2. Актуализация знаний. | 1.Слово учителя. 2.Чтение стихотворения Ивана Сурикова «Зима». Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… Божьи дни коротки, Солнце светит мало, — Вот пришли морозцы — И зима настала. - Как замечательно автору удалось передать зимнюю картину. Назовите встретившиеся в тексте имена прилагательные. Какие прилагательные вы услышали в тексте? На что они указывают? | - Белый, пушистый, темный. |
3. Целеполагание | О каких прилагательных мы с вами будем говорить? - Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? Чему вы должны научиться на уроке? Сегодня, ребята, мы продолжаем знакомиться с именем прилагательным. А именно с разрядами прилагательного по значению. - Ребята, запишите сегодняшнее число, тему, классная работа. | - о качественных. - научиться определять качественные прилагательные, находить их в тексте, определять роль качественных прилагательных в тексте |
4. Объяснение нового материала. | По значению и форме прилагательные делятся на три разряда К ачественные относительные притяжательные Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества и свойства предмета: по величине (большой, маленький) по возрасту (молодой, старый) по цвету (красный, зеленый) по весу (легкий, тяжелый) по внешнему виду (красивый, высокий) по внутренним качествам (умный, добрый, злой, ленивый) Качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени: красивый-красивее, умный-умнее-умнейший. Качественные имена прилагательные имеют две формы – полную и краткую: далёкий-далек, красивый- красив, умный- умен. Некоторые разряды качественных прилагательных не имеют краткой формы (рад, должен, надобен) Прилагательные в краткой форме изменяются по родам и числам и выполняют роль сказуемого. К качественным прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы: маленький-небольшой, маленький-большой. Чтение параграфа 61 (стр. 21) | |
5.Первичное закрепление . | 1. Продолжите ряд качественных прилагательных, дающих положительную оценку названным лицам, предметам. 1.Девочка – отзывчивая,….. 2. Мама - ласковая,…. 3.Рассказ – увлекательный,….. 2. Работа с текстом. Зимний лес Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой. Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробом. Попробуй разгреби в лесу снег до земли. На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. Все еще зеленеют здесь круг- лые листья грушанки, вереска. Задание. Выпишите из текста словосочетания «качественное прилагательное+ существительное (главное слово) и объясните правописание окончаний имен прилагательных. Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу соседа, поставьте оценку «5» - 6-7 словосочетаний; «4» - 4-5 словосочетаний; «3» - 2-3 словосочетания. | Девочка – отзывчивая, добрая, трудолюбивая, умная, смелая, аккуратная, добросовестная, ловкая, вежливая, веселая. Мама – ласковая, нежная, красивая, заботливая, добрая, выносливая, беспокойная, бодрая, внимательная. Рассказ – увлекательный, интересный, занимательный, юмористический, трогательный, содержательный, замечательный. |
7. Самостоятельная работа | 1.Выпишите качественные прилагательные. Самый первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и легкий., словно на акварельном рисунке. Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые легкие снежинки. Одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, а вот звездочка с лучами. 2. Найдите качественные имена прилагательные, выпишите их вместе с определяемым словом, определите у качественных прилагательных род, падеж, число. Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым мягким снегом. Синели в нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор. Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступенькам. Внизу стояла новенькая сосновая скамейка. Никита осмотрел скамейку и побежал по дороге вдоль сада, к плотине. Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие ветлы, покрытые инеем, — каждая веточка была точно из снега. 3. Продолжите текст по данному началу. Для характеристики 4 персонажей используйте качественные имена прилагательные В русских народных сказках различные животные наделены человеческими качествами. Лиса в сказках ….,…. | 1. Самый первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке. Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые легкие снежинки. Одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, а вот звездочка с лучами. 2.Широкий (м.р.,И.п., ед.ч) двор был весь покрыт сияющим, белым мягким (м.р., Т.п., ед.ч.) снегом. Синели в нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор. Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступенькам. Внизу стояла новенькая сосновая скамейка. Никита осмотрел скамейку и побежал по дороге вдоль сада, к плотине. Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие ветлы, покрытые инеем, — каждая веточка была точно из снега. |