Формирование естественно-научной грамотности»
Практическая работа: «Разработка заданий по естественно-научной грамотности».
Цель: разработка заданий, направленных на развитие естественнонаучной грамотности обучающихся
Задания 1 группы естественнонаучных умений: научно объяснять явления
Задание 1 группы №1
Рассмотрите фрагмент синоптической карты России. Карта погоды составлена на 7 апреля.
- множественный выбор: В каких из показанных на карте городов в ближайшие дни наиболее вероятно существенное похолодание?(назвать города)
- задания на сопоставления: соотнести определение и характеристики
циклон | -ветра, дующие от центра к краям и отклоняющиеся по часовой стрелке; -характер движения воздуха— нисходящее; -область низкого атмосферного давления; -область высокого атмосферного давления; -характер движения воздуха— восходящее; -ветра, дующие от краев к центру и отклоняющиеся против часовой стрелки. |
антициклон |
- задания на исключение неправильных утверждений:
В каком из высказываний речь идет о циклоне?
а) Давление падало. Небо затянуло густыми облаками, и пошел дождь, продолжавшийся всю ночь.
б) Стрелка барометра установилась на отметке «ясно». Солнце ярко светило весь день, и ничто не спасало от жары.
в) Постоянно дующие с океана ветры способствуют выпадению осадков на острове в течение всего года.
г) Летом над материком устанавливается повышенное давление, поэтому ветры дуют с материка на океан.
Задание 2 группы №1
В книге шведской писательницы С. Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом тролле, который решил: «Построю дом поближе к солнцу, пусть оно меня греет! Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины.- Ну,- думает, - отсюда до Солнца рукой падать!- Ау самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрям, если уж ему что западёт - ничем не выбьешь... Так этот глупый тролль и замерз». Объясните, почему?
-множественный выбор: на вершину какой горы мог взобраться глупый тролль? (варианты ответов: г. Тубкаль, г Костюшко, г.Аконкагуа)
- задания на сопоставления:
Соотнести названные вершины и горные страны, к которым эти вершины относятся:
А) г. Тубкаль | 1. Анды |
Б) г. Костюшко | 2. Атлас |
В) г. Аконкагуа | 3. Большой Водораздельный хребет |
- задания на исключение неправильных утверждений:
Объясните, почему тролль замерз? выберите верное утверждение
А) поверхность суши медленно нагревается и медленно остывает, а поверхность воды быстро нагревается и быстро остывает;
Б) температура воздуха при подъеме на высоту понижается;
В) атмосферное давление при подъеме в горы понижается на 1мм ртутного столба при подъеме на 10,5м;
Г) температура воздуха при подъеме на высоту повышается.
Задание 3 группы №1
В это море не впадает ни одна река. Соленость его крайне высокая – до 40 промилле, а на севере еще больше. Есть у этого моря еще одна особенность. В то время, как в других морях температура воды обычно уменьшается с глубиной, в глубоководных впадинах этого моря ( максимальная глубина его 2500 м ) температура воды достигает + 55 градусов С, а соленость 300 промилле! Кроме того, содержание хлора и брома здесь тоже высокое – близко к их содержанию в глубинах термальных вод земной коры. Своим названием море обязано своеобразной фауне, характерной особенно для прибрежных вод.
- множественный выбор: Назовите море, о котором идет речь?
- задания на сопоставления:
причина высокой солености воды | Море расположено в зоне границ литосферных плит, где через разломы в земной коре могут поступать термальные воды земной коры |
Планктон у побережья моря имеет красный цвет |
Море находится в тропическом климатическом поясе, где наблюдается очень высокая испаряемость |
Чем обусловлено название моря |
Море удалено от океанов, над ним крайне редко выпадают осадки |
- задания на исключение неправильных утверждений
Какие из утверждений про Красное море не верно?
А) Красное море самое большое море в мире;
Б) Суэцкий канал соединяет Красное море с Средиземным;
В) Красное море самое пресное в мире;
Г) Красное море самое глубокое море мира.
Задания 2 группы естественнонаучных умений: интерпретировать научную информацию
Задание 1 группы №2
Из всех обвалов, случившихся в историческое время, самым большим был Усойский; он произошел на Центральном Памире в районе бывшего кишлака Усой. Здесь в ночь с 17 на 18 февраля 1911 года со склонов Музкольского хребта, с высоты около 5000 метров над уровнем моря, обрушилось в долину реки Мургаб фантастическое количество земли и скальных обломков. В том же районе одновременно с обвалом наблюдалось сильное землетрясение.
