СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие фонематического слуха на уроках русского языка у обучающихся первого класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения, описанные в статье, помогут развить фонематический слух у ребенка 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического слуха на уроках русского языка у обучающихся первого класса.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА КРИВАНДИНО»

ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ













Доклад по теме:

«Развитие фонематического слуха на уроках русского языка у обучающихся 1 класса.»











Подготовила

учитель начальных классов

Митрофанова Галина Викторовна









МАРТ 2019 год



Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют богатый словарный запас, умеют грамматически верно выстраивать предложения. Но не у всех процесс овладения грамотной речью протекает одинаково. Довольно часто педагоги начальной школы сталкиваются с проблемой низкой успеваемости по русскому языку и чтению у некоторых учащихся, имеющих высокое интеллектуальное развитие.

Чаще всего низкие оценки по русскому языку объясняются либо невнимательностью и рассеянностью ребенка, либо недобросовестным отношением к учебе. Однако, учащиеся не получают своевременно необходимую педагогическую и логопедическую помощь, что приводит к низкой успеваемости по письму и чтению.

Развитый фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы со звуком в слабой позиции. Соответственно, необходимо вести непрерывную работу по формированию фонематического слуха учащихся.

Ещё К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко - слоговое строение слова». То есть для того, чтобы ребёнок усвоил письменную речь, следует обучить его звуковому анализу. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения способом слияния звуков речи в слоги и слова.

Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения.

Неспособность учащихся к письму и чтению, известна под названием дисграфия и дислексия и обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.

Фонематический слух - это «различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений».

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции

В связи с этим, ведущие логопеды рекомендуют учителям включать в уроки русского языка упражнения по развитию фонематического восприятия, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д.

Для того чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке, практикующие логопеды советуют проводить такие упражнения в виде дидактических игр. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

«Под звуковым анализом понимается:

1) определение порядка слогов и звуков в слове,

2) установление различительной роли звука,

3) выделение качественных основных характеристик звука

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Это первая ступень в движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая.



В последние годы наблюдается увеличение количества поступивших в школу первоклассников с несформированным или недостаточно сформированным фонематическим восприятием, всё большее количество младших школьников нуждаются в логопедической помощи, что не всегда возможно.



Упражнения можно использовать на уроках, во время

динамических пауз и в других режимных моментах.

1. ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

1.Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

- Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А

2.Игра « Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

-  Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э].

А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А

3. Игра «Стучалочка».

Звуки я сказать хочу

И по мячику стучу

Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка чёткого произношения гласных

звуков.

Ход игры: Дети садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Учитель произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:

А Э У

АА ЭЭ УУ

ААА ЭЭЭ УУУ

4.Игра «Тихо - громко»

Мы катались по горам

Пели тут и пели там

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Ход игры: Пропевание заданного звука по демонстрации учителя. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.

5. Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.

6.Игра с передачей мяча « Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку

Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.

Например: весна-автобус-слон-нос-сова…

7. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Учитель бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир.

8. Игра с перебрасыванием мяча « Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков – называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Учитель бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

1.«РЫБАЛКА».

Цель. Развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

2.«ТЕЛЕВИЗОР».

Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.

Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов в картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал слово - экран телевизора открывается.

Например: месяц - спрятанное слово

Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

3.«РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ».

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

ХОД ИГРЫ. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их и окошки с прорезями. Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.





4.«СОБЕРИ ЦВЕТОК»

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

5.«НЕЗНАЙКА С КАРМАШКОМ»

Цель: развивать ФФВ, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии .

Ход игры.1 вариант. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

2 вариант. В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме. Количество играющих: один и более человек.

6. «НАЙДИ ОШИБКУ»

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.

7.«СОБЕРИ БУКЕТ»

Цель: развивать фонематический слух, упражнять и дифференциации звуков [Р] -[Л], упражнять детей в различии основных и оттеночных цветов.

Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [Л], а в какую со звуком [Р], голубая - [Л], розовая - [Р]. Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться. Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс поделенный на две команды).



8. «РЕЧЕВОЕ ЛОТО»

Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с данным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

Ход игры. Детям раздают карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «у кого есть это слово?». Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.

9. «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры: Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком, от названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

Например: удочка - уточка мишка-мышка коза - коса

мак-рак трава – дрова кит-кот

кадушка – катушка усы-уши дом-дым

10. « НАЙДИ СЛОВА В СЛОВЕ».

Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов.

Понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

Ход игры. На доске вывешивается слово Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».

11. « МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА»

Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-«) и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица).



12. «ДОПИШИ СЛОВЕЧКО».

Цель: Автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.

Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например: Воробей взлетел повыше.

Видно все с высокой _____(крыши).





Разучивание и чтение стихов и скороговорок с данным звуком.

Скороговорка.

