Класс: 7.
Тема урока: «Предметы искусства и коллекции в интерьере»
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Цели урока:
Образовательные цели:
Способствовать формированию знаний, умений и навыков учащихся в оформлении помещении, размещении картин и фотографий, коллекции в интерьере. Способствовать запоминанию основной терминологии.
Создание условий для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Развивающие цели:
Способствовать развитию речи учащихся при ответе на вопросы
Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы), композиционных решений
Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Способствовать развитию двигательной сферы
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся при проверке знаний и выполнении практической работы.
Воспитательные цели:
Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экономических и других качеств личности: при выполнении упражнений и практической работы.
Способствовать воспитанию эстетического вкуса, чувства сплоченности и взаимопомощи, ответственности.
Способствовать формированию коммуникативных отношений между учащимися, к продукту своего труда и товарищей, воспитание стремления работать последовательно и аккуратно.
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
Профориентационные цели:
Обобщить у учащихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере: дизайнера, фотографа
Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку
Воспитывать уважение к работающему человеку.
Сформировать представление о профессии дизайнера, фотографа
II. Методическое оснащение урока
Материально-техническая база:
кабинет технологии;
2 ноутбука с необходимой программой
Репродукции известных картин
Примеры интерьерных решений
Дидактическое обеспечение:
презентация «Предметы искусства и коллекции в интерьере»
презентация «Живые картины»
плакаты: Правила техники безопасности
учебно-техническая документация (УТД)
Тип урока: комбинированный (урок приобретения новых знаний, урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок формирования умений и навыков, урок применения знаний на практике).
Методы обучения:
по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; проблемное изложение знаний; исследовательский.
по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский):
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения, трудовые действия), репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению: притча «Все в твоих руках», афоризмы о труде, пословицы о труде, цитаты;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы практического контроля и самоконтроля.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (фронтальные, групповые, индивидуальные)
Планируемые результаты:
Предметные – Учащиеся научатся воссоздавать картины известных художников
Метапредметные (УУД):
Познавательные:
— понятие, владение и ориентация в видах декоративно-прикладного творчества, применять имеющиеся материалы, создавать композиции с хорошим художественно-эстетическим вкусом, оформлять и размещать фотографий, создавать свои «живые картины». Самостоятельный поиск дизайнерского решения по воссозданию картин известных художников
— практическое освоение обучающимися основ проектно - исследовательской деятельности;
— развитие стратегии смыслового чтения и работе с информацией; проработка картин
— практическому освоению методов познания, использование в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе с использованием общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций
2.Регулятивные:
— формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планирование их реализацию, осуществление выбора эффективных путей и средств достижения целей, контролирование и оценивание свои действия как по результату, так и по способу действия, внесение соответствующих коррективых в их выполнение.
3. Коммуникативные:
- формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группе, практическое освоению принципов общения и сотрудничества;
— постановка и решение многообразных коммуникативных задач ;
— действие с учётом позиции другого и умение согласовывать свои действия; установление и поддержка необходимых контактов с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определение цели коммуникации, оценивание ситуации, учитывание намерения и способы коммуникации партнёра, выбор адекватные стратегии коммуникации;
— развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Личностные:
— основ социальных компетенций (уважение к труду других людей, понимание значимость и важности этого труда);— готовности и способности к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации
Ход урока
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Мотивационно-целевой этап | I. Организационный момент Цель этапа: -настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний -создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | необходимо было принести на урок иллюстрационный материал известных картин средство для фотосьемки | Личностные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: |
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: |
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: |
II. Проверка выполнения домашнего задания Цель этапа: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания устранить в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях выяснить степень усвоения заданного на дом материала определить типичные недостатков в знаниях и их причины ликвидировать обнаруженных недочётов | выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще для проверки знаний учащихся использовать формы контроля: тестовый контроль по технологии | Личностные УУД | Осуществляемые действия: |
|
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: |
Познавательные УУД | |
|
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: |
III. Актуализация знаний Цель этапа: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания предъявить задания, близкие жизненному опыту детей зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании |
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: активизация имевшихся ранее знаний активное погружение в тему высказывание различных вариантов решения данной проблемы |
Формируемые способы деятельности: умение слушать в соответствии с целевой установкой принимать и сохранять учебную цель и задачу дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Познавательные УУД | Осуществляемые действия развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности слушают вопросы учителя отвечают на вопросы учителя осуществляют актуализацию личного жизненного опыта |
Формируемые способы деятельности: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов формирование умения выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы формирование умения обобщать и классифицировать по признакам формирование умения находить ответы на вопросы |
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения |
Практический этап | IV. Проблемное изложения нового знания Цель этапа: зафиксировать причину затруднения у учащихся сформулировать и согласовать цели урока организовать уточнение и согласование темы урока организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала организовать фиксацию преодоления затруднения | - задание в группах. Рассмотреть картины известных художников, проанализировать возможность создания фоторемейка в зависимости от одежды, окружающего фона, настроения в картине.
