текст, вставляя пропущенные окончания имён существительных, и замените, выделенные слова местоимениями с предлогами.


Около деревн__ растёт огромный старый дуб. Много легенд сложено о дубе. На дубе ребята пристроили скворечник. Весной и летом в скворечник__ живёт семья скворцов. Когда наступают холода, в скворечнике прячется от стуж__ воробей. Для воробья ребята сделали на дерев___ кормушку.


2 группа – спишите текст, подчеркните местоимения с предлогами, определите падеж.

Чижа захлопнула злодейка западня: бедняжка в ней и рвался, и метался. А Голубь молодой над ним же издевался. Голодная кума-Лиса залезла в сад; в нём винограда кисти рделись. Известно, что слоны в диковинку у нас, - так за Слоном толпы зевак ходили.


3 группа – спишите текст, подчеркните местоимения.

Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе. Такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.


ПРОВЕРКА Командир каждой группы защищает свой текст, остальные показывают смайлики.


Учитель: - А сейчас мы с вами вспомним, что называется местоимением. Для этого на столах у каждого из вас лежат карточки с определениями, вы должны выбрать правильное и полное определение местоимения. (работа по карточкам)

Обведи кружочком правильный ответ:

А) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет;

Б) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет, но

не называет его.

В) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет и

называет его.

(Работа в группах)

Учитель: - Молодцы, ребята, и снова вы справились с заданием!


Работа группами.

- Ребята, у вас на столах лежат конверты с местоимениями. Вы сейчас должны высыпать эти местоимения и разделить в два столбика на единственное и множественное число.

(1. я, ты, он, она, оно.) (2. Мы, вы, они.)


4) Определение лица личных местоимений.


Учитель: А теперь вас ждёт следующее испытание. Что это за местоимения? Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

Дети: - Это личные местоимения.


Учитель: Закрыли учебники, положив закладки. В своём городе построили местоимения новый дом. А как заселиться в него не знают. Начали спорить, ругаться. Наша задача помирить их, правильно расселив. Я предлагаю сейчас поработать в группах. Вот вам точно такие же домики, ваша задача расселить местоимения правильно и как можно быстрее.


Работа в группах. (нужны фломастеры черного цвета)

Давайте проверим, все ли группы справились с заданием. (Работы детей (домики) вывешиваются на доску)

1 лицо – ед.ч. Я, мн.ч МЫ

2 лицо – ед.ч. ТЫ, мн.ч ВЫ

3 лицо – ед.ч. ОН, ОНА, ОНО, мн.ч. ОНИ

Ребята, оцените работу 1 группы (светофоры или смайлики), 2 группу, 3 группу. Поставьте себе оценку в лист.

Учитель: - Какие вы молодцы, ребята! И с этим заданием вы легко справились.

-Назовите местоимения ед. числа, мн. числа.


-Что вы знаете о местоимениях 3-его лица?

Дети: - Местоимения третьего лица ед. числа изменяются по родам. И когда эти местоимения употребляются с предлогами, то в начале местоимения пишется буква н.


5) Написание предлогов со словами. Это тема следующего урока.


ПРОВЕРКА


6) Склонение местоимений – тоже тема последующего урока, а давайте попробуем сегодня. Кто за? (поднимите смайлики).

Учитель: - Поскольку все хорошо поработали, наши друзья местоимения приглашают вас на новоселье. (См стр. учебника 57 подсказка для меня)

1 группа идёт пить чай к местоимению МЫ (склоняют местоимение МЫ)

2 группа идёт пить чай к местоимению ТЫ (склоняют местоимение ТЫ)

3 группа идёт пить чай к местоимению вы (склоняют местоимение вы)




(дети работают на больших листах, взаимопроверка в группах)


ПРОВЕРКА



Учитель: - Молодцы, ребята! Я думаю, что местоимения рады, что у вас получился такие красивые предложения! Справились и с этим заданием! Слова какой части речи заменяют местоимения? (Местоимения заменяют имена существительные).



Сейчас, я думаю, пришло время отдохнуть.


Физминутка. (включи с компьютера музыкальную ф/минутку) А если не будет света, то эту.
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

VI. Итог урока (заполнение схемы) (возьми магниты у Цоповой)

- Ребята, сегодня местоимения очень довольны вашей работай, вы им очень помогли. Сейчас вам нужно ещё раз вспомнить всё, что вы теперь знаете о местоимениях. Для этого помогите заполнить лепестки цветка, который встретился нам на пути к местоимению. (Прикрепляю на доску «Местоимение» магнитом. (То, что прошли, черным цветом, а то, что не прошли, красным цветом. (Каждой группе даю лепестки с правильным ответами и неправильными ответами. Они должны выбрать нужные лепестки.

Дети: местоимения бывают личные.

Указывают на предмет, но не называют его.

Заменяют имена существительные.

Бывают 1, 2, 3 лица.

В 3 лице имеет род.

Бывают единственного и множественного числа.

С предлогами пишутся раздельно.

Склоняются.

+ Местоимения бывают хитрые.

Заменяют глаголы.

Бывают 1, 2, 3, 4, 5 лица.

Бывают 3, 4, 5, 6 лица.

Местоимение обозначает действие предмета.



Учитель: - Посмотрите, какой красивый цветок мы сегодня подарили нашим друзьям местоимениям. Они очень довольны.


(Посмотри на раб столе в презентациях итог со смайликами и вставь)


VI. Домашнее задание.

Домашнее задание приготовили вам тоже местоимения. Они хотят, чтобы вы дома поработали так же хорошо, как и на уроке.

(найди на раб столе из презентаций)


























Приложение к уроку.

Предложения для разбора.

Он хорошо играет в шахматы.

Я иду по осеннему лесу.

Они сажали в саду цветы.

Мы взяли Шарика на прогулку в лес.

Я проснулся поздней ночью от шума.

Петя быстро побежал за ним.

Мама рассказала нам интересную историю.

На нём висели спелые ягоды.

Дедушка подарил мне интересную книгу с картинками.

Я проснулся от громкого, ночного шума.

У нас в клетках живут кролики.

На уроке мы познакомились со сказками Пушкина.






Засели в домик местоимения.




































1 лицо

2 лицо

3 лицо


Ед. число





Мн. число

























1 лицо

2

лицо

3

лицо

Ед. число




Мн. число








Информационное табло (для каждого уч-ся)


Этапы урока

Баллы

1.Минутка чистописания


2.Разбор предложения


3.Выбери правильно!


4. Редактирование текста


5.Заселение домика местоимений


6.Склонение местоимений


7.Написание предлогов со словами


8.Дополнительные баллы



Всего:















3.

Т__нулся к (он)_________________________________________


беспокоился о (она)______________________________________


наблюдал за (они)_______________________________________




2.

разговаривал с (он)______________________________________


спр__сил у (он)___________________________________________


остановился перед (он)___________________________________



1.

возвышался над (она)___________________________________


прив-зли к (она)_______________________________________



х-дил за (она)__________________________________________






21