- У ужа - ужата, у ежа – ежата.

Задания на распознавание графического изображения звука (буквы У).

1. Найди все буквы У (по образцу).

У/ П Р О Ш Л У Н Е О У Ы В П Д Л У У Е П Т Б У Ы У В П У Г Р

УУ/ П Р Т И М У У Г О Л Б Ю Д У К Е У У А П Ы Ф О У У А И М Т У У Ш Щ Л Д Ж У У А П Р Т И У У А А М М Р У У В В З З У У А Н У У Р О У У П Р Т И У У К П И У У П О Д Ж Ю Л Ш У У Г О

У/ П Р О Ь Л Б У А П У К Е Н Г Ш У Ц Й Ы У А П Т О У Ж Д Л О У Н Р У Ы Я С И Т У А П Р О Б У П Р Т У У А П И Р Т Ь У Д Ж Ю У А П Р Т И У Б Ь Ю С Е Н У В Ф Й У Ц А П Е У О Р У Щ У Х Э Ж У П Р Ь У Г О Л У Ш Ъ ЗД О Р У К А П И Т У Р Н Б Э Ж Х Н Е К У В Ы Ф Ч Я М У Ц У К У Ц Й Ш У О Р Т И У К Ш Г У Ц Ф У В



2.Из данных слов найдите и подчеркните слова, в которых есть буква У.

уха собака домик проснулись удивление Анастасия Петрушка алфавит аквариум мышка силуэт игрушка карман ручей сорока барсук осьминог звук

Работа в тетради (или на доске).

Напечатай то, что услышишь.

АО   УА   УУА   УОУА

Напечатай без первой буквы.

ОУ   ОА   УАУ   ОУА

Напечатай наоборот.

АУ   ОА   УО

Напечатай всё, кроме У.

УА   АУО   УАУА   ОУУА

5. Напечатай с правой стороны строки 2 буквы – а, с левой – столько же У.

При дальнейшей работе можно использовать и такие упражнения.

1. Обведите кружком звук, дающий мягкость согласного.

- Обведите мягкие согласные зелёным карандашом, твёрдые – синим.

2. Найдите спрятанное слово.

К С Т У П М А М А С И П Т

3. Составьте из букв слова. Каждое слово выделяется другим цветом. Слова может диктовать учитель или же дети составляют их самостоятельно.

Например: сало, рыл,  лиса, мало,  ум, роса, аул, рис, ура, мыло, лира, орлы, Лора, Алла.

4. Прочитайте все строчки и столбики, затем только выделенные.

5. Прочитайте цепочку. Зачеркните каждый второй слог. Оставшиеся слоги соедините дугами и прочитайте слово.

ЖА    БРА    ВО    ВРА    РО    ЗЛО   НОК   ХЛО   

Также система дидактических игр по развитию фонематического слуха у первоклассников направлена на решение следующих задач:

1.компонент фонематического анализа:

  1. Способствовать развитию умения интонационно выделять звуки на фоне слова;

  2. Развивать умение производства элементов фонематического анализа слов;

  3. Способствовать развитию умения производить полный фонематический анализ слов различной длины, различного слогового и морфемного состава;

2.Компонент фонематического синтеза:

  1. Развивать способность учащихся соединять в слова звуки, данные в ненарушенной последовательности;

  2. Способствовать развитию умения учащихся соединять в слова звуки, данные в нарушенной последовательности;

3.Компонент фонематических представлений:

  1. Развитие способности подобрать слова на заданный звук;

  2. Развитие способности подбирать слова с заданным количеством звуков.

По нашему мнению методика развития фонематического слуха у первоклассников посредством дидактических игр должна включать три этапа развития фонематического слуха: первый этап – фонематический анализ, второй этап – фонематический синтез, третий этап – фонематические представления. Для каждого этапа подобраны серии дидактических игр, направленные на развитие каждого компонента фонематического слуха.

Данные этапы могут характеризоваться следующими особенностями: Первый этап – фонематический анализ включает серии дидактических игр, направленные на повышение развития способностей производить фонематический анализ слов, состоящий из трех серий дидактических игр:

I серия включает в себя систему сюжетных, ролевых, а также познавательных игр, направленных на развитие способности выделять звук в составе слова (на материале звуков нарушенных и не нарушенных);

Содержание методики:

«Рассеянный поэт и доверчивый художник».

Цель игры: Способствовать развитию способности выделять звук на фоне слова

Материал: рисунок к шуточному стихотворению

Ход игры:

Учитель:

- Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника

(показывает иллюстрацию). Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому стихотворению:

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

Как вы думаете, что нужно было нарисовать? Какие слова спутал художник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.





«Рыбалка»

Цель игры: Способствовать развитию способности выделять звук на фоне слова

Материал: макет удочки и картинки со скрепками

Ход игры:

Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

«Математическая грамматика».

