Урок русского языка в 5 классе
Сопроводительная информация
Класс-5
Предмет- русский язык
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»
. Технология критического мышления
Изучение нового материала
Учебник «Русский язык» 5 кл. (под ред. Т.А. Ладыженской)
Цели урока: углубить и расширить знания о собственных и нарицательных именах существительных; отрабатывать орфографическую и пунктуационную грамотность; воспитание учебной активности, формирование уменийсистематизировать полученную информацию.
Ход урока
1.Вызов. Актуализация имеющихся знаний.
Групповая работа. Запись в тетрадях.
1 группа- Ф.И.О. писателей
2 группа- клички животных
3 группа- имена литературных героев
4 группа -географические названия
Подумать над вопросом и обсудить, что объединяет данные группы слов.
-Какие вопросы возникли? (Вопросы появляются на экране)
1) Как называются слова, которые пишутся с большой буквы?
2)Почему некоторые слова пишутся с заглавной буквы?
3)Какие еще группы слов пишутся с большой буквы?
2.Осмысление. Работа с текстом в парах.
Дети читают текст на стр.198 учебника.
-Какую новую информацию вы получили? Сможете ли ответить на поставленные вопросы?
Записать примеры в тетрадь .
Работа с текстом в парах.
К собственным именам существительным принадлежат не только имена, отчества и фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, но и названия исторических событий, название картин, кинофильмов, спектаклей, название предприятий, клички животных. Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия газет, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т.д.не только пишутся с большой буквой, но и заключаются в кавычки. Нарицательные имена существительные служат для названий однородных предметов , действий, явлений и пишутся с маленькой буквы. Собственные имена существительные называют единичные , индивидуальные предметы.
3. Рефлексия
Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
1. Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметы
б) единичные предметы.
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с маленькой буквы
б) с большой буквы
3. Имена нарицательные называют:
а) единичные предметы
б) однородные предметы
4.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров
5.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин
4. Домашнее задание.
Ответить письменно на вопросы: 1) Нужны ли имена собственные? А если бы их не было?. Свой ответ оформить в виде сочинения- рассуждения.
5. Подведение итога. Оформление фишбоуна на доске. Самооценка.