Конспект урока по музыке на тему: «Что за прелесть эти сказки»
(4 класс)
Учитель музыки МБОУ «Кугесьский лицей»
Иванова Т.В.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-путешествие.
Задачи:
воспитание любви и интереса к сказочным произведениям в литературе и музыке;
знакомство учащихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А. Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане»);
знакомство с понятием регистр;
понимание выразительности и изобразительности в музыке;
понимание отражения характерных черт русского народа в творчестве профессиональных композиторов;
вызов эмоционального отклика на музыку Н.А. Римского-Корсакова;
развитие творческих способностей и творческой активности учащихся;
адекватная самооценка детьми своей деятельности на уроке.
Музыкальный материал: «Три чуда» из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты), фонограмма песни «Во саду ли в огороде».
Видео материал: мультфильм «Сказка о царе Салтане».
Презентация.
Ход урока
У.: Здравствуйте, ребята! Я хочу начать наш урок со стихов:
«Унылая пора, очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса…»
Кто автор этих строк?
Д.: …
У.: Сегодня мы продолжим разговор о творчестве великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина. Расскажите, что вы знаете о гениальном поэте А.С.Пушкине? Какое время года очень любил поэт?
Д.: Осень.
У.: Верно! Послушайте музыку, узнаете ли вы ее?
(звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского)
Д.: Это «Осенняя песня» П.И.Чайковского.
У.: Как вы думаете, можно ли это произведение назвать лирическим? Почему?
Д.: Можно, слушая его, представляешь картину природы, звучит оно задумчиво, спокойно, тихо, напевно.
У.: Мы выяснили, что значит лирика в поэзии и музыке. Все мы знаем о том, что у Пушкина была няня, Арина Родионовна. Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Арина Родионовна была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни – когда поэт был сослан в ссылку, в село Михайловское. Там, под завывание вьюги, долгими зимними вечерами няня рассказывала Пушкину сказки «В некотором царстве, в некотором государстве…». Пушкин писал брату: «Знаешь ли, мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».
Ребята, кто-то уже понял, о чем пойдет речь, сегодня на уроке?
Д.: О сказках Пушкина.
СЛАЙД 1
У.: Сегодня мы откроем страничку, посвященную сказкам Пушкина, которые вдохновляли композиторов на создание своих прекрасных музыкальных сочинений.
«Что за прелесть эти сказки!» - так называется наша встреча.
У.: Прелесть пушкинских сказок очень умело передал в музыке уже знакомый вам композитор. Он является самым известным композитором-сказочником и композитором-моренистом. Именно этот композитор написал оперу-былину «Садко», с которой мы знакомились в третьем классе, у него двойная фамилия. Кто вспомнил имя композитора?
Д.: Николай Андреевич Римский-Корсаков
СЛАЙД 2
У.: Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…»
Ребята, из какой сказки А.С.Пушкина эти стихи?
Д.: «Сказка о царе Салтане».
У.: Верно! Это одна из любимых сказок Н.А.Римского-Корсакова, ее сюжет он и взял за основу своей оперы, которую так и назвал – «Сказка о царе Салтане».
СЛАЙД 3
Именно с этим музыкальным произведением мы сегодня познакомимся. Мы отправляемся в театр! Но не простой, а музыкальный, ведь мы на уроке музыки. А в музыкальном театре на сцене соединяются несколько видов искусств: музыка, литература, танец, изобразительное искусство.
СЛАЙД 4
« В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая девица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам…»
Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
У.: Ребята, прежде чем мы погрузимся в чарующий мир звуков, ответьте на вопрос: а чем же отличается сказка от других жанров?
Д.: Волшебством.
У.: В сказке мы обязательно столкнемся с чудом, это мы знаем с самого детства, когда мамы читали нам сказки на ночь. Может быть, кто-то помнит, а сколько чудес, которыми удивлял царь Гвидон, было в «Сказке о царе Салтане»?
Д.: Три.
У.: Верно. В симфонической картине «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков отразил волшебство этой сказки. Внимание на экран. Перед вами первое чудо.
(просмотр видео фрагмента)
Д.: Это Белка.
СЛАЙД 5
У.: А как поет Белка?
Д.: Нежно, ласково, высоко.
У.: Ребята, дело в том, что голос или любой музыкальный инструмент звучат в определенном регистре.
СЛАЙД 6
РЕГИСТР – высота музыкальных звуков. Тембр бывает трех видов: высокий, средний и низкий.
(показать на клавиатуре)
У.: В каком регистре поет белочка? Что придает ее характеру, настроению этот регистр?
Д.: Белка поет в высоком регистре. Она маленькая, легкая, юркая, веселая.
У.: Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?
(звучит фрагмент 0:50 мин)
Д.: Легко, отрывисто, подвижно, напевно, широко.
У.: В каком регистре звучала тема белки?
Д.: Тема белки звучала в высоком регистре.
СЛАЙД 7
У.: Именно с помощью тембра Римскому-Корсакову удалось показать яркость и непохожесть чудес в сказке Пушкина. У каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
СЛАЙД 8
А вот и 2-е чудо.
(показывается картина богатырей)
« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»
Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри. Как вы думаете, каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?
Д.: Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.
У.: А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.
(звучит фрагмент)
У.: На что похожа эта музыка? Конечно же, на марш - торжественный, величественный. В каком регистре звучал марш?
Д.: Марш звучал в низком регистре.
У.: Какими предстают перед нами богатыри?
Д.: Сильными, мужественными, храбрыми…
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
У.: Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра.
СЛАЙД 9
У.: Ребята, а кто это перед нами?
Д.: Царевна-Лебедь.
У.: Это последнее третье чудо сказки. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?
Д.: Красивая, волшебная, таинственная…
У.: Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?
Д.: …
У.: А теперь послушайте, как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков.
(звучит фрагмент)
У.: Совпало ли ваше воображение с композиторским?
У.: Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в среднем регистре, в ней слышится привольная русская песня. Как и душа русского человека, она звучит напевно и широко.
Вот и услышали мы все три чуда сказки в представлении Н.А.Римского-Корсакова. А какое чудо из трёх вам больше всего понравилось?
Д:…
У: А какой музыкальный фрагмент вы хотели сыграть, если бы были музыкантами?
Д:…..
У: Давайте изобразим белочку при помощи наших шумовых инструментов.
(ученик раздаёт всем шумовые инструменты)
(дети играют на шумовых инструментах под песню «Во саду ли в огороде»)
Ребята, а давайте подумаем: Зачем нам нужны сказки?
Д.: …
У.: Не смотря на то, что в сказке мы встречаемся с волшебством, она многому может нас научить. Чему же учит нас «Сказка о царе Салтане»?
Д.: …
У.: Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.
СЛАЙД 10-12
У: А с какой песни мы начали урок, ребята?
Д: песня «Сказки гуляют по свету»
У: Давайте попробуем исполнить эту песню, но для начала разогреем наши горлышки.
(распевки)
(дети исполняют песню «Сказки гуляют по свету»)
СЛАЙД 13
(рефлексия)
Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.
СЛАЙД 14
Спасибо за работу на уроке!