1 слайд
Вашему вниманию представлена курсовая работа по теме: «Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально игровой деятельности на занятиях»
2 слайд
Актуальность. Дошкольный возраст-этап психологического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.
Актуальность проблемы определила выбор темы исследования: «Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально игровой деятельности на занятиях»
Цель исследования - изучить уровень развития чувства ритма у дошкольников, а также разработать занятия, направленные на формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста.
3 слайд
Объект исследования – методы развития чувства ритма у дошкольников в музыкально - игровой деятельности на занятии.
Предмет исследования - методы формирования чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности на занятиях.
Гипотеза исследования: процесс развития чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности будет успешным, если музыкальный руководитель будет активно и целенаправленно применять комплекс адекватных и оптимальных способов (методов, приемов и средств)
4 слайд
Задачи исследования:
Изучить музыкально-педагогическую литературу по проблеме развития чувства ритма у дошкольников в процессе музыкально игровой деятельности.
Изучить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста.
Проанализировать методические приемы использования музыкально-ритмических упражнений и провести экспериментальное исследование особенностей развития чувства ритма дошкольников.
5 слайд
Методологической основой работы являются труды, представленные на экране.
6 слайд
Чувство ритма как базовая музыкальная способность
Музыкальный ритм - одно из самых сложных по организации ритмических образований. Существует узкое и широкое понимание музыкального ритма. Широкое определение музыкального ритма рассматривается как временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и всех других элементов музыкального языка, то есть подчеркивается связь музыкального ритма со всеми другими параметрами музыки.
По Теплову Музыкальные способности – это «индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности»
Музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность. Музыкальность - комплекс способностей человека, который формируется и развивается в процессе музыкальной деятельности.
Музыкально - ритмическое чувство - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Жак Далькроз писал: «Всякий ритм есть движение». Чувство ритма связывают со способностью детально воспринимать и точно воспроизводить систему ритмических связей в музыки.
Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.
Чувство ритма может формироваться не только в музыкально- ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах.
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Ритм же — одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание
1.2 Музыкально-игровая деятельность дошкольников на занятиях
Одной из разновидностей активных методов обучения является дидактическая игра. Если рассматривать структуру развёрнутой игровой деятельности, то можно определить её основные компоненты: побудительные — потребности, мотивы, интересы, стремления, определяющие желание ребёнка участвовать в игре; ориентировочные — определяющие выбор средств и способов игровой деятельности; исполнительские — действия, операции, позволяющие реализовать игровую цель; контрольно-оценочные — коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
К. Тарасова делит музыкально-дидактические игры на:
Сюжетно-ролевые;
Ролевые;
Настольные;
Подвижные.
Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, тембра, динамики и ритма.
Известному педагогу В.А. Сухомлинському принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука - это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант.
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию, также они развивают чувства ритма.
Виды пальчиковых игр:
1) Пальчиковые игры с предметами;
2) Активные игры со стихотворным сопровождением;
3) Игры манипуляции;
4) Пальчиковые кинезиологические игры («гимнастика мозга»);
5) Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
6) Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Музыкальные игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке.
1.3Современная теория и практика(ПО) и практики развития чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности на занятии.
«Подружись с ритмом» интегрированное занятие для детей 5 лет. Автор Татьяна Ивановна Кирсанова, музыкальный руководитель Цель: Подводить детей к осмысленному восприятию ритмической особенностью музыкального языка.
«Пальчиковые игры с пением» Старший дошкольный возраст. Автор статьи Светлана Владимировна Щепихина, музыкальный руководитель. В предлагаемых автором играх дети выполняют те или иные движения в определенной последовательности, одновременно с движением пропевая вместе с педагогом текст.
«Игры на трех ложках»- авторская методика. Автор Людмила Васильевна Гордеева. Авторская программа Л.В. Гордеевой «Озорные ложки» позволяет юным музыкантам освоить уникальную технику игры на трех ложках.
В научной конференции «Современные педагогические технологии», автор Гумановская Елена Алексеевна.
Игра «Сильные и слабые» Изучаем простые размеры 2/4, 3/4, сильную и слабые доли, учимся отличать их друг от друга.
Ритмические упражнения. «Уточки»
Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.
Игра с раздаточным материалом «Определи по ритму»
Каждый ребёнок загадывает свой образ: и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
Одной из основных задач в ДОУ (ДОО), является развитие музыкальных способностей детей. Для осуществления этой цели необходимо комплексное воздействие на ребенка основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.
7 слайд
Для выявления исходящего уровня чувства музыкального ритма, я провела диагностическое задание. Детям предлагалось сделать пальчиковую гимнастику «Лучик».
В результате констатирующего эксперимента.
Анализ результатов диагностики исходного чувства ритма показал, что детей со средним уровнем развития чувства ритма больше, чем с высоким и низким. Я считаю, что показатели могут быть повышены за счет проводимой работы на музыкальных фронтальных занятиях с детьми данной группы, которая будет описана в следующем параграфе.
8 слайд
На одном из занятий свою работу я продолжила с помощью упражнения «Музыкальные молоточки», автор А.Н. Зимина. Оно развивает не только чувства ритма, но и зрительное и слуховое внимания.
В результате формирующего эксперимента.
На музыкальных занятиях использовались такие методы как: словесный, наглядный, метод уподобления, игровой, но самым продуктивным методом, как было выявлено на протяжении педагогического наблюдения, проявил себя моторно-двигательный. Данный метод оказался более эффективным для развития чувства ритма, сделал процесс воспитания музыки продуктивнее.
Для реализации вышеназванных метод мною были использованы задания:
-с применение музыкальных инструментов;
- с применением танцевальных движений;
- п применением зрительной наглядности.
9 слайд
В ходе контрольного эксперимента для проведения уровня чувства музыкального ритма, я провела аналогичное диагностическое задание: исполнить ритмический рисунок мелодии русской народной песни «Во поле береза стояла» (аудиозапись).
Большее количество детей хорошо справились с этим заданием, они проявили активность и заинтересованность. Однако все также выделялась малая группа детей, которые вели себя пассивно, не хотели выполнять задание либо плохо с ним справлялись.
4