СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально игровой деятельности на занятиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально игровой деятельности на занятиях»

1 слайд

Вашему вниманию представлена курсовая работа по теме: «Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально игровой деятельности на занятиях»

2 слайд

  • Актуальность. Дошкольный возраст-этап психологического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.

  • Актуальность проблемы определила выбор темы исследования: «Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально игровой деятельности на занятиях»

  • Цель исследования - изучить уровень развития чувства ритма у дошкольников, а также разработать занятия, направленные на формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста.

3 слайд

  • Объект исследования – методы развития чувства ритма у дошкольников в музыкально - игровой деятельности на занятии.

  • Предмет исследования - методы формирования чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности на занятиях.

  • Гипотеза исследования: процесс развития чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности будет успешным, если музыкальный руководитель будет активно и целенаправленно применять комплекс адекватных и оптимальных способов (методов, приемов и средств)

4 слайд

Задачи исследования:

  1. Изучить музыкально-педагогическую литературу по проблеме развития чувства ритма у дошкольников в процессе музыкально игровой деятельности.

  2. Изучить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста.

  3. Проанализировать методические приемы использования музыкально-ритмических упражнений и провести экспериментальное исследование особенностей развития чувства ритма дошкольников.

5 слайд

Методологической основой работы являются труды, представленные на экране.

6 слайд

    1. Чувство ритма как базовая музыкальная способность

Музыкальный ритм - одно из самых сложных по организации ритмических образований. Существует узкое и широкое понимание музыкального ритма. Широкое определение музыкального ритма рассматривается как временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и всех других элементов музыкального языка, то есть подчеркивается связь музыкального ритма со всеми другими параметрами музыки.

По Теплову Музыкальные способности – это «индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности»

Музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность. Музыкальность - комплекс способностей человека, который формируется и развивается в процессе музыкальной деятельности.

Музыкально - ритмическое чувство - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Жак Далькроз писал: «Всякий ритм есть движение». Чувство ритма связывают со способностью детально воспринимать и точно воспроизводить систему ритмических связей в музыки.

Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение времен­ных отношений в музыке.

Чувство ритма может формироваться не только в музыкально- ритмических движениях, но и в других видах деятельности, преж­де всего в пении и игре на музыкальных инструментах.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Ритм же — одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание

1.2 Музыкально-игровая деятельность дошкольников на занятиях

Одной из разновидностей активных методов обучения является дидактическая игра. Если рассматривать структуру развёрнутой игровой деятельности, то можно определить её основные компоненты: побудительные — потребности, мотивы, интересы, стремления, определяющие желание ребёнка участвовать в игре; ориентировочные — определяющие выбор средств и способов игровой деятельности; исполнительские — действия, операции, позволяющие реализовать игровую цель; контрольно-оценочные — коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.

К. Тарасова делит музыкально-дидактические игры на:

  1. Сюжетно-ролевые;

  2. Ролевые;

  3. Настольные;

  4. Подвижные.

Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, тембра, динамики и ритма.

Известному педагогу В.А. Сухомлинському принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука - это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию, также они развивают чувства ритма.

Виды пальчиковых игр:

1)      Пальчиковые игры с предметами;

2)      Активные игры со стихотворным сопровождением;

3)      Игры манипуляции;

4)      Пальчиковые кинезиологические игры («гимнастика мозга»);

5)      Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

6)      Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

Музыкальные игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке.



1.3Современная теория и практика(ПО) и практики развития чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности на занятии.

«Подружись с ритмом» интегрированное занятие для детей 5 лет. Автор Татьяна Ивановна Кирсанова, музыкальный руководитель Цель: Подводить детей к осмысленному восприятию ритмической особенностью музыкального языка.

«Пальчиковые игры с пением» Старший дошкольный возраст. Автор статьи Светлана Владимировна Щепихина, музыкальный руководитель. В предлагаемых автором играх дети выполняют те или иные движения в определенной последовательности, одновременно с движением пропевая вместе с педагогом текст.

«Игры на трех ложках»- авторская методика. Автор Людмила Васильевна Гордеева. Авторская программа Л.В. Гордеевой «Озорные ложки» позволяет юным музыкантам освоить уникальную технику игры на трех ложках.



В научной конференции «Современные педагогические технологии», автор Гумановская Елена Алексеевна.

Игра «Сильные  и слабые» Изучаем простые размеры 2/4, 3/4, сильную и слабые доли, учимся отличать их друг от друга.

 Ритмические упражнения. «Уточки»

Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.

Игра с раздаточным материалом «Определи по ритму»

Каждый ребёнок загадывает свой образ: и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

Одной из основных задач в ДОУ (ДОО), является развитие музыкальных способностей детей. Для осуществления этой цели необходимо комплексное воздействие на ребенка основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

7 слайд

Для выявления исходящего уровня чувства музыкального ритма, я провела диагностическое задание. Детям предлагалось сделать пальчиковую гимнастику «Лучик».

В результате констатирующего эксперимента.

Анализ результатов диагностики исходного чувства ритма показал, что детей со средним уровнем развития чувства ритма больше, чем с высоким и низким. Я считаю, что показатели могут быть повышены за счет проводимой работы на музыкальных фронтальных занятиях с детьми данной группы, которая будет описана в следующем параграфе.





8 слайд

На одном из занятий свою работу я продолжила с помощью упражнения «Музыкальные молоточки», автор А.Н. Зимина. Оно развивает не только чувства ритма, но и зрительное и слуховое внимания.

В результате формирующего эксперимента.

На музыкальных занятиях использовались такие методы как: словесный, наглядный, метод уподобления, игровой, но самым продуктивным методом, как было выявлено на протяжении педагогического наблюдения, проявил себя моторно-двигательный. Данный метод оказался более эффективным для развития чувства ритма, сделал процесс воспитания музыки продуктивнее.

Для реализации вышеназванных метод мною были использованы задания:

-с применение музыкальных инструментов;

- с применением танцевальных движений;

- п применением зрительной наглядности.

9 слайд

В ходе контрольного эксперимента для проведения уровня чувства музыкального ритма, я провела аналогичное диагностическое задание: исполнить ритмический рисунок мелодии русской народной песни «Во поле береза стояла» (аудиозапись).

Большее количество детей хорошо справились с этим заданием, они проявили активность и заинтересованность. Однако все также выделялась малая группа детей, которые вели себя пассивно, не хотели выполнять задание либо плохо с ним справлялись.





















4