Предлагает обучающимся рассказать, что они знают о видах декоративно-прикладного творчества, как и где они применяются. А, где мы их можем расположить. Тема урока: Предметы искусства и коллекции в интерьере Как называют человека который занимается оформлением интерьера, а именно создания картин Учитель: - Итак, вы сегодня будете в роли дизайнеров, фотографов. А кто знает, чем занимаются дизайнеры?фотографы? – И в каких областях они работают? (класс разбивается на команды) Учитель: В конце XVIII века в России появились и надолго вошли в моду живые картины. Живая картина это статическая мизансцена на тему какого-либо известного живописного полотна. Героев, изображенных на холсте, представляли живые люди, одетые в приблизительно похожие костюмы. Это было такое же домашнее развлечение как игра в шарады, буриме, постановка домашних спектаклей. Хотя декорации и костюмы подбирались из всего, что имелось в доме, тем не менее, картины получались весьма приближенными к оригиналу, узнаваемыми. Ведь главное условие создания "живой картины", чтобы зрители угадали, какая именно картина "ожила". Каждой группе задаются вопросы. Какие картины вызывают у вас интерес? Какое время изображено на картине? Какое настроение вы хотите передать в своей работе? Что необходимо вам для воссоздания картины? Где в интерьере вы бы повесили вашу работу? Кто будет главным действующим лицом? Какие современные элементы можно добавить в фотографию? Определяемся с выбором картины и переходим к воссозданию ее в фотографии Найдите ошибки» Учитель: Но не всегда получается все сразу хорошо, у нас нет здесь фотографов, и поэтому в этих фотографиях были допущены ошибки. Какие? Дается время на обсуждение, после чего представители команд начинают называть по очереди обнаруженные недочеты и дополнения. | Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: самостоятельное определение темы урока осознание целей и задач обучения восприятие, осмысление, запоминание учебного материала осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению |
Формируемые способы деятельности: формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план) формирование умения слушать и понимать других формирование умения формулировать свои мысли в устной форме |
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации развитие умения строить простые рассуждения |
Формируемые способы деятельности: |
V. Первичное закрепление знаний учащихся Цель этапа: зафиксировать алгоритм выполнения организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах) | использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с предложением: дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны. выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями выполнение задания «Проверь себя» - угадают ли одноклассники вашу картину | Личностные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией |
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: |
VI. Физкультминутка | | |
VII. Практическая работа Цель этапа: -тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке -проверить умения работать учащихся по алгоритму организовать самостоятельную работу учащихся -организовать самопроверку самостоятельной работы -организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы | 7.1. Вводный инструктаж учителя: Вопросы: 1)Как вы думаете как правильно передать настроение картины? Как располагать картины в интерьере? Как составить композицию? Проводится оформление работы на компьютерной технике с использованием графической программы. Сопоставление оригинала картины, фотографии и характерный информационный материал. Работа производится в группах. ( в качестве компьютерной техники используются 2 личных ноутбука учителя) 7.3. Текущий инструктаж учителя(проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы): 7.3.1. Формирование новых умений: проверка организованности начала работы учащихся;; соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания; 7.3.2. Усвоение новых знаний: 7.3.3. Целевые обходы: инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом; концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций; оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся; контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения; рациональное использование учебного времени учащимися. 7.4. Заключительный инструктаж учителя: анализ выполнения работы учащимися в группах; разбор типичных ошибок учащихся; вскрытие причин допущенных учащимися ошибок; | Личностные УУД | Осуществляемые действия: проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся восприятие, осмысление, запоминание учебного материала |
Формируемые способы деятельности: |
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: |
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: умение структурировать знания выбор наиболее эффективных способов решения задач установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений выдвижение гипотез; их обоснование |
Рефлексивно-оценочный этап | VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа: | | Познавательные УУД | Осуществляемые действия: отработка алгоритма по изученной теме «Предметы искусства и коллекции в интерьере» - творческая переработка изученной информации - работа в словаре терминов. поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных) поиск в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках) переработка (на основе анализа, на основе синтеза) |
Формируемые способы деятельности: - поиск и выделение информации применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств |
IX. Уборка рабочих мест | | |
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: - организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке - организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока - организовать проведение самооценки учениками работы на уроке по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности | рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся | Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: оценка и самооценка учебной деятельности обобщение и систематизация знаний учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока |
Формируемые способы деятельности: |
Заключение
На уроках технологии я применяю технологии уровневой дифференциации, проектного метода, игровые, информационно- коммуникативные. При Они относятся к личностно- образовательным технологиям легко адаптируются к индивидуальным особенностям учащихся, прививают культуру общения, воспитывают самостоятельность, ответственность, самокритичность.
Моя практика показала, что организация личностно ориентированных уроков приводит к заметным результатам, так как:
- такое построение уроков позволяет учащимся осознать способы получения знаний;
- ученик становится субъектом учебной деятельности, приобретая главное умение – умение самостоятельно учиться;
- личностно ориентированный урок даёт возможность широкого применения групповой и парной форм работы;
- развивает умения учащихся по постановке цели, прогнозированию предстоящей деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексии;
- класс формируется как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную проблему, искать пути её решения;
- такое построение уроков, обеспечивает преемственность начальным общим и основным общим образованием.
Методом проведения тестирования на уроках технологии был определён и зафиксирован рост мотивации учеников.
Методом наблюдения я обнаружила явный прогресс учащихся в умении общаться, анализировать, рефлексировать, оценивать свою работу и работу товарищей. При работе есть стремление сделать задание нетрадиционно, творчески.