СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 6 классе. Тема: "НЕ с существительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии. Включены следующие задания: словарно-орфографическая работа, синтаксический разбор предложения, комментированное письмо, цифровой диктант, выборочный диктант, творческая работа, тестирование.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 6 классе. Тема: "НЕ с существительными"»

Конспект урока русского языка на тему «Не с существительными». 6 класс

Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.

Планируемые результаты:

Предметные: безошибочно писать существительные с НЕ, правильно пользоваться правилом, определяющим выбор слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме)

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Словарно-орфографическая работа (написано на доске):

По алле.., (не)вежа, врач..м, рож.., плам..нем, (много) задач.., (не)настье, об арми.., пейзаж..м, ц..ркуль. (работают самостоятельно, далее у доски по 1 ученику объясняют орфограммы).

Самопроверка:

«5» - 0 ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок

III. Целеполагание.

- Какую орфограмму вы изучили на предыдущем уроке? (написание НЕ с именами существительными).

- Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (закрепить правописание НЕ с существительными)

-Сформулируйте тему нашего урока. Запишите ее в тетрадь.

IV. Синтаксический разбор предложения.

В лесу по опушкам расцветают нежные незабудки.



V. Этап закрепления учебного материала.

1.Комментированное письмо (упр.335, 4 предложения).

1. Не работа сушит, а забота. 2. Не место красит человека, а человек место. 3. Друзья в несчастье познаются. 4. В осеннее ненастье семь погод на дворе.



2. Цифровой диктант (самопроверка)

Диктуются слова, а учащиеся записывают только цифры. Если НЕ является частью корня - цифра 1, приставкой - цифра 2.

Ненависть к врагунеполадки в работе, мелкие невзгоды, большое несчастье, грубый невежа, сказал неправду, продолжительное ненастье, маленькая неточность, невнимание к ошибкам.

1 правильный ответ – 1б.

«5» - 4-5б. «4» - 3б. «3» - 2б. «2» - 0-1б.

3. Выборочный диктант. Работа по рядам (взаимопроверка).

Задание: выписать словосочетание или предложение, которое относится к вашему заданию:

1 ряд –заменяется синонимом; 2 ряд – без НЕ не употребляется; 3 ряд – имеет противопоставление.

Раскройте скобки.

Проявить (не) внимание; рассказывать (не)былицы; (не)погода задержала, а дела; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; друг (не)ряха; (не)брежность в одежде; (не)работа сушит, а забота.

1 правильный ответ – 1б. «5» - 3б. «4» - 2б. «3» - 1б. «2» - 0б.

4. Творческая работа (самопроверка).

Работа в парах. Соедините первую часть пословицы со второй. Объясните правописание НЕ с существительными.

Ученье без уменья


не закрывай глаза на его (не) достатки.

Признавать достоинства друга,


(не) праздность, а труд.

(Не) былица

на гнилых ногах ходит.

Пишут (не) пером,

(не) польза, а беда.

Мы ценим и

любим

а умом.






1. Ученье без уменья не польза, а беда. 2. Признавать достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки. 3. Небылица на гнилых ногах ходит. 4. Пишут не пером, а умом. 5. Мы ценим и любим не праздность, а труд.

1 правильный ответ – 1б. «5» - 5б. «4» - 4б. «3» - 2-3б. «2» - 1б.

5. Тест PRO- CLASS «НЕ с существительными»

1. В каком слове НЕ является частью корня?

А. несчастье
В. нездоровье
С. неряха

2. В каком слове НЕ является отрицательной частицей?

А. (не)птица
В. (не)приветливость
С. (не)годование

3. НЕ с существительным пишется слитно.

А. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

В. Полная (не)лепица.

С. Причины (не)успеваемости.



4. Укажите предложение, в котором НЕ с существительным пишется раздельно.

А. (Не) другу никто не рад.

В. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. С. (Не) везение преследовало их.


5. В какой строке все существительные с НЕ пишутся слитно?

А. (не)урожай пшеницы; (не) вежливость, а грубость; (не) самостоятельность; крупная (не) удача.

В. (не) ветер воет; сущая (не) правда; (не) видимка; (не) поправимость.

С. (не) образованность; (не) счастье; рассказывать (не) былицы; терпеть (не) взгоды.


6.   Не с существительными пишется раздельно.

А. Учение - красота, а (не)учение - слепота.

В. Сила с (не)правдою не уживаются.

С. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.


7.В какой строке все существительные с НЕ пишутся раздельно?

А. сказать (не) правду; (не) дотрога; это (не) ворон; (не) ожиданность.

В. (не) куст, а с листочками; (не) брежность; (не) урядица; (не) счастье.

С. (не) друг, а враг; (не) пастух; (не) приятель, а знакомый; это (не) зверь.



VI. Домашнее задание.

Дифференцированное задание.

«3» - Упр. 336

«4»- Выписать из дополнительной литературы 3 пословицы на изученное правило.

«5» - Сочинить лингвистическую сказку о данном правиле.

VII. Рефлексия.

- Мне интересно…

- Мне было трудно…

- Мне понравилось