СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме неметаллы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока используется при изучении темы неметаллы как обобщающий урок по технологии критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме неметаллы»

Урок

Общая характеристика неметаллов – 9 класс.

Цели урока:

  1. Используя антитезу с металлами, рассмотреть положение неметаллов в периодической системе и особенности строения их атомов.

  2. Повторить понятие аллотропии и кристаллического строения неметаллов, а следовательно, рассмотреть и их физические свойства.

  3. Привести учащихся умению создавать проблемные ситуации и видеть пути их решения.

  4. Научить учащихся критически мыслить.

  5. Развести понятие неметаллы- элементы и неметаллические вещества.



Оборудование:

  1. Образцы неметаллов, простых веществ S, I2, Br2 (в ампуле активированный уголь, пьезозажигалка)

  2. Тексты для работы учащихся

а) вопросы для первого этапа урока «Знаю» (приложение№1)

б) текст для «критического чтения» (приложение №2)

в) текст для стадии «узнал» ( приложение №3)

г) АРМ для демонстрации фрагментов темы «Аллотропия кислорода»

Этапы урока:

I стадия вызова

  1. Записать тему урока

  2. Разделить развернутый лист на три колонки: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал».

  3. Учащиеся читают вопросы и выписывают те понятия, которые знают в 1 колонку

  4. Во вторую колонку - выписывают проблемы, возникающие в ходе ответов на вопросы.



Вопросы (приложение №1)

  • Что такое химический элемент?

  • Химический элемент имеет 3 формы существования. Какие?

  • Какие характеристики вы бы отнесли к понятию атом?

  • Перечислите характеристики атомов металлов

  • Перечислите характеристики веществ металлов

  • Что такое антитеза?

  • Перечислите характеристики атомов неметаллов

  • Перечислите характеристики веществ неметаллов

  • Каких элементов в периодической системе больше: элементов неметаллов или металлов?

  • Почему простых веществ больше, чем химических элементов, которые их образуют?



II Стадия «Осмысления»

1 Демонстрация фрагментов №1 и №2

« Аллотропия кислорода»

« Аллотропия углерода»

2 Чтение текста с маркировкой: «Знаю»V, «Узнал» +, «Удивило»?

( приложение №2)

Приложение №2

Неметаллы: атомы и простые вещества

Само слово « неметаллы» указывает, что свойства неметаллических элементов и соответствующих им простых веществ противоположны свойствам металлов. Если для металлов характерны сравнительно большие радиусы и небольшое число на внешнем уровне (1е--) , то атомам неметаллов, наоборот, свойственны небольшие радиусы атомов и число электронов на внешнем уровне от 4 до 8.

Отсюда и строение атомов металлов к отдаче внешних

Электронов, т.е. восстановленные свойства, а для атомов неметаллов строения к приему недостающих до заветной восьмерки электронов, т.е. окисленные свойства.

Среди 119 известных на сегодня химических элементов (из них 88 элементов найдено) к неметаллам относят 22 элемента. Металлы расположены в периодической системе, распределены под диагонально B – At, а неметаллы – по этой диагонали и над ней. Свойства простых веществ, образуемых неметаллами, отличаются большим разнообразием, хотя по сравнению с металлами, неметаллов гораздо меньше, для них трудно выделить общие характерные признаки.

Судите сами: водород Н₂, кислород О₂ и озон О₃, фтор F₂, азот N₂ - газы при обычных условиях, бром – жидкость, бор, углевод (алмаз, графит), кремний, фосфор ( белый, красный), селен, йод I₂ - твердые вещества.

Температура плавления неметаллов также лежат в очень широком интервале: от 38000 0С, у графита до 2100 0С. Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, белый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора.

Эта особенность свойств неметаллов является следствием образования двух типов кристаллических решеток: молекулярной ( О₂, N₂, галогены, белый фосфор) и атомной ( алмаз, графит, кремний, бор). Разные строения кристаллических решеток объясняется явлением аллотропией (вспомнить что это такое).

Например, элемент фосфора образует вещество с молекулярной решеткой – белый фосфор Р₄, и простые вещества с атомной кристаллической решеткой – красный фосфор Р и черный фосфор Р.

3. Демонстрация опыта с пьезозажигалкой вблизи влажной йодокрахмальной бумаги.



III этап. Рефлексия.

1.Учащиеся отвечают на вопросы по второй колонке «Хочу узнать»

2Учащиеся читают текст и вписывают в текст «элемент», «вещество».

Приложение №3

Кислород в природе.

… кислород – самый распространенный на земле. Окружающий нас воздух – атмосфера содержит 23%... кислорода по массе.

Еще больше … кислорода содержится в земной коре – 47% по массе. Так в чрезвычайно распространенном продукте выветривания многих земный пород – глине Н₂О₃*2SiO₂*2H₂O содержатся … кислорода 62%.

В гидросфере – водах океанов, морей … кислорода содержится 89%.

В состав живых организмов входит до 65% ... кислорода.

В лаборатории … кислород получают из воздуха, который представляет собой смесь различных газов; основной компонент в нем … азот - 78% по объему, … кислорода – 21 % по объему.

Основной источник поступления … кислорода в атмосферу – процесс фотосинтеза.

А аллотропными видоизменениями … кислорода является … кислород и …озон.

В отличие от бесцветного … кислорода, не имеющего запаха, озон – это светло-синей газ с сильным запахом. Примесь озона в воздухе, появляется после грозы, дает ощущение приятной свежести, содержащей озон и в воздухе сосновых лесов и морских побережья.

… озон имеет большое значение для сохранения всего живого на нашей планете. Озоновый пояс Земли, расположенный на высоте 20 – 25 км., задерживает губительные ультрафиолетовые лучи, которые разрушительно действуют на клетки живых организмов.

Д/з. О. С. Габриелян. Параграф 15 упражнение 5,6.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!