СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 8 классе: «Развитие речи. Подробное изложение с грамматическим заданием»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки развития речи считаются одними из самых сложных в школьной практике и требуют основательной подготовки.

Данная разработка  представляет собой пример применения технологии РАФТ на уроке русского языка в 8 классе, что даёт возможность не только провести работу по развитию устной и письменной речи, умения писать изложение с творческим заданием, но и достичь понимания текста путём передачи его от первого лица; помогает  разнообразить формы и методы работы на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 8 классе: «Развитие речи. Подробное изложение с грамматическим заданием»»

Предмет: Русский язык

Класс: 8

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ


Цель: повторить изученное о видах изложений; познакомить учащихся с понятием «изложение с грамматическим заданием»; закрепить на практике. Работать над повышением уровня грамотности учащихся.

Развивать навыки индивидуальной и коллективной работы, навыки устной и письменной речи, чутьё языка.

Воспитывать толерантность, человечность, жертвенность.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: тексты для работы на уроке, задания для работы на уроке, карточки.

Формы и методы: работа в группах, РАФТ-технология, презентация полученного результата; коллективная работа, метод «Микрофон».

Межпредметные связи: литература.

Ход урока

I.Организационный момент.

Задание 1. «Мешочек с секретом».

Учащиеся на уроке будут работать в группах, объединяться в которые они будут, выбрав карточку из мешочка с секретом.

Изначально столы уже расставлены таким образом, чтобы за ними село 3 группы: красные, жёлтые, зелёные. На листочках такого же цвета будут размещены вопросы. То есть, ребёнок попадает в ту группу, карточку которого цвета он выбрал.

Выбрав карточку, ребёнок присаживается вместе с ней за стол. Карточки представляют собой фрагменты пазла, который членам группы предстоит сложить и прочесть то, что там написано.

Собрав пазл, учащиеся получают такие слова:

1 группа – развитие речи;

2 группа – изложение с грамматическим заданием;

3 группа – сжатое, выборочное, подробное, с грамматическим заданием.

Учитель: Объясните, о чём пойдёт речь на уроке, если учесть, что слова, которые сложили группы, являются ключевыми.

Ответ:

1 группа: тема сегодняшнего урока – «Развитие речи».

Учитель: Давайте её запишем в тетради.

2 группа: Будем работать с изложением с грамматическим заданием.

3 группа: Изложения бывают четырёх видов: сжатые, подробные, выборочные, с творческим заданием.

Учитель: Давайте окончательно оформим тему (на слайде появляется полная тема урока).

II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Учитель: Нам необходимо повторить виды изложений. Первое задание: прослушайте внимательно текст.

Текст для работы

КОЕ-ЧТО

«Интересно, что это такое?» — спросил однажды сам себя человек, рассматривая что-то в руке.

«Ты не знаешь, что это такое?» — спросил он другого человека и нетерпеливо дернул его за рукав.

«А?» — спросил он третьего и четвертого.

«Ну что, что это такое?» — возопил человек на весь мир, воздев руку вверх.

«Так и что же такое это?» — хором спросили этого человека все люди. И приготовились жадно слушать.

Но он не знал.

Мораль: если не знаешь, зачем спрашиваешь! (А. Кнышев «Тоже книга»)


Учитель: на ваших партах поданы примеры изложений данного текста. Определите их вид.

Текст №1.

Один человек, не понимая, что у него в руке, стал спрашивать другого, а тот следующего о том, что у него в руке, но никто не знал. Мораль: если не знаешь, зачем спрашиваешь.

Ответ: сжатое изложение.

Текст №2.

«Интересно, что это такое?» - спросил себя человек, рассматривая что-то у себя в руке. «А ты не знаешь?» - спросил он другого человека.

Тот не знал, поэтому спросил у третьего.

Не знал никто, поэтому хором закричали: «Что же это?», когда четвёртый поднял руки в небу и спросил у него. Но и четвёртый не знал.

Мораль: зачем спрашиваешь, если не знаешь.

Ответ: подробное изложение.

Текст №3

Мораль: зачем спрашивать, если не знаешь.

Ответ: выборочное изложение.


III.Мотивация учебной деятельности учащихся


Проблемный вопрос: каким образом, по вашему мнению, можно было ещё выполнить изложение? Какой вид оно могло иметь?

Ответ: можно было передать содержание текста от имени одного из персонажей: первого, второго человека, третьего, четвёртого или того, что было у первого в руке.

Учитель: возможны ли были другие варианты? Давайте на примере нашего следующего текста разберёмся в этом.


IV.Активизация познавательной деятельности учащихся

  1. Каждая группа получает текст и задание к нему:

1 группа – написать изложение от имени больного, лежащего у окна;

2 группа – написать изложение от имени стены;

3 группа – написать изложение от имени паука, живущего в углу палаты на паутине.

