СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать читательские навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения»

М.Б. Снигирева, МБОУ « СОШ №88 с кадетскими классами», (г. Барнаул)

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


Функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать читательские навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации. [2].

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Литературное чтение - предмет наиболее важный в начальной школе, так как умеющий внимательно, осознанно читать задания, тексты ученик будет более успешен в освоении учебного материала по другим предметам.

Функциональное чтение – это чтение, целью которого является нахождение той или иной информации для решения конкретных задач. Для достижения данной цели каждый ученик должен овладеть следующими навыками:

-находить нужную информацию в разных источниках;

-понимать прочитанное;

-уметь работать с полученной информацией (ответ на вопросы, нахождение главной мысли, составление плана прочитанного и т.д.)

-уметь оценивать свою деятельность. [1].

Упражнения для совершенствования навыков функционального чтения:

-Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова.

- Чтение только второй половины слов. При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя. Это приводит к резкому уменьшению исключительно распространенных ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.

- Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. Чистый лист накладывается на текст так, чтоб верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Это упражнение формирует сильную игровую мотивацию, требующую быстрого прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов.

-Поиск в тексте заданных слов. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память.

- Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв. Это упражнение развивает способность одновременно сочетать выдвижение смысловых гипотез о читаемом слове с его строгим побуквенным анализом.

- Чтение текста через слово. Это упражнение усиливает произвольное внимание в процессе чтения, способствует развитию глазодвигательной активности.

- Быстрое многократное произнесение предложений. Это упражнение развивает и тренирует речедвигательные операции чтения.

Упражнения для развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения:

- Разделить сплошной текст на слова.

-Переставить буквы местами так, чтобы получились слова.

- Чтение перевернутого текста.

-Чтение текста с пропущенными словами.

-Чтение текста с закрытыми буквами.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям:

-найти в тексте слова, написание которых отличается одной-двумя буквами;

- чтение слов с одинаковыми окончаниями;

- найти спрятавшиеся слова в слове;

-найти слова с твердыми или мягкими согласными;

- чтение слов с общим корнем, но по-разному оканчивающихся;

- восстанови слова, добавь гласные буквы;

- образование анаграмм ( ачтпо-почта);

- чтение трудных слов по слогам.

Виды работ для увеличения скорости чтения:

-многократное чтение;

- выразительное чтение знакомой части текста;

- буксир (учитель читает вслух текст, а дети одновременно про себя);

- чтение под стук;

-«горочка» (чтение каждой строки медленно – быстро – медленно);

-«серединка» (чтение текста, закрытого линейкой посередине);

- громко – тихо.

Виды работ для совершенствования навыков функционального чтения:

-Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником.

- Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися.

- Первичное чтение всеми учениками «про себя».

-Самостоятельное чтение с конкретным заданием.

-Чтение, деление на части. Составление плана.

-Чтение по готовому плану.

-Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома.

-Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения и слова, которые можно опустить) Подготовка к сжатому пересказу.

-Чтение цепочкой по предложению.

-Чтение цепочкой по абзацу.

-Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.

-Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

-Чтение, ответы на вопросы.

-Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

-Нахождение по данному началу или концу предложения.

-Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу.

-Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.

-Чтение по ролям.

-Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов.

Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации.

Формирование навыков чтения - одна из самых сложных задач. Именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. [3].



Литература

1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.

2. Тунгускова, С.Г. Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе // http://www.myshared.ru/slide/536583/ - 2013. – 7с.

3. Формирование читательской грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие (В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова) http://www.zavuch.info/uploads/methodlib/2010/