СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Синонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Синонимы"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Синонимы"»

Тема: «Синонимы»

Предмет: русский язык

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели:

образовательные: повторить сведения о безударных гласных и способах их проверки;

повторить разбор сложного предложения;

научить находить в тексте синонимы;

развивающие: расширение словарного запаса учащихся за счет употребления

метафор;

умение правильно пользоваться синонимами в речи;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку;

формировать навыки связной речи;

воспитывать активность, желание работать творчески



Современные технологии, используемые на уроке:

Применение ИКТ, технология проблемного обучения, технология критического мышления.



Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Словарь синонимов,

раздаточный материал (карточки).



Демонстрационный материал: презентация к уроку.





Ход урока



  1. Организационный момент:

а) Приветствие

б) Отсутствующие



II. Повторение:

а) Откроем тетради, запишем число.

С каким разделом языка мы знакомимся?

А что такое «лексика»?

Какие значения имеет слово? (грамматическое и лексическое)



б) Сейчас вам будет необходимо определить и записать слово по его лексическому значению (СЛАЙД №1):



1. Аппарат для чистки от пыли помещения или вещей.

2. Женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике. (брошь)

3. Суп со свеклой и другими овощами. (борщ)

4. Палочка из жирового вещества с фитилем внутри, служащая примитивным источником освещения. (свеча)



Объясните орфограммы в этих словах.



в) А какие еще слова мы с вами изучали в разделе «Лексика»?

(однозначные, многозначные и слова с переносным значением)



Найдите среди записанных нами слов многозначное (СЛАЙД №2):



Свеча – источник освещения;

Свеча – в машинах двигатель внутреннего сгорания;

Свеча – медицинский препарат.



Запишите предложение и найдите слова с переносным значением:

Деревья скрыла седина, и наступила тишина.

( скрыла седина; наступила тишина )

А как называются такие выражения в литературе?

А как рождаются метафоры?

( Человек наблюдает окружающий мир, присматривается к предметам. На основе сходства строится сравнение ).



А кто чаще всего в своей речи использует метафоры?

(писатели, поэты)





III. Объяснение нового материала:

а) Ввод в тему:



Прочитайте предложения (СЛАЙД №3):

В лесу мы увидели лося. Сохатый шел вдоль опушки.

Укажите слова, которые обозначают одно и то же. (лось, сохатый)

Почему лося называют сохатый? (СЛАЙД №4)

(рога похожи на соху;

соха – примитивное сельскохозяйственное

орудие для вспахивания земли;

сейчас это слово не употребляется,

является устаревшим).



Какое слово чаще встречается в литературе?



(Лось. Сохатый – употребляется в разговорной речи в

областях Сибири.)

А как называются слова, которые обозначают одно и то же?

б) Объявление темы и целей урока

Запишем тему нашего урока: Синонимы (СЛАЙД №5)

Изучив тему, мы с вами должные будем:

Знать: что такое синонимы, что такое синонимический ряд.

Уметь: находить синонимы в тексте, использовать их в свой речи.

«Син» - (греч.) – одно;

«оним» - имя.



в) Усвоение новой темы:



Запишите слова столбиком (СЛАЙД №6,7).



Определите лексическое значение слов:



лодка

ладья

чёлн

челнок



Слова обозначают одно и то же или нет?



А чем же они отличаются? (оттенками значений)



Сформулируем правило.

Сверимся с учебником.

IV. Закрепление нового материала:

а) Прочитайте задание к упражнению №

Докажите, что мы записали синонимы (СЛАЙД №8).

Соедините линиями синонимы из разных колонок.

Багрянец Своеобразие

Схематизм Высказывание

Несгибаемость Шаблонность

Индивидуальность Стойкость

Текст Скульптор

Абзац Отступ

Ваятель Пурпур

б) Работа с карточками (СЛАЙД №9).

А сейчас я вас попрошу поработать с карточками, прочитать, что там написано.

Реб…тишки п…днимались (на) крутой холм. Подниматься было трудно. Когда поднялись на в…ршину х…лма, сели отдохнуть и полюбова…ся окрес…ными м…стами.

Можем ли мы эту запись назвать текстом? Докажите.

Все ли вам понравилось в тексте? Почему?

Запишите текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами.



Прочитайте текст, который у вас получился.

Какой текст лучше?

Значит, для чего нужны синонимы в речи?



Объясните орфограммы, которые вы вставили на месте пропусков.



Ребята, на уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с еще одним словарем – словарем синонимов (СЛАЙД № 10)



-Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен.

- Найдите слово «ГРОМКИЙ»

-Прочитайте словарную статью.

Учитель:

Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Затем указывается значение, объединяющее слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.

Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.

V. Итог урока:

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Чему научились? (СЛАЙД №11)



Расположите по усилению признака: небольшой, малый, маленький,

крохотный, миниатюрный,

карликовый, крошечный, микроскопический.

VI. Домашнее задание.



VII. Рефлексия:



  1. Употребление синонимов позволяет выразить самые различные оттенки мысли и чувства. Необходимо добиваться точного употребления синонимов в речи, для этого их надо больше знать, надо обогащать свой запас слов.

  2. Закрасьте кружок на полях тетради цветом, соответствующим вашему настроению после сегодняшнего урока.