СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока с применением электронных образовательных ресурсов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устное народное творчество

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока с применением электронных образовательных ресурсов»

Класс: 2 -в

Предмет: литературное чтение

Название учебника: Климанова Л. Ф. Литературное чтение , 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . В2 частях – М.: Просвещение,2012

Название раздела, темы в учебнике: « Устное народное творчество». Обобщающий урок.

Тема урока: « Устное народное творчество».

Цели урока:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям устного народного творчества;

- развивать любознательность, смекалку, уметь догадываться, строить предположения, делать выводы, слушать товарищей, работать в группах;

- воспитывать любовь к чтению, к русским народным сказкам, устному народному творчеству, умению любить свою Родину.

Задачи урока:

Образовательные:

- способствовать формированию целостного представления о произведениях устного народного творчества;

- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова;

- способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

Развивающие:

- формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающихся ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;

- воспитания трудолюбия: уважения к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небрежному отношению к результатам труда людей.

Планируемые результаты:

- читать текст осознанно, выразительно, без ошибок;

- составлять синквейн.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- проявлять желание читать произведения устного народного творчества;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к различным видам произведений устного народного творчества.

Регулятивные:

- выполнять задания по алгоритму;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

- подбирать пословицы и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.





























Ход урока

I Мотивация учебной деятельности

-Начнем урок с приветствия. Итак, повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

-Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь.

День сегодня расчудесный

И урок наш интересный.

Потому -что на уроке собрались ученики.

Эти дети не простые

А учёные большие.

Им открыть большую дверцу на уроке предстоит.

В мир чудеснейших познаний

В мир открытий, испытаний

Всех нас манит, как магнит.

Я желаю вам успеха и удачи на пути,

Знания новые найти!

-Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

IV Целеполагание

-Для того, чтобы началось наше путешествие, необходимо открыть тему урока. Открывать будем по одному слову.

- Первый ряд разгадывает первое слово, второй ряд – второе слово, третий ряд – третье слово, используя ключ.

21, 19, 20, 15, 16, 6 15, 1, 18, 16, 5, 15, 16, 6 20, 3, 16, 18, 25, 6, 19, 20, 3, 16

На доске открывается тема урока УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

- Сегодня мы отправимся продолжим путешествие по стране Устное народное творчество.

- Давайте сократим тему урока до начальных букв каждого слова.

- Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке?

- Знаете ли вы, как по-другому называют УНТ?

- Кто поставит цель узнать сегодня на уроке, как по другому называют УНТ?

- Как вы планируете достигнуть поставленных целей?

II Речевая разминка

  1. Дыхательные упражнения

  2. Чтение скороговорки

–К какому жанру относятся строки, которые вы сейчас произносили?

(

скороговорка

это скороговорка)

- Почему скороговорка так названа?

- Для чего придумывали скороговорки?

Учитель открывает на доске слово



Это специально подобранная фраза с трудновыговариваемым подбором звуков, быстро произносимая. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.

III Повторение

-Название какого жанра УНТ встретилось в скороговорке?

У

народная сказка

читель на доске открывает слово



IV Повторение изученного

1. Проверка знаний

- Сейчас мы проверим, внимательно ли вы читали русские народные сказки.

Работа с пультами системы голосования votum

2.

Устное народное творчество- это опыт предшествующих поколений. Оно возникло в глубокой древности, задолго до того, как люди овладели письменной речью. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений.

- Как вы думаете, когда человек впервые знакомится с устным народным творчеством? (предположение учащихся)

- Сейчас вы прослушаете произведение УНТ и скажите, когда человек впервые знакомится с УНТ и как называется этот жанр.



-

колыбельная

С первых дней жизни ребенка, мама поет колыбельную, укладывая спать младенца. Открывается слово

3

потешка

. Дальше, когда ребенок немного подрастет, мамы, или бабушки развивают ребенка с помощью веселых, потешных слов, сопровождая их движениями.

-Как называется этот вид УНТ?

Потешка – веселое произведение устного народного творчества. Потешками потешали,  забавляли детей.

Потешка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные жесты, движения.

– А какими потешками вас забавляли родители? («Ладушки», «Идет коза рогатая..», «Сорока..»)

