СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 8 классе «Зрительный анализатор».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 8 классе «Зрительный анализатор».»

Тема: Зрительный анализатор


Цель урока: сформировать знания учащихся о строении, функциях глаза и его частей, о необходимости соблюдения правил гигиены для сохранения зрения.

Задачи:

Образовательные: усвоение основных понятий темы, закрепить навыки по критическому мышлению, проанализировать и оценить уровень усвоения материала путем фронтального опроса и проверки таблиц

Развивающие: способствовать формированию информационной, коммуникативной компетентности учащихся; развивать самостоятельность при получении новых знаний и умение высказывать свою точку зрения по вопросам данной темы.

Воспитательные: формирование биологического мировоззрения, поддержание познавательного интереса к теме.

Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (презентация).

Оборудование: презентация, модель глаза, иллюстрации учебника

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний и умений учащихся.

3. Изучение нового материала.

Ребята! Мы постоянно получаем информацию из окружающей среды, которая

обрабатывается нервной системой. А какие органы помогают нам получать эту

информацию? (Органы чувств) Какие органы чувств вам известны? С помощью какого органа чувств вы получили наибольшее количество информации? (Зрения).

Объявление темы урока и целеполагание.

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его. Всю информацию о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Первыми принимают на себя воздействие окружающей среды рецепторы – это окончания отростков нервных клеток или специализированные клетки, реагирующие на определенные раздражители. Они располагаются в органах чувств, в коже, слизистых оболочках.

Анализ раздражений начинается уже в рецепторах и рецепторных клетках. Так, рецепторы органа зрения раздражаются только светом, слуха – только звуками. Высшим центром анализа информации об окружающем нас мире является кора больших полушарий. Система, отвечающая за анализ какого-либо вида информации, получила название анализатора.

Анализатор – это система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нем какого-либо вида информации (зрительной, слуховой, обонятельной и т.д.).

Анализатор состоит из периферического отдела (рецепторов), проводникового отдела (нервных путей) и центрального отдела (центров, анализирующих данный вид информации).

Зрительный анализатор

Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Вспомогательный аппарат – это брови, веки и ресницы, слезная железа, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды.

Брови и ресницы защищают глаза от пыли. Кроме того, брови отводят стекающий со лба пот. Все знают, что человек постоянно моргает (2-5 движений веками в 1 мин.). Поверхность глаза в момент моргания смачивается слезной жидкостью, предохраняющей ее от высыхания, заодно при этом очищаясь от пыли. Слезную жидкость вырабатывает слезная железа. Она содержит 99% воды и 1% соли. В сутки выделяется до 1 г слезной жидкости, она собирается во внутреннем углу глаза, а затем попадает в слезные канальцы, которые выводят ее в носовую полость. Если человек плачет, слезная жидкость не успевает уйти по канальцам в носовую полость. Тогда слезы перетекают через нижнее веко и каплями стекают по лицу.


Глазное яблоко располагается в углублении черепа – глазнице (демонстрация модели глаза). Оно имеет шаровидную форму и покрыто тремя оболочками: наружной – фиброзной, средней – сосудистой и внутренней – сетчатой. Фиброзная оболочка подразделяется на заднюю непрозрачную часть – белочную оболочку, или склеру, и переднюю прозрачную – роговицу. Роговица представляет собой выпукло-вогнутую линзу, через которую свет проникает внутрь глаза. Сосудистая оболочка расположена под склерой. Ее передняя часть называется радужкой, в ней содержится пигмент, определяющий цвет глаз. В центре радужной оболочки находится небольшое отверстие – зрачок, который рефлекторно с помощью гладких мышц может расширяться или сужаться, пропуская в глаз необходимое количество света.

Собственно сосудистая оболочка пронизана густой сетью кровеносных сосудов, питающих глазное яблоко.

Непосредственно за зрачком находится двояковыпуклый хрусталик. Он может рефлекторно менять свою кривизну, обеспечивая четкое изображение на сетчатке – внутренней оболочке глаза. В сетчатке располагаются рецепторы : палочки (рецепторы сумеречного света, которые отличают светлое от темного) и колбочки (они обладают меньшей светочувствительностью, но различают цвета). Большинство колбочек размещается на сетчатке напротив зрачка, в желтом пятне. Рядом с этим пятном находится место выхода зрительного нерва, здесь нет рецепторов, поэтому его называют слепым пятном. Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом.

Восприятие зрительных раздражений

Свет попадает в глазное яблоко через зрачок. Хрусталик и стекловидное тело служат для проведения и фокусирования световых лучей на сетчатку. Шесть глазодвигательных мышц обеспечивают такое положение глазного яблока, чтобы изображение предмета попадало бы точно на сетчатку, на ее желтое пятно. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг через ядра среднего мозга и промежуточного мозга – в зрительную зону коры больших полушарий, расположенную в затылочной области. Начавшееся в сетчатке восприятие цвета, формы, освещенности предмета, его деталей, заканчивается анализом в зрительной зоне коры. Здесь собирается вся информация, она расшифровывается и обобщается. В результате этого складывается представление о предмете.


