СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие экологической компетентности учащихся при работе с одаренными детьми.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы и методы работы с обучающимися при формировании экологической компетентности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие экологической компетентности учащихся при работе с одаренными детьми.»

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ в РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

Для того чтобы  химическое и биологическое образование стало  развивающим, т.е. нацеленным на создание условий для развития творческих способностей школьника важно показывать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека с природными объектами,  включение   их в такое взаимодействие.  Изучив технологию индивидуального стиля учебной деятельности, технологию сотрудничества, проблемного обучения, критического мышления, проектного обучения,  я поняла, что ни одна теория, изолированно применённая, не решает полностью задачи развивающего обучения и воспитания.

Именно поэтому моя работа – не открытие нового, а разумное сочетание известных педагогических технологий и приёмов, преломленных через деятельностный подход к учению, т. е усвоение знаний через активную познавательную деятельность одаренных детей. В своей работе я хочу  представить оригинальную модель воспитания учащихся природой - создание творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внутреннего творческого потенциала школьника, удовлетворения его эстетических, познавательных и физических потребностей, снятия состояния психологической защиты и нервно-психического напряжения средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях научно-исследовательской деятельности.     
Надеюсь, что моя работа позволит сформировать экологическую компетентность не только одаренных ребят, но и большинства школьников и будет способствовать повышению качества  образования.

«Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне -  и я запомню,

Вовлеки меня - и я научусь»

             Компетенция – это определённая область (сфера) окружающей действительности или    деятельности. Экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности.[1]                  

         Цель работы: создание творческого пространства (образовательной среды) для самореализации  внутреннего творческого потенциала одаренного школьника средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях познавательно - исследовательской деятельности личностно-ориентированного обучения.                                    

 Задачи 1. Формирование интереса к родному краю, осведомленности о его экологических проблемах.

2. Развитие у одаренных учащихся познавательной сферы через формирование психофизиологических свойств. 3. Обучение  одаренных детей получению  знаний с опорой на свои индивидуальные особенности и возможности.

4. Формирование умений и навыков исследовательской и опытнической работы.

5. Формирование основ знаний о том, как люди взаимодействуют с природой.

6.Формирование опыта участия и опыта использования приобретённых знаний и навыков для осуществления  позитивных мероприятий, направленных на решение вопросов и проблем, связанных с охраной окружающей среды.                    

 В нашей школе  в течение ряда лет мы работаем с  детьми по  программе «Одаренные дети». За эти годы сформировалась система работы с ребятами по  выявлению и развитию способностей одаренных учащихся.

Группа ребят, начиная с начальной школы, занимающаяся научно-исследовательской работой,  к 11 классу делает осознанный выбор предмета для итоговой аттестации. Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять, и таким образом мы можем выявить потенциал и работать с одаренными детьми. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и, конечно, учителя. Формирование экологической компетентности через научно-исследовательскую деятельность  одаренных учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется химией и биологией, помочь претворить их планы и мечты,  помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Это возможно сделать в рамках урочной и внеурочной деятельности по учебным предметам - химии и биологии.   При переходе России на модель устойчивого развития, экологическое образование и просвещение населения приобретают приоритетное значение. В своей работе я стараюсь воспитывать у учащихся экологоцентрическое мышление (мышление,  которое позволит уч-ся, человеку, соотносить свою деятельность с активностью окружающей среды), и признание особой социальной ценностью жизнь как таковую, экологические блага и здоровье человека.

Экологическая компетентность

Биология

Химия

 Соблюдение правил поведения в природе, участие в мероприятиях по сохранению естественной природы, понимание последствий деятельности человека в окружающей среде, использование природных ресурсов, оценку влияния собственных поступков на живые организмы и экосистемы, моральную ответственность за сохранение биоразнообразия как основы устойчивости биосферы.

 Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определение возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотное поведение в окружающей среде; критическую оценку достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Описание основных методов и методик, используемых в представляемой работе.                 
     В процессе формирования экологической компетенции одаренных учащихся   при изучении химии и биологии я использую следующие методы обучения:

1). Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором я организую относительно самостоятельную поисковую деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. [3]  При этом структура обучения следующая: создание проблемной ситуации и постановка проблемы; выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких; опытная проверка принятых гипотез;    обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и на практике. Проблемное обучение на уроках биологии и химии для формирования экологической компетентности  провожу через решение экологических задач. Задача – это тренажер мыслительной деятельности. Самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Мой опыт работы  с применением технологии проблемного  обучения на уроках  химии и   биологии показывает,  что она дает положительные результаты, способствует развитию творческой   активности ребят, развитию исследовательских навыков, способности мыслить неординарно.        

 2) Метод проектов я использую на уроках химии и биологии и во внеурочное время для формирования экологической  компетентности.  Использую два вида урочных занятий для организации проектной деятельности. Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы. Оптимально использовать такие уроки 1–2 раза в год по какой-то определенной теме.  Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам экологического содержания – это межпредметные проекты. Проектный урок я использую  на заключительных  уроках при изучении большой темы.          

Например, при изучении  темы «Химическая технология и экология» по химии в 10 классе, дети делали свои проекты: «Атмосфера. Основные загрязнители атмосферы», «Охрана почвы», «Гидросфера. Источники и виды загрязнения воды» -  с использованием программы PowerPoint и представляли проект-презентацию. Пример проектного урока по природоведению при изучении темы в 5 классе «Освоение природы человеком» - групповая работа  учащихся по подготовке своих мини-проектов по темам «Роль современной науки в жизни человека», «Человек – часть природы», «Влияние человека на биосферу». 

   3) Организация научно-исследовательской деятельности осу-ществляется во внеурочное время с использованием индивидуального подхода к одаренным учащимся. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Я провожу исследовательские уроки, на которых одаренные  учащиеся, обобщают результаты своих исследований. Это ведет к пропаганде не только знаний, но  и исследовательской работы. Например, на уроке химии в 9 классе «Природные источники углеводородов»  дети проводят исследование влияния нефтепродуктов на перо птицы. Или на уроке  биологии в 8 классе  «Экологическая безопасность и продукты питания»  ребята проводят исследование продуктов на содержание пищевых добавок.

     

Структура исследовательской деятельности

Структура проектной деятельности

1. Выявить проблему и определить направления исследования

1. Анализ проблемной ситуации и планирование работы

2. Сформировать основные вопросы – определить сферу исследования.

2. Выполнение запланированных действий проектного замысла.

3. Выработка гипотезы.

3. Оценка результатов проекта.

4. Определить методы исследования.

4. Рефлексия индивидуальной деятельности.

5. Проведение экспериментальной работы.

5. Результат способа решения – презентация, альманах  и  др.

6. Сбор и обработка экспериментальных данных.

 

7. Анализ и обобщение результатов исследования.

 

8. Отчет по результатам исследования с использованием презентации.

 

9. Защита научно-исследовательской работы.

 

В научно-исследовательской работе  содержатся обязательные элементы научного исследования – постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы. Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность одаренных учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала.  Результат работы – победы моих ребят с научно-исследовательскими работами в муниципальных, межрегиональных научно-практических НПК.
        В результате моего  опыта работы по развитию  экологической компетентности одаренных учащихся при изучении химии и биологии  делаю следующие выводы:  

1. Необходимость применения проблемного обучения, проектной методики, научно-исследовательской работы  в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности одаренного учащегося, его подготовки к самореализации  в экологической деятельности.                                
  2. Формирование экологической компетентности  находит все более широкое применение при обучении одаренных учащихся химии и биологии.
3. Предложенная модель формирования экологической компетентности ориентирует  не столько на формирование экологических знаний, но и на  развитие субъектного опыта практического участия в улучшении состояния окружающей среды, выявления и содействия решению экологических проблем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!