– Угадайте, какая потешка спряталась за картинками.

V Физминутка

– А вы помните, из чего кашу варят? Давайте проверим, а заодно и отдохнем.

– Если я назову продукт, который нужен для приготовления каши, вы хлопните в ладоши, а если нет, то потопаете.

Сорока-белобока задумала кашу варить, чтобы деток накормить,
На рынок пошла и вот что взяла…
Парное молоко?-----------да!                Масло топлёное? -----------да
Куриное яйцо?------------нет!              Рыбка солёна? --------------нет
Крупа манная?------------да!                Лавровый лист? ------------нет
Капуста кочанная?--------нет!              Китайский рис? ------------да
Соленый огурец?---------нет!               Чернослив да изюм?-------да
Мясной холодец?---------нет!               Перец болгарский? --------нет
Сахар да соль?------------да!                 Соус татарский? -----------нет
Белая фасоль?-------------нет!               Клубничное варенье? -----да

VI работа с учебником

- Поработав с учебником, мы вспомним следующий жанр УНТ

-Откройте учебники на стр.

1.Чтение текста одним учеником



З

загадка

агадки от слова «Гадати» - думать, рассуждать. Загадка-это иносказательное описание предмета или явления.



Я сейчас буду загадывать загадки, а вам нужно будет найти отгадку в классе и глазками показать. Что вы отгадали загадку.

Загадки

Что за чудо башмаки

Не низки, ни высоки,

Змейкой длинные шнурки,

Странной формы каблуки

От носков до пяток сталь

Это что за невидаль? (Коньки)

*************************

Ой! Насыпало снежка

Вывожу коня-дружка

За веревочку-узду

Через двор коня веду

С горки вниз на нем лечу

А назад сама тащу. (Санки)

***************************

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем

Нос приделали и вмиг получился… (Снеговик)

***************************

Есть, ребята у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих,

Что за кони у меня? (Коньки)

*****************************

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке

Все сквозные, вырезные

А возьмешь – вода в руке (Снежинки)



считалка





Считалки- это короткий рифмованный текст, который помогает справедливо распределить роли.

- Давайте в каждой группе с помощью считалки выберем одноклассника, который будет отвечать сегодня за всю группу

пословицы





Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь. По-другому УНТ называют фольклором.

Открывается серцевина цветка

Фольклорные произведения сопровождают человека всю его жизнь.

VII Закрепление изученного

Работа в группах

  1. Правила работы в группах

1.Слушай, что говорят другие.

2.Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

3.Говори спокойно, только по делу.

4.Анализируй свою деятельность.

5.Помогай товарищам, если они об этом просят.

6.Точно выполняй возложенную на тебя роль.



  1. Выполнение заданий по группам

- У каждой группы есть задание:

  • 1 группа Объяснить, почему устное народное творчество так названо

Устное ______________________________________________________________

Народное_____________________________________________________________

Творчество____________________________________________________________

  • 2 группа Составляет пословицы из частей

Один в поле

а имей сто друзей.

Век живи,

торопись делом.

Не спеши языком,

век учись.

Не имей сто рублей,

не воин.



  • 3 группа Написать названия жанров УНТ по определению

  • Песня, которой убаюкивают малыша –

  • Рифмованный текст, который помогает справедливо распределить роли -

  • Фраза с трудновыговариваемым подбором звуков -

  • Иносказательное описание предмета, или явления -

  • Бывает бытовой, волшебной и о животных –

  • Краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл -

  • 4 группа Составить синквейн на тему «Устное народное творчество»

(Что?) Устное народное творчество

(Какое)_____________________ и _______________________

(Что делает?)_________________,____________________._____________________

______________________________________________________________________

По-другому называется____________________________________

VIII Итог урока

- Как вы понимаете слова

Подлинную историю народа нельзя знать, не зная УНТ… От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории.

- От кого зависит, сохранятся ли народные сказки, песни и другие жанры УНТ?

- Что нужно делать, чтобы сохранить фольклор?

IX Рефлексия

Самооценка

-Понравился ли вам урок?

-Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

-Какие трудности вы испытали сегодня на уроке?

- На партах у вас снеговички. Нарисуйте Такую улыбку, которая соответствует вашему настроению

Домашнее задание