Водород как химический элемент и как простое вещество.
Учитель химии ГУО «Средняя школа №8 г. Могилева» Ничай В.А.
Цели урока: обеспечить усвоение учащимися понятий: “водород – химический элемент”, “водород – простое вещество”, познакомить нахождением водорода в природе, с физическими свойствами водорода;
показать многообразие окружающего мира на примере распространнения водорода во вселенной водорода
развитие информационной компетентности учащихся - умения извлекать информацию, анализировать, обобщать, сравнивать
Девиз урока: Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно. Д.И.Менделеев. (слайд1)
Ход урока:
Организационный момент :
Мы с вами живем в ХХ 1 веке, в веке передовых технологий, компьютеров и реактивных самолетов. А как вы думаете, сколько тайн скрывает от нас природа, а сколько их было много, много, много лет назад? Давайте посмотрим на девиз нашего урока, о чем он нас говорит? –это тоже пока для вас тайна, которая будет раскрыта к концу нашего урока. Давайте для начала попробуем отгадать загадку (слайд 2)
Я, газ, легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный,
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду! (водород )
Тема урока (слайд 3)
2. Изучение нового материала: (стих слайд 4)
Водород в природе .
Первый я на белом свете:
Во вселенной, на планете.
Превращаюсь в лёгкий гелий,
Зажигаю Солнце в небе.
Гость из космоса пришёл.
В воде приют себе нашёл!
У вас на парте лежит индивидуальная карта учащегося в ней вы сегодня и будите работать
Водород – самый распространенный элемент в космосе. Основная масса звезд и некоторых планет состоит из водорода: Юпитер, Сатурн – 92% Н, 8 % Н е, 0,1 % все остальные химические элементы; водород преимущественно составляет межзвездное вещество.
Водород входит в состав основного вещества Земли – воды. Доля водорода в земной коре составляет около 1% ее массы . (слайд 5)
Однако , роль его в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых составляет около 17% . Множество органических веществ представляют собой соединения водорода с углеродом – нефть, природный газ метан СН 4 и другие органические вещества. Помните! Солнце гигантский атомный реактр. В ходе превращения атомов Н в атомы Не высвобождается колосальная энергия используемая на свет и теплоту
Историческая справка(слайд 6)
Водород был известен ещё в XVI веке Теофрасту Парацельсу (1493-1541)
Его получали Ван-Гельмонт(1577-1644),
Роберт Бойль (1627-1691),
Николя Лемери (1645-1715),
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765),
Джозеф Пристли и др.
(слайд 7)
В 1766 году известный английский ученый Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» действием цинка, железа или олова на разведенную соляную или серную кислоту. Это было совершенно новое вещество, которое хорошо горело и получило название «горючего воздуха».
(слайд 8)
Но лишь в 1787 году Лавуазье доказал, что этот «воздух» входит в состав воды и дал ему название « гидрогениум», т. е. «рождающий воду», «водород».
!!!Химический элемент водород и простое вещество имеют одинаковое название.
Водород как химический элемент .
Вспомнить что такое химический элемент.
Характеристика водорода по периодической системе химических элементов. (слайд 9 )
На Земле атомы водорода соединяются с атомами других элементов, образуя в большинстве случаев сложные вещества (вода, природный газ, нефть) но есть и простое вещество водород.
Водород как простое вещество.
Давайте вспомним что же такое простое вещество
(слайд 11)
Записали в тетради: Водород – простое вещество. (формула – Н2 ). (слайд 12)
Что показывает эта формула? (разбор формулы с учащимися по схеме):
название вещества – водород.
Тип вещества – простое . ( почему? – ответы учащихся) .
Mr (Н2 ) = 2, что это показывает? –
Ответы( Слайд 13)
Устные задачи: Какова масса одного моля водорода? – масса одного моль водорода равна 2 г , а
чему равен объем одного моль водорода? Объем одного моль водорода равен 22,4 л .
Ребята давайте закрепим знания и составим сравнительную таблицу
Водород как простое вещество и как химический элемент (слайд 14,15)
Составление таблицы
Параметры сравнения | Химический элемент | Простое вещество |
Химическая формула | Н | H2 |
Относительная атомная или молекулярная массы | A r(H) = 1 | M r (H2) =2 |
Свойства | Входит в состав простых и сложных веществ. | Обладает набором физических и химических свойств. |
Физкульт минутка (слайд 16)
Ребята:
Кто сегодня вместе со мной на уроке изучает водород, выпрямите спину и расправте плечи
Кто согласен что Аr Н =1 поднимите одну руку
Кто согласен что водород самый распространней элемент в космосе поднимите вторую руку
Кто согласен что в переводе с латинского водород - означает рождающий воду похлопайте в ладоши
Молодцы ребята эти аплодисменты были в вашу честь
Физические свойства ( при обычных условиях): стр. учебника 127– 128 (слайд 17)
Агрегатное состояние-
Цвет-
Запах-
Вкус-
Растворимость в воде-
Температура плавления-
Температура кипения-
Растворимость в воде –
Ответы (Слайд 18)
Просмотр видео опыта (слайд 19)
Сравните молярные массы Н О и воздуха ?????
Интересный факт (слайд 20)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
По чему дирижабли потерпели крах в воздухоплавании – об этом вы узнаете на следующим уроке изучая химические свойства Н
Выходной контроль (слайд 20-21)
Тест выходной контроль
Выполнили? Обменяйтесь пожалуйста с соседом по парте тестами для проверки
Ребята кто выполнил все задания
Кто выполнил меньше трех
Возвращаясь к Девизу урока: Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно. Д.И.Менделеев
Ребята вначале урока мы практически ни чего не знали о водороде , а теперь мы знаем,
1 чем отличается химический элемент водород от простого вещества водород,
2 Распространение водорода в природе
3 Физические свойства водорода
На следующих уроках мы узнаем еще больше и это подтверждает что нет границ нашему познанью
Домашнее задание
Чтобы повторить и закрепить полученный на уроке материал вы дома должны прочитать §25 и выполнить задания на странице 3и5 (_________________________________________________________________________________________________________________)
Рефлексия
У вас на столе лежат цветочки в которых я вас попрошу отразить ваше настроение
Я рада что у всех хорошее настроение заберите его с собой и оно будет сопровождать вас в течении всего дня
Спасибо за урок