  1. Презентация работы группы (один представитель от группы).


Текст для работы


ВЗГЛЯД В ОКНО

В больнице, в двухместной палате, лежали два безнадежных больных. У них были совершенно одинаковые койки, совершенно равные условия… Разница была лишь в том, что один из них мог видеть единственное в палате окно, а другой — нет, зато у него рядом была кнопка вызова медсестры. Шло время, сменялись времена года… Тот, что лежал у окна, рассказывал соседу обо всем, что там видел: что на улице идет дождь, сыплет снег или светит солнце, что деревья то укрыты легким сверкающим кружевом, то подернуты легкой весенней дымкой, то убраны зеленью или прощальным желто-алым нарядом… Что по улице ходят люди, ездят машины… Что там есть МИР. И вот однажды случилось так, что первому, тому, кто лежал у окна, ночью стало плохо. Он просил соседа вызвать медсестру, но тот почему-то этого не сделал. И больной, лежащий у окна, умер. На следующий день в палату привезли другого больного, и старожил попросил, раз уж так получилось, положить его у окна. Его просьбу выполнили — и наконец он увидел… Окно выходило на глухую серую стену, и кроме нее ничего за ним не было видно.

Пример работы первой группы:


Я попал в эту палату, когда моего соседа здесь ещё не было, поэтому меня положили сразу у окна. А потом появился он, такой слабый, совершенно не способный бороться. Мне стало так жаль его. Мы оба были лежачими больными, поэтому, чтобы хоть как-то поддержать его, я стал рассказывать ему, что происходит за окном, хотя видел там только стену. Но я описывал погоду, природу и всё, что мне казалось, происходило за стеной.

Рядом с его кроватью была кнопка для вызова медсестры, но он не понимал, каким богатством он обладал.

А однажды мне стало плохо. Я просил нажать на кнопку и вызвать медсестру, но он почему-то этого не сделал.

Ориентировочные вопросы:

  1. Почему изложение не передано в полном объёме? (Больной умер, поэтому он не знает, что произошло дальше)

  2. Как изменилось видение происходящего, когда вы передали содержание текста от первого лица? (Мы по-другому посмотрели на некоторые вещи)


Пример работы второй группы:

Я – стена. Серая обычная стена у стен больницы. На меня выходит окно. В нём я постоянно вижу одного и того же мужчину, он никогда не встаёт с постели. Он почему-то говорит о том, что видит деревья. Снег, дождь, хотя постоянно видит меня.

Но вот его не видно. На его месте появился другой человек, и он почему-то выглядит растерянным.

Ориентировочные вопросы:

  1. Что изменилось в подаче текста? (Он стал менее эмоциональным)

  2. Чем это можно объяснить? (Стена бездушна, сера, она констатирует факт)


Пример работы третьей группы:


Я – паук, которого случайно не заметили в углу больничной палаты. Я здесь недавно, видел пока только трёх, как они говорят, пациентов, медсестру и врача. Пациенты не ходят, один их них лежал у окна. Он постоянно рассказывал другому пациенту то, чего на самом деле не было. А возле кровати этого второго пациента есть кнопка для вызова медсестры. Когда тому, который у окна, стало плохо, и он попросил нажать на кнопку. Второй этого не сделал. Теперь второго положили у окна, а я познакомился с третьим пациентом.

Ориентировочные вопросы:

  1. В чём состояла сложность выполнения задания? (О пауке в тексте ничего нет, поэтому необходимо было определиться, с какого момента паук в палате, где он сидит, чтобы узнать, что он видит. Так как нужно выполнить подробное изложение, то паук должен был видеть всех, кто находился в палате. Наилучший ракурс – верхний угол напротив окна.)

  2. Зачем нужно было вводить в текст образ паука? (Чтобы объективно отразить ситуацию).

  3. В чём преимущества изложения от имени паука? (Объективность, творческий подход).


Коллективное задание. На столах лежат таблицы, которые нужно заполнить, исходя из услышанного. Кто ещё мог стать героем рассказа?

Таблица для работы

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Кто может раскрыть данную тему

Кому предназначался данный текст?

Жанр, форма повествования.

Тематика текста






Пример заполненной таблицы:

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Кто может раскрыть данную тему

Кому предназначался данный текст?

Жанр, форма повествования.

Тематика текста

Больной у окна

Независимым экспертам

Монолог

Жертвенность во имя жизни

Стена

Стена

Монолог

Констатация факта

Паук

Независимым экспертам

Монолог

Будни в больничной палате

?




?





Ответ: ещё героем рассказа мог стать второй больной, третий больной, медсестра, кровать, кнопка вызова.