Цель игры: Способствовать развитию способности выделять звук на фоне слова

Материал: карточки с заданиями

Ход игры:

Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.

Например: с + том – м + лиса – са + ца = (столица)

Задания II серии дидактических игр направлены на развитие способности производства элементов фонематического анализа слов (выделение различных гласных и согласных фонем, занимающих в словах разные позиции);

Содержание методики:

«Проделки Бабы Яги»

Цель : развитие способности определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Материал: Изображение Бабы Яги, Черного Ворона

Жила-была Баба Яга. Она была очень вредной старушкой и однажды заколдовала мудрого ворона, чтобы он не мешал ей делать разные гадости. У ворона пропал голос. Он разучился каркать. Как каркал ворон? Помочь ему можно, если найти звуки и буквы, из которых состоит слово «КАР». Помоги найти звук [К] в предложенных словах. Определи где он стоит: в начале, в середине или в конце слова.

«Отвечай – не торопясь»

Цель: развитие способности определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Материал: таблички подобранных слов и предложений

Ход игры:

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

• Придумай слово, которое начинается на последний звук слова класс.

• Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)

• Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха )

• Какое слово получится, если к слогу зо прибавить один звук? (Зонт, Зоя, Зоопарк)

• Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петушок Петя подарил Павлику пирамидку.)

• Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики)

III серия дидактических игр направлена на развитие способности производить полный фонематический анализ слов различной длины, различного слогового и морфемного состава.

Содержание методики:

«Живые звуки»

Цель. Учить находить место заданного звука в слове.

Ход игры. Игра проводится после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Роль звука выполняют дети, которые по команде педагога должны занять своё место на схеме слова, нарисованной на асфальте.

«Звук на место»

Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование. У педагога- набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).

Ход игры. Педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

«Где наш дом?»

Цель. Развитие фонетического слуха, умения определять количество звуков в слове.

Оборудование. Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3,4 или 5).

Ход игры. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой.

Второй этап направлен на развитие способности учащихся производить фонематический синтез. Эта серия содержала дидактические игры, которые способствовали повышению уровня развития способности учащихся соединять в слова звуки, данные в ненарушенной и нарушенной последовательности.

Содержание методики:

«Буква заблудилась»

Цель игры: развивать способность составлять слова из звуков, данных в нарушенной последовательности

Материал: рисунок с изображением Незнайки и карточки с подобранными буквами

Ход игры:

На магнитной доске расставлен буквы, которые перепутал Незнайка.

Гласные: О С Е М У

Согласные: Н К ИАТ

Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.

«Отгадай слово»

Цель. Формировать навык звукового синтеза.

Оборудование. использовать картинки-подсказки

Ход игры. Педагог произносит слова, называя каждый звук отдельно: [м’], [а], [ч’]. Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется. Дети сами загадывают слова из звуков.



«Лишний звук»

Цель игры: способствовать развитию способности слова из звуков, данных в ненарушенной последовательности

Материал: таблички с подобранными словами

Ход игры:

Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть – гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).

Целью третьего этапа является развитие фонематических представлений учащихся. Серия дидактических игр была направлена на развитие способности подбирать слова на заданные звуки, слова с заданным количеством звуков (на материале звуков, нарушенных и не нарушенных в произношении).

Содержание методики:

«Лучший грибник»

Цель игры: развивать способность подбирать слова на заданный звук

Материал: рисунки корзинок и таблички слов

Ход игры:

У учителя две корзины: в одну складываются грибы-слова, в которых есть буква к , а в другую — буква п. В какой корзине слов больше?

Слова: шампиньон, боровик, опята, мухомор, поганка, лисичка и т.д.

«Лучший капитан»

Цель игры: развивать способность подбирать слова на заданный звук

Материал: рисунок с изображенными берегами и таблички с подобранными словами

Ход игры:

На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут лодки-слова. Слова подбираются на любую тему «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д.

«Придумай слово»

Цель. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.

Ход игры. Проводится, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах. Детям предлагается по уже нарисованной схеме слова придумать свои слова.

Выводы. Представленная методика дидактических игр отражает типологию, ориентированную на развитие фонематического слуха, а также обладает дополнительными возможностями: способствует преодолению трудностей при обучении, с которыми могут столкнуться младшие школьники с недоразвитием фонематического слуха. Также с ее помощью учитель может скорректировать свою работу для улучшения качества усвоения программного материала по русскому языку.

Хотя до школы дети практически овладевают звуковым строем речи, Это не означает, что без специального обучения первоклассники в состоянии разделить слово на слоги, произнести последовательно каждый звук в слове. Необходима целенаправленная работа над формированием у первоклассников перечисленных выше умений, что в свою очередь, предполагает овладение такими умственными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация.