СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения", 5 класс, ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"»

Тема урока: Распространенные и нераспространенные предложения.

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок-путешествие

Цель урока: знакомство с понятиями распространённые и нераспространенные предложения, формирование умения отличать распространенные от нераспространённых предложений, умение характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов.

Задачи:

обучающая: организовать работу учащихся по повторению и углублению понятий о главных членах предложения; ввести в активный словарь учащихся термина распространенные и нераспространенные предложения;

развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;

воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; уметь адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; адекватное восприятие оценки учителя; контроль и оценка своих действий.

Познавательные: понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, проведение сравнения и классификации изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; выбор смысловых единиц предложения и установление отношения между ними; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: приобретение опыта работы в группе; умение задавать вопросы, слушать и отвечать, формулирование своей собственной точки зрения, умение высказывать и обосновывать ее.

Предметные: научиться характеризовать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространённые, нераспространённые); анализировать предложения с точки зрения структурной организации.



Ход урока

I. Организационный этап.


Учитель: Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз. (Слайд 1)


Здравствуйте, ребята! Меня зовут Титова Татьяна Сергеевна. Я рада, что сегодня вы мои ученики. Давайте поприветствуем друг друга и проверим, готовы ли вы к уроку.

Учащиеся присаживаются на свои места.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку... («пять»)


Ребята, настроение каково?

Учащиеся показывают свое настроение с помощью жеста.

Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

Давайте откроем рабочие тетради и запишем число. (Слайд 2)

II. Актуализация ранее полученных знаний.

Учитель. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по «Временам года». Мы побываем в гостях у времен года. Помогут нам увидеть красоту и очарование каждого времени года замечательные стихи русских поэтов о природе и знаменитые картины русских художников.


Но чтобы наше путешествие было интересным, нам необходимо собрать в путь багаж из знаний. Для этого я предлагаю вам написать цифровой диктант. На ваших партах лежат карточки с заданием, я буду зачитывать утверждения, если вы со мной согласны рядом ставите 1, если нет – 0.

Я утверждаю, что…

1. Синтаксис изучает правила построения словосочетаний, предложений и текста.

2. Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.

3. На уроке - это словосочетание.

4.  В словосочетании лесные обитатели главное слово - лесные.

5. Грамматическая связь в словосочетании подготовиться к уроку выражена только с помощью окончания.

6. Предложение служит для выражения наших мыслей.

7. Грамматическая основа предложения может состоять только из двух членов предложения – подлежащего и сказуемого.

8. В конце предложения можно поставить только точку.

9. Предложения по цели высказывания могут быть повествовательные, вопросительные и восклицательные.

10. Восклицательными могут быть только повествовательные предложения.


Учитель. Ребята, а теперь давайте проверим наши ответы по эталону. (Слайд 3)


Учащиеся проверяют свои ответы по эталону.

Учитель. Ребята, были ли у вас ошибки? Если да, то какие? Давайте их исправим.

Учащиеся помогают исправить ошибки своим товарищам.

Молодцы! Вы хорошо знаете и помните то, что изучили на предыдущих уроках. Значит, наше путешествие будет интересным и познавательным.

III. Мотивация к учебной деятельности. Постановка проблемы.

Первая станция, на которой мы остановимся, называется «Поэтические строки». (Слайд 4)

Ребята, посмотрите на доску, здесь вы видите предложения. Назовите их грамматическую основу.

Осень! Воздух бодрит. Лёд лежит.

Учащиеся называют грамматическую основу предложений.


Учитель: Дают ли нам эти предложения полно и ярко представить картину осени?

Учащиеся дают свои ответы.


Учитель: Ребята, посмотрите, как преобразил эту картину осени Николай Алексеевич Некрасов.

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит.

Лед неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит. (Слайд 5)

Учитель: Изменилась картина осени? А с помощью чего Некрасов ярче и образнее описывает осень? (Второстепенных членов)


Учащиеся: В первой группе только основа предложения, во второй есть второстепенные члены.


Учитель: Верно, второстепенные члены играют важную роль в предложении, без них мы не могли бы выражать свои мысли и чувства, эмоции по отношению к изображаемым предметам. Таким образом, мы с вами нашли помощников в нашем путешествии по временам года. Это второстепенные члены предложения.

IV. Формулирование темы и цели урока.

Учитель: Исходя из наших рассуждений, давайте попытаемся сформулировать тему нашего урока. Скажите, как можно назвать эти предложения? А эти как мы назовем?

Учащиеся: Распространенные. Нераспространенные.


Учитель: Молодцы! Итак, тема нашего урока … «Распространенные и нераспространенные предложения»? Запишите ее в тетрадь. (Слайд 6)

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и записывают в тетрадь.


Учитель: А какую цель мы с вами поставим на уроке? Для этого я предлагаю вам воспользоваться словами-помощниками:

Познакомиться (с чем?)…

Дать определение (чему?)…

Уметь различать (что?)…

Уметь использовать в речи (что?)… (Слайд 7)


Учащиеся формулируют цели урока.

V. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Учитель: Дайте попытаемся дать свое определение понятиям «распространенные предложения» и «нераспространенные предложения».

Учащиеся пробуют сформулировать определения самостоятельно.


Учитель: А теперь давайте откроем учебник на странице 81 и прочитаем теоретический материал.

Один из учащихся читает теоретический материал вслух.


Учитель: Скажите, ребята, правильно ли мы дали определение понятиям «распространенные предложения» и «нераспространенные предложения»?

Учащиеся: Да.

Учитель: Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие. И прибыли мы на станцию «Картинная галерея». (Слайд 8)

Сейчас мы все вместе окунемся в прекрасный мир тепла и солнечного света. Обратите внимание на экран.

(Слайд 9)

Перед вами известная картина Иссака Ильича Левитана «Июньский день. Лето». Левитан изобразил лесной пейзаж. Русский лес с широкими невытоптанными лугами полевых цветов, с несрубленными высокими деревьями, где полным-полно грибов и ягод. Художник постарался на полотне передать всю радость ликующей природы лета. Природа живет, торопится жить – летняя пора скоротечна, увы.

У вас на столах конверты. В них лежат карточки с заданием, слова для справок. Ваша задача распространить предложения, добавив в них второстепенные члены.

Небо. Стоит берёза. Раскинулось поле. Цветут васильки, ромашки. Виднеется лес.


Слова для справок: одинокая, голубое, полевые, вдали, зелёный, огромный, незрелой ржи, слева, синие, на лугу, справа.


Учитель: Прочтите получившиеся у вас предложения.

Учащиеся по желанию читают получившиеся предложения.


Учитель: Ребята, скажите как называются предложения, которые вы получили на карточках? А те предложения, которые вы сами составили?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Молодцы!

Физминутка.

- Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки…

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.


Учитель: Продолжаем путешествие. Мы прибыли на станцию «Творческая мастерская». (Слайд 10)

Сейчас мы объединимся в группу и побываем в гостя у Русской Сказки. Открываем учебники стр. 81, упр. 176. Ребята, я предлагаю вам описать Волшебный мир Русской сказки. Для этого вам необходимо распространить предложения. На эту работу вам отводится 5 мин. Желаю вам успеха!

Учащиеся выполняют задание в группе.


Учитель: Ребята, давайте послушаем, что у вас получилось.

Один человек от группы зачитывает получившийся текст.

Учитель: Молодцы! Вы составили замечательное описание. Какие члены предложения нам в этом помогли?

VII. Закрепление полученных знаний.

Учитель: Активно работая, мы добрались к самой ответственной станции «Собери пазл». Ваша задача быть внимательными. В конце вас ждет сюрприз! https://learningapps.org/display?v=pu0d4378t18


1.Вчера была гроза.

2.Молнии сверкали.

3.Гремел страшный гром.

4. Сначала на небе появились тучи.

5. Затем ударили первые раскаты грома.

6. Все потемнело.

7. Наступила ночь.

8. Скоро непогода закончилась.

9.Тучи ушли.

10. Выглянуло солнышко.

11. На улице приятно запахло свежестью.

12. На небе появилась радуга.

Учащиеся выбирают цифры и собирают пазл.

Учитель: Молодцы, ребята! Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги нашей работы. Чему вы научились сегодня на уроке? Что-то новое узнали для себя? Все ли нам удалось выполнить?

VIII. Рефлексия.

Учитель: Ребята, обратите внимание на доску. Перед нами дерево Успеха, но оно без листочков. Давайте украсим его листочками.

Кому было все понятно, прикрепляют зеленый листочек.

У кого не все получилось, но он старался – желтый листочек.

Ну , а кто был невнимательным- красный листочек.

Учащиеся прикрепляют листочки к дереву.

Учитель: Сегодня вы прочли строки стихотворений великих русских поэтов, увидели картины знаменитых русских художников. Они воспевали красоту русской природы, которую мы с вами видим каждый день и часто не замечаем ее красоты. Надеюсь, что бережное и внимательное отношение к природе, ваша любознательность и обращение к творениям настоящих мастеров литературы и живописи помогут вам открыть новое и удивительное

в каждом времени года.

Ребята, домашнее задание вы видите на экране. (Слайд 11)

Домашнее задание (на выбор):

1) упр. 175

2) нарисовать любимое время года и составить несколько предложений к рисунку, используя распространенные и нераспространенные предложения.


Спасибо вам большое за урок! (Слайд 12)