Когда ученые произвели тщательное обследование местности, где все случилось, и сделали необходимые расчеты, то оказалось, что, во-первых, эпицентр землетрясения совпал с местом обвала и, во-вторых, энергия землетрясения и обвала равны между собой. Значит, обвал был причиной землетрясения.
Но загадкой Усойского обвала долго оставался вопрос о феноменально больших его размерах. До сих пор никто не знает, был ли на земном шаре когда-нибудь в исторические времена подобный обвал.
Лишь после многолетних исследований геологи раскрыли секреты Усойского обвала. Оказалось, что пласты, слагающие склоны гор, наклонены в сторону долины реки Мургаб. Масса завала состояла из более крепких пород, чем те, которые их подстилали. Река Мургаб на протяжении тысячелетий подмыла крутые правые склоны долины, и тем самым связь их с основанием была ослаблена.
Сила удара земли и камней, обрушившихся с большой высоты, была так велика, что породила мощную сейсмическую волну, несколько раз обежавшую вокруг земного шара. Ее зарегистрировали все сейсмические станции мира.
- множественный выбор: На карте отметить места, где возможны обвалы
- задания на сопоставления: сопоставить определение и определение
обвал | скользящее смещение (сползание) масс грунтов и горных пород вниз по склонам гор и оврагов, крутых берегов морей, озер и рек под влиянием силы тяжести |
Оползень | это поток камней, минеральных частиц и обломков горной породы, спускающийся с возвышенностей вследствие бурного таяния снега или продолжительных ливней |
Сель | отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах |
- задания на исключение неправильных утверждений
Природными причинами обвалов могут быть:
А) Воздействие сейсмических толчков;
Б) Неправильное проведение работ при строительстве;
В) Горные разработки;
Г) Увеличение крутизны склона в результате подмыва водой;
Д) Сильные дожди.
Задание 2 группы №2
Природопользование.
Природопользование – это совокупность мер, направленных на удовлетворение потребностей людей за счет использования счет использования ресурсов окружающей среды. Люди, являясь частью природы, используют её дары для удовлетворения собственных потребностей. Зачастую хозяйственная деятельность человека негативно сказывается на окружающей среде и наносит ей непоправимый вред.
Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Рациональное природопользование – это гармоничное взаимодействие человека с природой, подразумевает бережное к ней отношение. Рациональное природопользование основано на умении людей контролировать все этапы и процессы воздействия на окружающую среду, их стремлении сохранить и защитить природные ресурсы, свести к минимуму вероятность возникновения нежелательных последствий от собственных действий. При рациональном использовании природных ресурсов снижается уровень загрязненности окружающей среды, нарушение естественных круговоротов веществ сводится к минимуму. Нерациональное природопользование – это ухудшенное состояние окружающей среды, её необратимые изменения, загрязнение биосферы и другие отрицательные тенденции. Такой подход приводит к нарушению экологического баланса, утрате способности экосистем к саморегуляции и самовоспроизводимости. Интенсивная технология ведения сельского хозяйства включает в себя значительный вклад капитала, труда, а также пестицидов и удобрений для выращивания сельскохозяйственных культур на небольшой территории. Интенсивное сельское хозяйство включает не только садоводство, но и животноводство. Существует много преимуществ и недостатков интенсивного сельского хозяйства. Преимущества включают: 1. Высокий урожай. Такой урожай помогает в снижении цен, связанных с сельскохозяйственной и птицеводческой продукцией. 2. Производство большего количества сельскохозяйственных культур с меньшего земельного участка.
- множественный выбор:
Что является примерами нерационального природопользования:
а) неполное извлечение из добытого сырья всех полезных компонентов;
б) внедрение экологически чистых видов топлива;
в) сброс отходов и сточных вод в реки и моря;
г) вырубка лесов;
д) Продольная распашка склонов;
е) рекультивация земель в местах добычи полезных ископаемых.
- задания на сопоставления:
На протяжении многих лет системы сельского хозяйства диверсифицировались и помогали в увеличении производства урожая. Существуют различные типы систем сельскохозяйственного производства, которые включают в себя экстенсивное и интенсивное сельское хозяйство. Интенсивное сельское хозяйство предполагает производство высокопродуктивных культур на небольшой площади с использованием большого количества удобрений и пестицидов. При рациональном использовании природных ресурсов снижается уровень загрязненности окружающей среды, нарушение естественных круговоротов веществ сводится к минимуму.
Интенсивная технология ведения сельского хозяйства включает в себя значительный вклад капитала, труда, а также пестицидов и удобрений для выращивания сельскохозяйственных культур на небольшой территории.
Интенсивное сельское хозяйство включает не только садоводство, но и животноводство.
Существует много преимуществ интенсивного сельского хозяйства:
1. Высокий урожай. Такой урожай помогает в снижении цен, связанных с сельскохозяйственной и птицеводческой продукцией.
2. Производство большего количества сельскохозяйственных культур с меньшего земельного участка.
Назовите недостатки интенсивного ведения сельского хозяйства?
- задания на исключение неправильных утверждений
Выберите верные утверждения, относящиеся к интенсивному ведению сельского хозяйства:
А) интенсивное ведение домашнего скота: животные живут в небольших вольерах, меньше двигаются и больше спят, что уменьшает потребность в использовании большей энергии, еде и пространстве. Это помогает им наращивать лишнее мясо и жир, тем самым повышая продуктивность мяса и мясных продуктов.
Б) Использование пестицидов убивает полезные растения и полезных насекомых. Химические удобрения и пестициды загрязняют почву, а также источники воды, тем самым негативно влияя на животных, растений и даже людей.
В) Увеличение количества продукции без качественного роста (увеличения урожайности), за счет расширения посевных площадей. Ведение сельского хозяйства без особых капиталовложений на единицу земельной площади, слабое применение техники, плохая обработка земли и, соответственно, низкие урожаи.
Г) Большая часть мяса, молочных продуктов, яиц, фруктов и овощей, доступных в супермаркетах, производятся с помощью интенсивных методов промышленного сельского хозяйства.
Задание 3 группы №2
М.А.Шолохов, советский писатель, обладатель Нобелевской премии в области литературы так описывал эту природную зону:
«Ранней весною, когда сойдет снег и подсохнет полегшая за зиму трава, в … начинаются палы. Потоками струится подгоняемый ветром огонь, жадно пожирает он сухой аржанец, взлетает по высоким будыльям татарника, скользит по бурым верхушкам чернобыла, стелется по низинам... А там, где прошли палы, зловеще чернеет мертвая, обуглившаяся земля. Не гнездует на ней птица, стороною обходит ее зверь, только ветер, крылатый и быстрый, пролетает над нею и далеко разносит сизую и едкую темную пыль»
«Вызрел ковыль. … на многие вёрсты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа».
«А днями – зной, духота, мглистое курево. На выцветшей голубени неба – нещадное солнце, бестучье да коричневые стальные полудужья распростёртых крыльев коршуна. По … слепяще, неотразимо сияет ковыль, дымится бурая, верблюжьей окраски, горячая трава; коршун, кренясь, плывёт в голубом, – внизу, по траве неслышно скользит его огромная тень».
- множественный выбор:
Назовите природную зону?
- задания на сопоставления:
Расположите материки по мере увеличения на них площади степей
(Австралия, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка)
- задания на исключение неправильных утверждений
Выбрать правильные суждения, которые характеризуют природную зону степей.
А) Находится к югу от лесной зоны
Б) Выращивание сельскохозяйственных растений вызывает затруднения.
В) Почвы серо – бурые.
Г) Много болот и мелких речушек.
Д) Испаряемость ниже, чем количество выпавших осадков.
Е) Преобладает травянистая растительность.
Ж) Во время таяния снега случаются наводнения.
З) Здесь довольно тепло: летом температура достигает до +23, зимой от -5 до -18
И) Из животных обитают: тушканчики, полёвки, суслики.
К) Главный земледельческий район России.
Л) Здесь преобладают: умеренный, арктический, а летом и тропический воздух.
М) Почвы чернозёмные.
Задания 3 группы естественнонаучных умений: проводить учебное исследование.
Задание 1 группы №3
Легенда о вожде индейского племени.
Жил один вождь. Однажды, чтобы испытать юношей, он послал их на вершину горы: «Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги», - говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии»
Внимательно прочтите текст и дайте ответ на следующие вопросы:
О вершине какой горы идет речь в легенде? Почему?
Почему вождь решил, что юноша дошёл до вершины горы?
А море, которое он видел, что это?
Перечислите высотные пояса этих гор.
В каких горах будет больше всего природных поясов?
Задание 2 группы №3
Робинзон Крузо возрасте 27 лет потерпел кораблекрушение и 30 сентября 1659 года был выброшен на берег вымышленного необитаемого острова, на котором прожил несколько десятков лет. Робинзон Крузо после кораблекрушения начал вести дневник погоды, в котором были такие записи: «Середина февраля – середина апреля: Дожди. Солнце в зените. Середина апреля – середина августа: Сухо. Солнце передвигается на север. Середина августа – середина октября: Дожди. Солнце в зените. Середина октября – середина февраля: Сухо. Солнце передвигается на юг».
В каком полушарии находится остров, между какими широтами?
Определите, какой тип климата был на острове?