СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование функциональной грамотности - сложный и длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

  Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. Важнейшей задачей каждой школы является формирование грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в школе.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность включает в себя: общую грамотность, информационную и коммуникативную.

Общая грамотность: написание сочинений, рефератов, ответы на вопросы; построение фраз без затруднений; написание заявлений, заполнение каких-либо анкет.

Информационная грамотность: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов.

Коммуникативная грамотность: работа в паре, в группе.

 Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить

функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные

условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве.

Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого

возраста.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений нового знания или эффектного выражения воображения.

Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Учебный год я начинаю с диагностики учебной деятельности учащихся, в

которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности

интеллектуальных умений. Определив учебную работоспособность каждого,

определяются и направления работы с классом в определенной

последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д. для формирования не только коммуникативной компетенции, куда входит овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, формирование умений в области

практического использования языка в процессе речевой деятельности.

На своих уроках использую инновационные педагогические технологии,

которые играют большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления», технологии проектной деятельности, технологии продуктивного чтения, пирамида Блума, приемы работы с текстом, развивающие функциональную грамотность учащихся, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения.

Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения,

помогают добиться глубокого понимания материала.

 Приведу пример развития «креативного мышления» на уроке литературы в 5 классе

Изучая стихотворение  «Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»,  мы проводим игру «Ассоциации».

 Обучающиеся подбирают ассоциации к слову «детство».

Дети с интересом выполняют это задание, записывая ассоциации в виде кластера в тетрадь, а затем озвучивают. Игра вызывает интерес даже тех обучающихся, которые не проявляют активности на уроке.

Игру «Ассоциации» можно проводить, изучая различные темы, т.к. она развивает творческий потенциал, мышление.

 Завершая работу над рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», я задала детям такое домашнее задание:  

Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны.

О чем бы могли вам рассказать Жилин и Костылин? О чем бы вы их спросили?

Выполняя данное задание, у обучающихся развивается воображение. Им нужно вспомнить все события рассказа и выбрать те, которые вызывают у детей наибольший интерес, извлекая информацию из текста.

 При чтении рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» я использую прием «Недописанный тезис». Выполняется с опорой на текст учебника.  

С одной стороны, Бирюк__________________________________________,  но с другой стороны, ______________________________________   , ПОТОМУ ЧТО___________

 Работа с аудиокнигой.

Примеры заданий по работе с аудиокнигой

1. Прослушайте отрывок аудиокниги.

Опишите ваши впечатления. Насколько исполнение аудиозаписи повлияло на ваши впечатления от услышанного?

2. Прослушайте отрывки двух разных аудиозаписей. Сравните стили их исполнения.

Чем, на ваш взгляд, вызваны указанные вами сходства и различия?

В итоге, учащиеся должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи и способностью строить социальные отношения.

 Приёмы, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют

потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному

изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют

мыслительную деятельность учащихся, и в общем способствуют

формированию различных компетенций. Например, развивает умение

воспринимать информацию, способность к рефлексии прием «Знаю – хочу

узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я

знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» —

соотношение старой и новой информации; «Научился» — осознание

результативности деятельности.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы: «Верные – неверные утверждения», «прогнозирование». Используя приём «верные-неверные утверждения»,

предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети

выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто

угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Если современному ребенку непонятно всего одно слово в тексте, и смысл начнет ускользать, то возникает нелюбовь к тексту.

Если обучающийся не умеет читать и не понимает  прочитанного, у него возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у детей возникают учебные затруднения, то откуда в таком случае появится любовь к процессу познания?

Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность — это фундаментальная база функциональной грамотности.

Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и  на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.