Тема: Имена собственные
Формируемые базовые учебные действия (БУД)
Коммуникативные:
- вступает и поддерживает общение в разных ситуациях взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых)
- слушает собеседника, вступает в диалог, поддерживает его, аргументирует свое мнение
- дифференцированно использует разные виды бытовых высказываний в ситуации общения с 6учетом специфики участников общения (возраст, социальный статус)
Регулятивные:
- понимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач
Познавательные:
- дифференцированно воспринимает окружающий мир
- использует логические действия на наглядном материале, основе практической деятельности
Планируемые результаты по ФГОС:
Личностные: обучающийся должен:
- гордиться школьными успехами и достижениями, своими и товарищей;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе норм и правил, принятых в обществе
Предметные:
- выделять имя существительное как часть речи;
- называть и определять основные грамматические категории имени существительного
- различать собственные и нарицательные имена существительные
- писать заглавную букву в начале собственных имен существительных
- осуществлять межпредметные связи с уроками чтения
Оборудование:
Медиапроектор, экран, презентация на тему «Имена собственные», карточки для работы
Тип урока:
Урок объяснения нового материала
Ход урока:
1. Орг. момент.
- приветствие, эмоциональный настрой учеников на урок
- проверка готовности к уроку (наличие учебных принадлежностей, внешний вид учащихся)
- дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика
2. Актуализация знаний (устная работа).
На доске записаны слова
Медаль, солдат, палатка, турецкая, крепость, слава.
Задание: - прочтите слова.
- какое слово, по-вашему, лишнее? Почему?
3. Работа в тетради
Открываем рабочие тетради, отступаем две строки, на третьей пишем число. Какое сегодня число? (учащиеся отвечают). Записываем число, классная работа (орфографическая диктовка).
Подготовка к восприятию темы
Постановка проблемного вопроса: в каких случаях слова в предложении пишутся с большой буквы?
4. Сообщение темы:
- На доске записаны два предложения.
1. Высоко в небе летит шарик.
2. Собака Шарик звонко лает.
- Запишите эти предложения в тетрадь. Найдите и подчеркните имена существительные в каждом предложении.
- Почему существительное шарик в этих предложениях пишется по-разному? (ответы детей)
- Тема нашего урока «Собственные имена существительные»
- Задачи урока:
- мы узнаем, какие существительные называются собственными;
- научимся правильно писать имена собственные.
5. Физминутка.
Сегодня наша физминутка связана с темой урока. Я называю вам имена существительные. Если это имя собственное, то есть пишется с большой буквы, вы хлопаете два раза в ладоши. Если это существительное нарицательное топаем ногами.
(Мышь, собака, Жучка, Маша, Марина, мама, город, Красноярск, село, улица, Пионерская, учитель, Любовь Валерьевна).
6. Работа по теме урока
Задание: Прочитайте предложения и назовите значение выделенных слов:
1. Из большой коробки папа достал (В, в) интик.
2. Сегодня (В, в) интик приглашает малышей на свой День рождения.
- Запишите эти предложения в тетрадь. Подчеркните имена существительные в каждом предложении.
- Почему существительное винтик в этих предложениях пишется по-разному? (ответы детей)
7. Самостоятельная работа по карточкам
Задание: вставьте слова, используя слова для справок.
Летом ________ ______________ отдыхает у бабушки. Бабушку зовут __________ ________________ . Они живут в деревне _______________ . Дом охраняет собака ______________ .
(Слова для справок: Наташа Иванова, Мария Андреевна, Марьино, Шарик, Мурка.)
Взаимопроверка, учитель зачитывает текст, ребята проверяют друг у друга. Выставляется оценка за задание.
8. Закрепление изученного материала. Игра на закрепление материала:
Назовите и женское имя, и название цветка.
Назовите и мужское имя, и название животного.
Назовите и женское имя, и название романтического чувства.
Назовите и женское имя, и название чувства, которое умирает последним.
Назовите как можно больше имен на одну букву
9. Домашнее задание (карточка)
10. Рефлексия
Сегодня на уроке мы узнали, что имена собственные – это …
Имена собственные пишутся с …
На уроке мне понравилось …
У меня хорошо получилось …