Задание «Монолог». Заблаговременно дать задание одному-двум ученикам (один произносит монолог, второй помогает его написать), чтобы они написали и подготовили монолог от имени второго больного, в котором он жалеет о содеянном. Теперь перед классом этот ученик произносит этот монолог. После прослушивания учащиеся должны заполнить ячейки таблицы.

Монолог учащегося:

Мне тяжело. Даже не знаю, с чего начать. Можно было бы сказать, что я ничтожество, но это ничего не значит по сравнению с тем, что я сделал. А ведь я убил его. Убил! И почему? Потому что он мог смотреть в окно, а я нет… Я никогда не мог подумать, что за это можно убить. Но когда ты перестаёшь что-то получать в своей жизни, ты сильнее всего начинаешь это ценить и хотеть это. А мне так хотелось посмотреть в окно! И что?

Я смотрю в него, но раньше, когда я не имел возможности это делать, я видел намного больше… А сейчас я вижу только, что я убийца, и мне нет оправдания.


Задание. Заполните ячейки таблицы:


Роль

Аудитория

Форма

Тема

Кто может раскрыть данную тему

Кому предназначался данный текст?

Жанр, форма повествования.

Тематика текста

Больной у кнопки вызова

1)Ему же, 2)возможно, священнику, 3)Богу

Исповедь

Признание своей вины


Задание «Рейтинг». Составить рейтинг, исходя из содержания текста. Представить результаты работы, аргументировать их.

1 группа – составляет рейтинг «Самый больной персонаж притчи»;

2 группа – составляет рейтинг «Самый бессердечный персонаж притчи»;

3 группа – составляет рейтинг «Самый объективный персонаж притчи».


Место в рейтинге

Самый больной персонаж притчи

Самый бессердечный персонаж притчи

Самый объективный персонаж притчи

1 место

Больной у окна (умер раньше всех)

Больной у кнопки вызова

Паук

2 место

Больной у кнопки

Стена (бездушная)

Стена

3 место

Третий больной

Паук (объективен)

Больной у окна


Примечание: при работе с данным заданием все ответы являются правильными при наличии аргументов. В данном случае поданы возможные ответы.


Задание: «Найди цитату». Даны цитаты. Необходимо выбрать из них одну и ввести её в свой текст. Выбор аргументировать.


  1. Суть жизни – найти самого себя. (Мухаммад Икбал)

  2. Смерть – это стрела, пущенная в тебя, а жизнь – то мгновенье, что она до тебя летит. (Аль-Хусри)

  3. В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ. (Марина Цветаева)

  4. Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна. (Сенека)

  5. Плохо живут те, которые всю жизнь лишь собираются жить. (Публий Сир)


  1. Если человек умер, его нельзя перестать любить, черт возьми. Особенно если он был лучше всех живых, понимаешь? (Джером Девид Селинджер)

  2. Человек умирает тогда, когда умирает последнее воспоминание о нем. (Джоан Роулинг)

  3. Мы были на волосок от жизни! («Бойцовский клуб»)

  4. Не жалей умерших, жалей живых, особенно тех, кто живёт без любви. (Джоан Роулинг)

  5. Обидно… Обидно смотреть, как гибнут люди. Но я ничем не могу помочь. (М.А. Булгаков)

  6. Когда оказываешься перед лицом смерти, по-настоящему начинаешь ценить жизнь. («Леон»)

  7. Человеческое в человеке не убито и никогда не будет убито. (Анатолий Рыбаков)

  8. Прекрасно понимал... Прекрасно осознавал, что, приблизившись к нему, буду убит. (Игра «Судьба»)

  9. Радикальное желание рисковать, жертвовать и страдать – это единственно истинное служение. (Джон Пайпер)
  10. Настоящая Любовь начинается тогда, когда ради нее отдашь все, что имеешь. (Симеон Афонский)


Проблемный вопрос: Как вы думаете, какое отношение к нашей сегодняшней работе имеет цветовая гамма ваших групп: красный, жёлтый, зелёный?

Возможный ответ: Возможно, больные потеряли способность самостоятельно передвигаться в результате автомобильной катастрофы.


V. Рефлексия

Учащиеся отвечают по очереди одной фразой, начиная её определённым образом по формуле.

Формула для ответа:

Я удивился, что…

Я не думал, что…

Я знал, что…

Я узнал, что…

VI.Итог урока/Оценивание


VII.Домашнее задание (одно на выбор):

  1. Написать эссе: «Я – оптимист?»;

  2. Написать свой вариант притчи «Взгляд в окно» (можно вносить все желаемые изменения).

  3. Подобрать 5 примеров из литературы, которые могут иллюстрировать содержание притчи «Взгляд в окно»;

  4. Составить словообразовательную цепочку к слову «жертвенность».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!