СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: «Распространенные и нераспространенные предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знакомство с понятиями распространённые и нераспространенные  предложения, формирование умения отличать распространенные   от нераспространённых предложений, умение характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов,  формирование  ценностного отношения к совместной познавательной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: «Распространенные и нераспространенные предложения»»

07.11Тема «Распространенные и нераспространенные предложения»

Цель урока: знакомство с понятиями распространённые и нераспространенные предложения, формирование умения отличать распространенные от нераспространённых предложений, умение характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности; способствовать нравственно- этическому воспитанию учащихся. 

результаты научатся опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые), получат возможность научиться анализировать предложения с точки зрения структурной организации.

ХОД УРОКА оргмомент

II Актуализация - Запишите предложения под диктовку и выделите в них грамматические основы.

1. Наступила осень. 2. Воздух сегодня свежий 3. Вы сходили в лес?

4. Полюбуйтесь красотой осенних листьев. 5. Красив лес в осеннем уборе!

-Что мы с вами записали? (предложения)

-А что вы можете сказать о предложении? (Все слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически, при помощи предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами, в предложении должна быть грамматическая основа)

Новая тема -Что обязательно должно быть в предложении? (грамматическая основа)

- А что такое грамматическая основа предложения?

- На какие группы делятся предложения по составу грамматической основы? (односоставные и двусоставные)

- Назовите односоставные предложения среди тех, что записаны у вас в тетрадях.

- Назовите группы предложений по цели высказывания. (повествовательные, вопросительные и побудительные)

- Повествовательные предложения. Это какие предложения?

-Вопросительные?

-Побудительные?

- Какие из записанных предложений являются повествовательными? Вопросительными? Побудительными? И почему?

- Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные и невосклицательные)

- Назовите восклицательные предложения среди тех, что записаны на доске.

III Первичное восприятие и усвоение нового теорет. уч. материала.

- Чем первое предложение отличается от всех остальных? (в нем только главные члены предложения)

А в других предложениях что еще есть? (второстепенные предложения)

Вывод: значит, бывают предложения, которые состоят только из главных членов предложения и бывают предложение, которые могут состоять из главных членов и второстепенных.

- Сравните предложения, записанные на доске:

Дует ветер. – Осенью сильно дует ветер.

- Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)

- Какие из этих предложений несут большую информацию? Почему?

Чтение правила на стр.81.

- Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов?

СХЕМА

Как можно сформулировать тему нашего урока? (Нераспространенные и распространенные предложения)

А какие цели мы поставим? (Научиться определять нераспространенные и распространенные предложения)

- Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?

- Приведите примеры нераспространенных предложений.

- Приведите примеры распространенных предложений.

- Сейчас мы выясним, какие члены предложения могут пояснять второстепенные члены.

- Запишите предложение  Яркими листьями украсила щедрая осень лесные поляны.

- Выделите его грамматическую основу. (осень украсила)

- Выпишите все словосочетания из предложения и укажите смысловую связь слов в них.(щедрая осень, украсила листьями, яркими листьями, украсила поляны, лесные поляны)

- От каких членов предложения задавали вопросы?

- Какие члены предложения могут распространять второстепенные члены предложения?

- Дайте полную характеристику предложения. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)

7) Закрепление материала.

Работа в парахРаспространить предложения. (работа в парах: раздаются карточки с записанными предложениями, а затем каждая пара учащихся предлагает свои варианты распространенных предложений)

1. Наступает зима. 2. Идет снег. 3. Лес удивляет.

- Какие предложения по наличию второстепенных членов вы получили на карточках? (нераспространенные)

- Распространите предложения второстепенными членами, запишите их и подчеркните в них грамматические основы.

2. Роль нераспространенных предложений в речи.

- Многие поэты используют в своих стихах нераспространенные предложения. Прочитайте записанные на доске строчки из стихотворения А.Блока. Найдите нераспространенные предложения и докажите свою точку зрения.

Наступает поздний вечер.

Пустеет улица. (нераспространенное)

Тощий бродяга

Сутулится.

Свищет ветер. (нераспространенное)

- Чего достигает поэт, используя нераспространенные предложения? (передает настроение одиночества, делает картину вечера более мрачной, унылой)

Работа в группахВчера была гр..за. Молнии сверкали. Гремел страшный гром. Сначала на небе по…вились тучи. Затем ударили первые раскаты грома. Все пот...мнело. Наступила ночь. Скоро непогода закончилась. Тучи ушли. Выгл…нуло солнышко. На улице приятно запахло свежестью.

Задание: Вставить пропущенные буквы

  1. Выписать: 1 группа – нераспространенные предложения, выделить грамматические основы предложений

2 группа – распространенные предложения, выделить грамматические основы предложений

Рефлексия деятельности

- Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)

- Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)

- Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? Приведите примеры.

- Возникали ли трудности сегодня на уроке?

9) Подведение итогов

(выставление оценок), домашнее задание. П.35, упр.№177

- Ребята, обратите внимание на доску. Перед нами дерево Успеха, но оно без листочков. Давайте украсим его листочками.

- Кому было все понятно, прикрепляют зеленый листочек.

У кого не все получилось, но он старался – желтый листочек.

Ну , а кто был невнимательным- красный листочек.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!