Физкультурная минутка (зрительная гимнастика в стихах)

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!


Нарушение зрения

Зрение людей меняется с возрастом, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. В этом случае расположение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость. Другой дефект зрения – близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы; она развивается после длительного напряжения, неправильного освещения. Близорукость часто возникает у детей школьного возраста из-за неправильного режима труда, плохой освещенности рабочего места. При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой, а при дальнозоркости – позади сетчатки и поэтому воспринимается как расплывчатое. Причиной этих дефектов зрения могут быть и врожденные изменения глазного яблока. Близорукость и дальнозоркость исправляются специально подобранными очками или линзами.


Опыт №1. Определите, какую функцию выполняют веки, слезная железа, брови, ресницы.

Ход: Моргните, пронаблюдайте за движением век, убедитесь, что оба глаза синхронно мигают.

Вывод: слезы выделяются постоянно, они увлажняют и промывают глаза. Брови отводят от глаз пот со лба. Веки и ресницы защищают глаза от пыли и неожиданного яркого света. Выполняют защитную функцию.


Опыт №2. Обнаружение сужения и расширения зрачка.

Ход: Возьмите кусочек черной бумаги с точечным отверстием и посмотрите в него одним глазом. Второй глаз открывайте и закрывайте каждые 2-3 секунды. Объясните, почему отверстие в бумаге то увеличивается, то уменьшается?

Вывод: так как глаза работают парно, а величина зрачка меняется от количества получаемого света, поэтому отверстие в бумаге то увеличивается, то уменьшается.


Опыт №3. Функции палочек и колбочек.

Ход: Возьмите карандаш в красной рубашке. Смотрите прямо перед собой и отводите карандаш в сторону (скашивать глаза на предмет нельзя). Боковым зрением проследите за направлением движения карандаша, пока он не станет серого, черного или белого цвета. Объясните, почему карандаш стал черно-белым и именно в этом месте.

Вывод: по периферии сетчатки преобладают только палочки, а они передают только черно-белое изображение.


Опыт №4. Обнаружение слепого пятна.

Ход: Перед вами находятся листы бумаги с красным и зеленым кругом. Отведите этот лист на расстояние вытянутой руки, закройте левый глаз и смотрите на зеленый кружок. Медленно подведите страницу к лицу, пока красный кружок не исчезнет. Значит, его изображение попало как раз на ту точку, где к задней стенке глаза прикреплен зрительный нерв. Это и есть «слепое пятно» сетчатки глаза.

Вывод: Место выхода зрительного нерва из глаза называется слепым пятном, т.к. здесь нет зрительных рецепторов.

4. Закрепление изученного материала. Тестовые задания:

5. Домашнее задание. Параграф 14, рисунок 51 зарисовать в тетрадь. Модель глаза –по желанию.


«Строение и функции органа зрения».


Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные системы

Брови


Волосы, идущие от внутреннего к внешнему углу глаза

Отводят пот со лба

Веки


Кожные складки с ресницами

Защита глаза, равномерное распределение слезной жидкости

Слезный аппарат

Слезная железа и слезовыводящий канал

Слезы смачивают, очищают, дезинфицируют

Оболочки глаза


Белочная


Склера – плотная непрозрачная ткань белого цвета (толстая, 1 мм, прочная)


Обеспечивает форму глазного яблока и его защиту


Сосудистая



Средняя оболочка (0,2-0,4 мм), обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом

Питание глаза

Сетчатка



Внутренняя оболочка (0,15-0,20 мм) состоит из пигментного слоя и прилегающих к нему фоторецепторных клеток


Пигмент поглощает свет, уменьшает отражение и рассеивание света.

Формируются нервные импульсы под действием света.

Оптическая система

Роговица


Прочная передняя часть белочной оболочки (снабжена чувствительными нервными окончаниями)

Преломляет лучи

Защитные рефлексы (слезотечение, моргание, смыкание век)

Радужная оболочка

Передняя часть сосудистой оболочки

Содержит пигмент, придающий цвет глазу

Зрачок

Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами

Путем расширения и сужения регулирует количество поступающего света

Хрусталик

Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничным телом

Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией (Аккомодация – это настройка глаза на определенное расстояние до фиксируемого объекта, в результате изменения кривизны хрусталика).

Стекловидное тело

Прозрачное студенистое вещество

Заполняет глазное яблоко, преломляет лучи

Световоспринимающая

Фоторецепторы – рецепторы, реагирующие на световые лучи

В сетчатке 2 вида фоторецепторов: палочки (130 млн.) и колбочки (7 млн.)






Слепое пятно – место, откуда выходит зрительный нерв, изображение не воспринимает.

Палочки воспринимают форму, их больше по краям (зрение при слабом освещении), колбочки воспринимают цвет, сосредоточены на задней поверхности глаза против зрачка (образуют желтое пятно).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!