М.Б. Снигирева, МБОУ « СОШ №88 с кадетскими классами», (г. Барнаул)
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать читательские навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации. [2].
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Литературное чтение - предмет наиболее важный в начальной школе, так как умеющий внимательно, осознанно читать задания, тексты ученик будет более успешен в освоении учебного материала по другим предметам.
Функциональное чтение – это чтение, целью которого является нахождение той или иной информации для решения конкретных задач. Для достижения данной цели каждый ученик должен овладеть следующими навыками:
-находить нужную информацию в разных источниках;
-понимать прочитанное;
-уметь работать с полученной информацией (ответ на вопросы, нахождение главной мысли, составление плана прочитанного и т.д.)
-уметь оценивать свою деятельность. [1].
Упражнения для совершенствования навыков функционального чтения:
-Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова.
- Чтение только второй половины слов. При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя. Это приводит к резкому уменьшению исключительно распространенных ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.
- Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. Чистый лист накладывается на текст так, чтоб верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Это упражнение формирует сильную игровую мотивацию, требующую быстрого прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов.
-Поиск в тексте заданных слов. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память.
- Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв. Это упражнение развивает способность одновременно сочетать выдвижение смысловых гипотез о читаемом слове с его строгим побуквенным анализом.
- Чтение текста через слово. Это упражнение усиливает произвольное внимание в процессе чтения, способствует развитию глазодвигательной активности.
- Быстрое многократное произнесение предложений. Это упражнение развивает и тренирует речедвигательные операции чтения.
Упражнения для развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения:
- Разделить сплошной текст на слова.
-Переставить буквы местами так, чтобы получились слова.
- Чтение перевернутого текста.
-Чтение текста с пропущенными словами.
-Чтение текста с закрытыми буквами.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям:
-найти в тексте слова, написание которых отличается одной-двумя буквами;
- чтение слов с одинаковыми окончаниями;
- найти спрятавшиеся слова в слове;
-найти слова с твердыми или мягкими согласными;
- чтение слов с общим корнем, но по-разному оканчивающихся;
- восстанови слова, добавь гласные буквы;
- образование анаграмм ( ачтпо-почта);
- чтение трудных слов по слогам.
Виды работ для увеличения скорости чтения:
-многократное чтение;
- выразительное чтение знакомой части текста;
- буксир (учитель читает вслух текст, а дети одновременно про себя);
- чтение под стук;
-«горочка» (чтение каждой строки медленно – быстро – медленно);
-«серединка» (чтение текста, закрытого линейкой посередине);
- громко – тихо.
Виды работ для совершенствования навыков функционального чтения:
-Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником.
- Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися.
- Первичное чтение всеми учениками «про себя».
-Самостоятельное чтение с конкретным заданием.
-Чтение, деление на части. Составление плана.
-Чтение по готовому плану.
-Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома.
-Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения и слова, которые можно опустить) Подготовка к сжатому пересказу.
-Чтение цепочкой по предложению.
-Чтение цепочкой по абзацу.
-Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.
-Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
-Чтение, ответы на вопросы.
-Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
-Нахождение по данному началу или концу предложения.
-Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу.
-Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.
-Чтение по ролям.
-Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов.
Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации.
Формирование навыков чтения - одна из самых сложных задач. Именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. [3].
Литература
1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
2. Тунгускова, С.Г. Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе // http://www.myshared.ru/slide/536583/ - 2013. – 7с.
3. Формирование читательской грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие (В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова) http://www.zavuch.info/uploads/methodlib/2010/