Урок
Общая характеристика неметаллов – 9 класс.
Цели урока:
Используя антитезу с металлами, рассмотреть положение неметаллов в периодической системе и особенности строения их атомов.
Повторить понятие аллотропии и кристаллического строения неметаллов, а следовательно, рассмотреть и их физические свойства.
Привести учащихся умению создавать проблемные ситуации и видеть пути их решения.
Научить учащихся критически мыслить.
Развести понятие неметаллы- элементы и неметаллические вещества.
Оборудование:
Образцы неметаллов, простых веществ S, I2, Br2 (в ампуле активированный уголь, пьезозажигалка)
Тексты для работы учащихся
а) вопросы для первого этапа урока «Знаю» (приложение№1)
б) текст для «критического чтения» (приложение №2)
в) текст для стадии «узнал» ( приложение №3)
г) АРМ для демонстрации фрагментов темы «Аллотропия кислорода»
Этапы урока:
I стадия вызова
Записать тему урока
Разделить развернутый лист на три колонки: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал».
Учащиеся читают вопросы и выписывают те понятия, которые знают в 1 колонку
Во вторую колонку - выписывают проблемы, возникающие в ходе ответов на вопросы.
Вопросы (приложение №1)
Что такое химический элемент?
Химический элемент имеет 3 формы существования. Какие?
Какие характеристики вы бы отнесли к понятию атом?
Перечислите характеристики атомов металлов
Перечислите характеристики веществ металлов
Что такое антитеза?
Перечислите характеристики атомов неметаллов
Перечислите характеристики веществ неметаллов
Каких элементов в периодической системе больше: элементов неметаллов или металлов?
Почему простых веществ больше, чем химических элементов, которые их образуют?
II Стадия «Осмысления»
1 Демонстрация фрагментов №1 и №2
« Аллотропия кислорода»
« Аллотропия углерода»
2 Чтение текста с маркировкой: «Знаю»V, «Узнал» +, «Удивило»?
( приложение №2)
Приложение №2
Неметаллы: атомы и простые вещества
Само слово « неметаллы» указывает, что свойства неметаллических элементов и соответствующих им простых веществ противоположны свойствам металлов. Если для металлов характерны сравнительно большие радиусы и небольшое число на внешнем уровне (1е- 3е-) , то атомам неметаллов, наоборот, свойственны небольшие радиусы атомов и число электронов на внешнем уровне от 4 до 8.
Отсюда и строение атомов металлов к отдаче внешних
Электронов, т.е. восстановленные свойства, а для атомов неметаллов строения к приему недостающих до заветной восьмерки электронов, т.е. окисленные свойства.
Среди 119 известных на сегодня химических элементов (из них 88 элементов найдено) к неметаллам относят 22 элемента. Металлы расположены в периодической системе, распределены под диагонально B – At, а неметаллы – по этой диагонали и над ней. Свойства простых веществ, образуемых неметаллами, отличаются большим разнообразием, хотя по сравнению с металлами, неметаллов гораздо меньше, для них трудно выделить общие характерные признаки.
Судите сами: водород Н₂, кислород О₂ и озон О₃, фтор F₂, азот N₂ - газы при обычных условиях, бром – жидкость, бор, углевод (алмаз, графит), кремний, фосфор ( белый, красный), селен, йод I₂ - твердые вещества.
Температура плавления неметаллов также лежат в очень широком интервале: от 38000 0С, у графита до 2100 0С. Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, белый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора.
Эта особенность свойств неметаллов является следствием образования двух типов кристаллических решеток: молекулярной ( О₂, N₂, галогены, белый фосфор) и атомной ( алмаз, графит, кремний, бор). Разные строения кристаллических решеток объясняется явлением аллотропией (вспомнить что это такое).
Например, элемент фосфора образует вещество с молекулярной решеткой – белый фосфор Р₄, и простые вещества с атомной кристаллической решеткой – красный фосфор Р и черный фосфор Р.
3. Демонстрация опыта с пьезозажигалкой вблизи влажной йодокрахмальной бумаги.
III этап. Рефлексия.
1.Учащиеся отвечают на вопросы по второй колонке «Хочу узнать»
2Учащиеся читают текст и вписывают в текст «элемент», «вещество».
Приложение №3
Кислород в природе.
… кислород – самый распространенный на земле. Окружающий нас воздух – атмосфера содержит 23%... кислорода по массе.
Еще больше … кислорода содержится в земной коре – 47% по массе. Так в чрезвычайно распространенном продукте выветривания многих земный пород – глине Н₂О₃*2SiO₂*2H₂O содержатся … кислорода 62%.
В гидросфере – водах океанов, морей … кислорода содержится 89%.
В состав живых организмов входит до 65% ... кислорода.
В лаборатории … кислород получают из воздуха, который представляет собой смесь различных газов; основной компонент в нем … азот - 78% по объему, … кислорода – 21 % по объему.
Основной источник поступления … кислорода в атмосферу – процесс фотосинтеза.
А аллотропными видоизменениями … кислорода является … кислород и …озон.
В отличие от бесцветного … кислорода, не имеющего запаха, озон – это светло-синей газ с сильным запахом. Примесь озона в воздухе, появляется после грозы, дает ощущение приятной свежести, содержащей озон и в воздухе сосновых лесов и морских побережья.
… озон имеет большое значение для сохранения всего живого на нашей планете. Озоновый пояс Земли, расположенный на высоте 20 – 25 км., задерживает губительные ультрафиолетовые лучи, которые разрушительно действуют на клетки живых организмов.
Д/з. О. С. Габриелян. Параграф 15 упражнение 5,6.