Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Доргелинская СОШ № 1»
Конспект классного часа
Класс: 9
Тема: «Выбор будущей профессии»
Учитель: Койчакаева Ажа Абдуллаевна
Тема: «Выбор будущей профессии»
Цель классного часа:
1. дать учащимся представление об основах профессионального
самоопределения;
2. активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию,
саморазвитию, самообразованию.
Ход классного часа:
1.Организационный момент.
Классный руководитель.
Ребята, хочется, чтобы сегодня все отлично и результативно поработали. Поэтому я попрошу вас разделиться по 5 человек в 5 групп и занять свои места в классе.
2. Информационный блок
Классный руководитель.
Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются?
Любят ли свою работу?
Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Поэтому
сегодня мы продолжим с вами наш разговор о выборе будущей профессии.
Эпиграфом классного часа я выбрала такие слова о труде:
«Истинное сокровище для людей - умение трудиться»
(Эзоп)
«Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия»
(Стендаль)
Поднимите, пожалуйста, руки, кто уже выбрал профессию?
Кто пока не определился?
Кого этот вопрос пока еще не интересует?
А можете ли вы мне ответить, что такое профессия?
Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») – род трудовой
деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок. Как вы думаете, какие факторы могут повлиять на выбор профессии?
(ответы детей)
Давайте вместе рассмотрим эти факторы.
1. Знания о профессиях и их востребованность.
Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеетпредставление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поледля выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы,хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям.
Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться
познакомиться со многими из них.
2. Склонности (интересы, мотивы труда).
Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому,
выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься,что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовыватьдругих людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии,предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).
3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).
Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. Адля этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке,недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух.
Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.
4. Уровень притязаний и самооценка.
Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает,
прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо
занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания -важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.
5. Мнение родителей, семьи.
Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии
старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.
С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие
проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.
6. Мнение сверстников.
Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто
человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.
7. Позиция учителей, профессионалов.
Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных
учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя
может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.
Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и
склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий.
Полезную информацию школьник может получить в районном центре занятости населения. Там также можно пройти тестирование, получить консультацию.
8. Личный профессиональный план (ЛПП).
За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мнеэто нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.
Таким образом, находясь в поисках будущей профессии, нужно обязательно
знать и учитывать все вышеперечисленные факторы.
А). А сейчас проверим вашу эрудицию. Предлагаю вам сыграть в игру
"Профессия на букву». Нужно назвать профессии на определенную букву за 3 минуты. Побеждает команда, которая вспомнит больше профессий. Буквы - К, П,
Э, О, А.
Ответы команд.
Б). В следующем состязании победит та команда, которая первой даст
правильный ответ. Игра "Самая-самая". О какой профессии идёт речь, отгадайте:
- самая сладкая;
- самая денежная;
- самая человечная;
- самая детская;
- самая серьезная.
Подсчитываем очки.
3. Практический блок.
Классный руководитель.
Только что мы наглядно убедились в том, что выбор
профессии не должен быть случайным. А какие условия должны выполняться?
(ответы детей).
Итак, должны выполняться три условия:
Хочу – мои желания
Могу – способности и возможности
Надо – востребованность профессии.
В мире существует более 50 тысяч профессий.
Чтобы выбрать своё дело разумно, нужно для начала
разобраться в своих собственных установках. Сейчас я расскажу об основных
типах профессиональной деятельности человека.
Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова.
Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, Климов делит все профессии на 5 основных типов в зависимости от предмета труда:
• “человек-человек”
• “человек-техника”
• “человек-знаковая система”
• “человек-художественный образ”
• “человек-природа”
Рассмотрим каждый тип профессий.
“человек-человек”
Профессии этого типа требуют умение устанавливать и поддерживать деловыеконтакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других людей,проявлять выдержку, речевые способности.
“человек-техника”
Профессии этого типа предполагают хорошее наглядно-образное мышление,
пространственное представление, техническая осведомленность и
сообразительность, хорошие двигательные навыки, ловкость.
“человек-знаковая система”
Профессии этого типа требуют способность к отвлеченному мышлению,
оперированию числами, длительному и сосредоточенному вниманию,
усидчивость.
“человек-художественный образ”
Профессии этого типа предполагают художественный вкус, высокую
эстетическую чувствительность, богатое и яркое воображение.
“человек-природа”
Профессии этого типа требуют умение менять цели в зависимости от условий, наблюдательность, выносливость, терпеливость к недостатку комфорта в работе, способность ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов.
Итак, мы познакомились со всеми типами профессий, и сейчас можем сыграть в игру «Кто больше знает профессий?»
Работа в группах. Каждая группа получает один из пяти типов профессий и
называет профессии, относящиеся к этому типу.
Примерные ответы детей:
— Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист,парикмахер…
— Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик,
строитель, сантехник, горнорабочий…
— Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус и т. п.
— Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник,поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п.
— Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог,
геолог, охотовед, эколог, мелиоратор…
Классный руководитель.
Совпадение способностей и интересов - это и есть призвание. Человек должен работать не только ради денег, или по привычке, работа должна приносить ему удовольствие.